Урок истории "Великие реформы Александра II. Отмена крепостного права"

Разделы: История и обществознание


Цель урока: раскрыть важность реформы, ее основные положения и значение в экономической и социально-политической жизни страны.

Тип урока: урок лекция с элементами беседы.

Оборудование: В.И. Буганов, П.Н.Зырянов "История России конец XVII - XIX века". М., Просвещение, 2005 г., исторические документы, компьютер и проектор, презентация

Ход урока

I. Император Александр II.

Сообщение учащегося: «Император Александр II». (Прил.1, слайд 2)

II. Подготовка реформы.

Работа с документом: отрывок из письма Я.И. Ростовцева Александру II, в котором содержится обзор мнений помещиков о способах освобождения крестьян. Учащиеся должны определить, какие мнения принадлежат помещикам черноземных, нечерноземных губерний, и тем и другим, (ответы: черноземные - а, б, в, г; нечерноземные - д, е). (Прил.2, слайды 3, 4)

III. Манифест 19 февраля 1867 года.

Знакомство с условиями «Манифеста» и «Положения». Оглашение Манифеста 5 марта.

«Положения» 19 февраля 1861г. включали в себя 17 законодательных актов, в которых подробно расписана вся процедура освобождения. (Слайды 5, 6, 7, 8, 9)

IV. Крестьянские наделы.

Работа со статистическими данными и картой «Отмена крепостного права в России в 1861г.»

в учебнике. Работа с текстом учебника (стр. 232-233). С помощью текста дать определения терминам: «временнообязанные», «отрезки», «прирезки». (10, 11)

V. Выкупные сделки.

Работа с учебником (стр.233). Прочитав текст ответить на следующие вопросы: Какие дополнительные ограничения были введены? Как называется такая система коллективной ответственности? (Слайд 12)

VI. Отношения крестьян к реформе.

Работа с документом «Конец крепостничества в России: документы, письма, мемуары, статьи». Прочитать документ и ответить на следующий вопрос. - Как крестьяне восприняли реформу 1861 года? (Прил.3)

Рассказ учащегося о событиях в Бездне и Кандеевке.

-С чем связана такая жестокость властей?

VII Историческое значение реформы.

Работа с текстом учебника (стр.234-235)

- В чем историческое значение реформы?

- Правомерно ли назвать эту реформу Великой? (Слайд 13)

VIII. Закрепление изученного материала

Перечислите термины и понятия, связанные с отменой крепостного права. (Один учащийся называет, другой дает определение). (Редакционные комиссии, отрезки, мировой посредник, прирезки и т.д.).

Работа с репродукцией картины Г.Г. Мясоедова «Чтение Манифеста 19 февраля 1861 г.» (Слайд 14)

- Когда происходят изображенные на картине события?

- Кто изображен на картине?

- Как вы думаете, о чем думают изображенные на картине люди?

IX. Подведение итогов урока. Объявление оценок.

Исторический диктант. (Прил.4)

(Ответы: временнообязанные, мировой посредник, «отрезки», Государственная ссуда, «прирезки», реформа, уставная грамота, «дарственный надел»).

Литература.

  1. В.И. Буганов, П.Н.Зырянов "История России конец XVII - XIX века". М., Просвещение, 2005 г.
  2. Е.В. Колганова, Н.В. Сумакова. Поурочные разработки по истории России XIX в. М., «ВАКО», 2004 г.
  3. В.Г. Петрович, Н.М. Петрович. Уроки истории. М., Творческий центр «Сфера», 2002 г.
  4. Н.И. Дорожкина. Современный урок истории: использование мультимедийных презентаций. М., «ВАКО», 2009 г.