Открытый урок информатики в 8–9-х классах "Модели и их классификация"

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Урок для 9 класса.

Тип урока: комбинированный урок (формирование новых знаний).

Опорные знания: модель, моделирование, классификация моделей.

Средства обучения:

технические:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • экран;

программные:

  • презентация, созданная средствами программы Microsoft Power Point для изучения темы;
  • презентация, созданная средствами программы Microsoft Power Point (Приложение 5) для закрепления темы;
  • компьютерный тест, созданный в программе MyTest (Приложение 4)

раздаточные материалы:

Цели урока: Формирование представление о модели, умения устанавливать соответствие между моделируемым объектом и моделью.

Образовательные:

Учащиеся должны знать:

  • основные понятия: модель, моделирование;
  • основные виды моделей (материальные и информационные); классификацию моделей.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры материальных и нематериальных моделей;
  • показать существование множества моделей одного и того же объекта;
  • выделять модели, цели моделирования, моделируемые характеристики при моделировании в жизненных ситуациях.

Развивающие:

  • развивать образное и логическое мышление, умение делать выводы и обобщения;
  • развивать у учащихся познавательный интерес и творческие способности.

Воспитательные:

  • воспитывать организованность, навыки коммуникативного общения, внимательности, чувство ответственности.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение новой темы.
  3. Закрепление материала.
  4. Контроль знаний.
  5. Подведение итогов.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка присутствующих.

II. Изучение новой темы.

Каждому учащемуся раздается опорный конспект и предлагается его заполнить в процессе изучения нового материала. Далее – беседа учителя с учениками (введение в тему).

С понятием “модель” мы сталкиваемся с детства. Игрушечный автомобиль, самолет, кораблик, кукла или плюшевый медведь для многих были любимыми игрушками. Когда вы были детьми, вы и не знали, что умеете моделировать, когда играли в дочки-матери, из кубиков строили дома и города, возле новогодней елки раскладывали вату, имитируя снег и т.д.

Модели и моделирование используются человечеством давно. С помощью моделей и модельных отношений развились разговорные языки, письменность, графика. Наскальные изображения наших предков, затем картины и книги - это модельные, информационные формы передачи знаний об окружающем мире последующим поколениям.

Сегодня мы с вами узнаем, что такое модель и моделирование с точки зрения информатики, рассмотрим классификацию моделей по различным признакам; научимся распознавать модели, цели моделирования, моделируемые характеристики при моделировании в жизненных ситуациях. Итак, тема урока – Модели и их классификация. (Слайд 1) Учащиеся фиксируют тему урока в опорном конспекте.

Понятие модели в различных энциклопедиях и словарях описано по-разному, но суть понятия модель остается одинаковой. Для любого объекта можно создать модель. Например, на уроках биологии для изучения овощей и фруктов вместо оригиналов, что вы используете? Отвечают учащиеся: муляжи или рисунки, которые имеют определенных набор свойств овощей и фруктов – например, цвет, размер, форма и др. Муляжи и рисунки являются заменителями или заместителями оригинала. На уроках географии вы изучаете страны мира с помощью чего? Отвечают учащиеся: Атласов и карт, а это тоже заместители оригинала, которые отражают некоторые характеристики реального расположения стран. Как вы думаете, что же такое модель? Учащиеся предлагают свои версии определения модели и записывают понятие модели. (Слайд 2)

МОДЕЛЬ - аналог (заместитель) оригинала, отражающий некоторые его характеристики.

Происхождение слова «модель»

Модель (фр.сл. мodele, ит. сл. modelo, лат. сл. modelus) – мера, образец. Его первоначальное значение было связано со строительным искусством, и почти во всех европейских языках оно употреблялось для обозначения образа или прообраза, или вещи, сходной в каком-то отношении с другой вещью.

Моделирование – исследование объектов путем построения и изучения их моделей.

(Слайд 3) Модель нужна, чтобы: понять, как устроен конкретный объект, какова его структура, основные свойства, законы развития и взаимодействия с окружающим миром; научиться управлять объектом, процессом; прогнозировать последствия воздействия на объект. Учащиеся фиксируют определение моделирования в опорном конспекте.

Один и тот же объект может иметь множество моделей, а разные объекты могут описываться одной моделью. (Слайд 4)

Например, реальный объект – человек может иметь множество моделей. (Слайд 5) Попробуйте, основываясь на ваш жизненный опыт, привести ещё примеры моделей человека.

В зависимости от целей изучения моделей используются определенные свойства объекта, которые должны отражать модели этого объекта. (Слайд 6)

Рассмотрим классификацию моделей по способу представления. (Слайд 7)

Материальные модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме. (Слайд 8)

Материальная модель - целенаправленно отобранная информация об объекте, представленная в некоторой форме. (Слайд 9)

Информационные модели представляют объекты и процессы в форме схем, чертежей, таблиц, формул, текстов и т.д. (Слайд 10)

Учащиеся записывают примеры моделей в опорном конспекте.

Существует классификация моделей с учетом фактора времени. (Слайд 11)

Рассмотрим примеры статических и динамических моделей. (Слайд 12)

Классификация моделей по области использования

Учебные модели, в их состав входят наглядные пособия, обучающие программы, различные тренажеры (Слайд 13);

Опытные модели (Слайд 14);

Научно-технические модели. Ими также являются ускоритель электронов, прибор, имитирующий разряд молнии, стенд для проверки телевизора (Слайд 15);

Игровые модели, а также военные, экономические, спортивные, деловые игры (Слайд 16); Имитационные модели (Слайд 17).

Учащиеся записывают классификацию моделей по области использования в опорном конспекте.

III. Закрепление материала

  1. Ответы на вопросы (Слайд 18.)
  2. устная работа – совместное заполнение таблицы в интерактивной презентации (Приложение 5);
  3. практическая работа – заполнение листа-заготовки (Приложение 1, Приложение 2). Учащиеся делятся на группы по 2 человека для выполнения практической работы.

IV. Контроль знаний

Работа с компьютерным тестом в программе MyTest (Приложение 4)

V. Подведение итогов.

Выводы урока учащиеся формулируют и записывают в опорный конспект (для чего нужны модели, где применяются).

Оценки за тестовую работу выставляются в журнал.

Результаты за практическую работу будут известны на следующем уроке. Всем спасибо за активную работу.

VI. Домашнее задание.

Выучить опорный конспект к следующему уроку.

Используемые источники информации:

  1. Информатика и ИКТ. Учебник 8–9 классы / Н.В. Макарова, Е.Г. Кочурова, Г.С. Николайчук, Ю.Н. Нилова, Ю.Ф. Титова. - С.-П.: «Питер».
  2. Информатика в видеосюжетах. Учебник по информатике , CD-диск/ Л. Соловьева. - С.-П.: «БХВ-Петербург».
  3. Информационные технологии (в двух частях)/Ю.А. Шафрин.- М.: “Лаборатория базовых знаний”.
  4. comp-science.narod.ru/Bilet/bil10.htm.
  5. Изображения игровых моделей: infpol.ru, учебных моделей: amity-dent.ru, www.pm-lab.ru/1001.html, научно-технический моделей: nts.sci-lib.com/pictures000340.html, опытных моделей: pm.far-for.net.
  6. Рисунок цветов – художник Алексеева Ирина, ученица 7 класса.