Цель урока: раскрыть важность реформы, ее основные положения и значение в экономической и социально-политической жизни страны.
Тип урока: урок лекция с элементами беседы.
Оборудование: В.И. Буганов, П.Н.Зырянов "История России конец XVII - XIX века". М., Просвещение, 2005 г., исторические документы, компьютер и проектор, презентация
Ход урока
I. Император Александр II.
Сообщение учащегося: «Император Александр II». (Прил.1, слайд 2)
II. Подготовка реформы.
Работа с документом: отрывок из письма Я.И. Ростовцева Александру II, в котором содержится обзор мнений помещиков о способах освобождения крестьян. Учащиеся должны определить, какие мнения принадлежат помещикам черноземных, нечерноземных губерний, и тем и другим, (ответы: черноземные - а, б, в, г; нечерноземные - д, е). (Прил.2, слайды 3, 4)
III. Манифест 19 февраля 1867 года.
Знакомство с условиями «Манифеста» и «Положения». Оглашение Манифеста 5 марта.
«Положения» 19 февраля 1861г. включали в себя 17 законодательных актов, в которых подробно расписана вся процедура освобождения. (Слайды 5, 6, 7, 8, 9)
IV. Крестьянские наделы.
Работа со статистическими данными и картой «Отмена крепостного права в России в 1861г.»
в учебнике. Работа с текстом учебника (стр. 232-233). С помощью текста дать определения терминам: «временнообязанные», «отрезки», «прирезки». (10, 11)
V. Выкупные сделки.
Работа с учебником (стр.233). Прочитав текст ответить на следующие вопросы: Какие дополнительные ограничения были введены? Как называется такая система коллективной ответственности? (Слайд 12)
VI. Отношения крестьян к реформе.
Работа с документом «Конец крепостничества в России: документы, письма, мемуары, статьи». Прочитать документ и ответить на следующий вопрос. - Как крестьяне восприняли реформу 1861 года? (Прил.3)
Рассказ учащегося о событиях в Бездне и Кандеевке.
-С чем связана такая жестокость властей?
VII Историческое значение реформы.
Работа с текстом учебника (стр.234-235)
- В чем историческое значение реформы?
- Правомерно ли назвать эту реформу Великой? (Слайд 13)
VIII. Закрепление изученного материала
Перечислите термины и понятия, связанные с отменой крепостного права. (Один учащийся называет, другой дает определение). (Редакционные комиссии, отрезки, мировой посредник, прирезки и т.д.).
Работа с репродукцией картины Г.Г. Мясоедова «Чтение Манифеста 19 февраля 1861 г.» (Слайд 14)
- Когда происходят изображенные на картине события?
- Кто изображен на картине?
- Как вы думаете, о чем думают изображенные на картине люди?
IX. Подведение итогов урока. Объявление оценок.
Исторический диктант. (Прил.4)
(Ответы: временнообязанные, мировой посредник, «отрезки», Государственная ссуда, «прирезки», реформа, уставная грамота, «дарственный надел»).
Литература.
- В.И. Буганов, П.Н.Зырянов "История России конец XVII - XIX века". М., Просвещение, 2005 г.
- Е.В. Колганова, Н.В. Сумакова. Поурочные разработки по истории России XIX в. М., «ВАКО», 2004 г.
- В.Г. Петрович, Н.М. Петрович. Уроки истории. М., Творческий центр «Сфера», 2002 г.
- Н.И. Дорожкина. Современный урок истории: использование мультимедийных презентаций. М., «ВАКО», 2009 г.