Урок для 9 класса.
Тип урока: комбинированный урок (формирование новых знаний).
Опорные знания: модель, моделирование, классификация моделей.
Средства обучения:
технические:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран;
программные:
- презентация, созданная средствами программы Microsoft Power Point для изучения темы;
- презентация, созданная средствами программы Microsoft Power Point (Приложение 5) для закрепления темы;
- компьютерный тест, созданный в программе MyTest (Приложение 4)
раздаточные материалы:
- краткий опорный конспект урока (Приложение 3);
- листы-заготовки для заполнения учащимися (Приложение 1, Приложение 2).
Цели урока: Формирование представление о модели, умения устанавливать соответствие между моделируемым объектом и моделью.
Образовательные:
Учащиеся должны знать:
- основные понятия: модель, моделирование;
- основные виды моделей (материальные и информационные); классификацию моделей.
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры материальных и нематериальных моделей;
- показать существование множества моделей одного и того же объекта;
- выделять модели, цели моделирования, моделируемые характеристики при моделировании в жизненных ситуациях.
Развивающие:
- развивать образное и логическое мышление, умение делать выводы и обобщения;
- развивать у учащихся познавательный интерес и творческие способности.
Воспитательные:
- воспитывать организованность, навыки коммуникативного общения, внимательности, чувство ответственности.
План урока:
- Организационный момент.
- Изучение новой темы.
- Закрепление материала.
- Контроль знаний.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие. Проверка присутствующих.
II. Изучение новой темы.
Каждому учащемуся раздается опорный конспект и предлагается его заполнить в процессе изучения нового материала. Далее – беседа учителя с учениками (введение в тему).
С понятием “модель” мы сталкиваемся с детства. Игрушечный автомобиль, самолет, кораблик, кукла или плюшевый медведь для многих были любимыми игрушками. Когда вы были детьми, вы и не знали, что умеете моделировать, когда играли в дочки-матери, из кубиков строили дома и города, возле новогодней елки раскладывали вату, имитируя снег и т.д.
Модели и моделирование используются человечеством давно. С помощью моделей и модельных отношений развились разговорные языки, письменность, графика. Наскальные изображения наших предков, затем картины и книги - это модельные, информационные формы передачи знаний об окружающем мире последующим поколениям.
Сегодня мы с вами узнаем, что такое модель и моделирование с точки зрения информатики, рассмотрим классификацию моделей по различным признакам; научимся распознавать модели, цели моделирования, моделируемые характеристики при моделировании в жизненных ситуациях. Итак, тема урока – Модели и их классификация. (Слайд 1) Учащиеся фиксируют тему урока в опорном конспекте.
Понятие модели в различных энциклопедиях и словарях описано по-разному, но суть понятия модель остается одинаковой. Для любого объекта можно создать модель. Например, на уроках биологии для изучения овощей и фруктов вместо оригиналов, что вы используете? Отвечают учащиеся: муляжи или рисунки, которые имеют определенных набор свойств овощей и фруктов – например, цвет, размер, форма и др. Муляжи и рисунки являются заменителями или заместителями оригинала. На уроках географии вы изучаете страны мира с помощью чего? Отвечают учащиеся: Атласов и карт, а это тоже заместители оригинала, которые отражают некоторые характеристики реального расположения стран. Как вы думаете, что же такое модель? Учащиеся предлагают свои версии определения модели и записывают понятие модели. (Слайд 2)
МОДЕЛЬ - аналог (заместитель) оригинала, отражающий некоторые его характеристики.
Происхождение слова «модель»
Модель (фр.сл. мodele, ит. сл. modelo, лат. сл. modelus) – мера, образец. Его первоначальное значение было связано со строительным искусством, и почти во всех европейских языках оно употреблялось для обозначения образа или прообраза, или вещи, сходной в каком-то отношении с другой вещью.
Моделирование – исследование объектов путем построения и изучения их моделей.
(Слайд 3) Модель нужна, чтобы: понять, как устроен конкретный объект, какова его структура, основные свойства, законы развития и взаимодействия с окружающим миром; научиться управлять объектом, процессом; прогнозировать последствия воздействия на объект. Учащиеся фиксируют определение моделирования в опорном конспекте.
Один и тот же объект может иметь множество моделей, а разные объекты могут описываться одной моделью. (Слайд 4)
Например, реальный объект – человек может иметь множество моделей. (Слайд 5) Попробуйте, основываясь на ваш жизненный опыт, привести ещё примеры моделей человека.
В зависимости от целей изучения моделей используются определенные свойства объекта, которые должны отражать модели этого объекта. (Слайд 6)
Рассмотрим классификацию моделей по способу представления. (Слайд 7)
Материальные модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме. (Слайд 8)
Материальная модель - целенаправленно отобранная информация об объекте, представленная в некоторой форме. (Слайд 9)
Информационные модели представляют объекты и процессы в форме схем, чертежей, таблиц, формул, текстов и т.д. (Слайд 10)
Учащиеся записывают примеры моделей в опорном конспекте.
Существует классификация моделей с учетом фактора времени. (Слайд 11)
Рассмотрим примеры статических и динамических моделей. (Слайд 12)
Классификация моделей по области использования
Учебные модели, в их состав входят наглядные пособия, обучающие программы, различные тренажеры (Слайд 13);
Опытные модели (Слайд 14);
Научно-технические модели. Ими также являются ускоритель электронов, прибор, имитирующий разряд молнии, стенд для проверки телевизора (Слайд 15);
Игровые модели, а также военные, экономические, спортивные, деловые игры (Слайд 16); Имитационные модели (Слайд 17).
Учащиеся записывают классификацию моделей по области использования в опорном конспекте.
III. Закрепление материала
- Ответы на вопросы (Слайд 18.)
- устная работа – совместное заполнение таблицы в интерактивной презентации (Приложение 5);
- практическая работа – заполнение листа-заготовки (Приложение 1, Приложение 2). Учащиеся делятся на группы по 2 человека для выполнения практической работы.
IV. Контроль знаний
Работа с компьютерным тестом в программе MyTest (Приложение 4)
V. Подведение итогов.
Выводы урока учащиеся формулируют и записывают в опорный конспект (для чего нужны модели, где применяются).
Оценки за тестовую работу выставляются в журнал.
Результаты за практическую работу будут известны на следующем уроке. Всем спасибо за активную работу.
VI. Домашнее задание.
Выучить опорный конспект к следующему уроку.
Используемые источники информации:
- Информатика и ИКТ. Учебник 8–9 классы / Н.В. Макарова, Е.Г. Кочурова, Г.С. Николайчук, Ю.Н. Нилова, Ю.Ф. Титова. - С.-П.: «Питер».
- Информатика в видеосюжетах. Учебник по информатике , CD-диск/ Л. Соловьева. - С.-П.: «БХВ-Петербург».
- Информационные технологии (в двух частях)/Ю.А. Шафрин.- М.: “Лаборатория базовых знаний”.
- comp-science.narod.ru/Bilet/bil10.htm.
- Изображения игровых моделей: infpol.ru, учебных моделей: amity-dent.ru, www.pm-lab.ru/1001.html, научно-технический моделей: nts.sci-lib.com/pictures000340.html, опытных моделей: pm.far-for.net.
- Рисунок цветов – художник Алексеева Ирина, ученица 7 класса.