Урок технологии в 7-м классе "Способы обработки горловины ночной сорочки"

Разделы: Технология


Цели:

  1. Ознакомить учащихся с различными способами обработки горловины в зависимости от формы выреза горловины, толщины ткани, вида отделки изделия.
  2. Научить обрабатывать горловину окантовочным швом и подкройной обтачкой.
  3. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса у учащихся к предмету.
  4. Способствовать развитию речи, обогащению и усложнению словарного запаса.
  5. Развивать пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус.

Оборудование и материалы: карточки, технологическая карта, презентация, образцы обтачек, образцы обработки горловин, образец ночной сорочки.

Ход урока

I. Стадия Вызова

Перед началом урока каждая ученица выбирает себе цветную карточку, в соответствии со своими знаниями.

Красный – я знаю почти все.

Синий – я сомневаюсь в полноте своих знаний.

1. Организационный момент

Добрый день всем присутствующим, добрый день всем отсутствующим, добрый день всем.

2. Актуализация знаний

В зависимости от выбранного цвета девочки выполняют задание на определение назначения и названия мерок, необходимых для построения чертежа ночной сорочки.

(слайд 1)

Работа по карточкам: необходимо заполнить пропущенные строчки, задавая наводящие вопросы дуг, другу. Оценивается – кто вперед справиться с заданием.

Карточка 1

  План работы по пошиву сорочки с цельнокроеным рукавом
1. Обработать плечевые срезы.
2.  
3. Обработать нижние срезы рукавов
4. Обработать боковые срезы
5.  
6. Отутюжить готовое изделие

Карточка 2

  План работы по пошиву сорочки с цельнокроеным рукавом
1.  
2. Обработать срез горловины.
3.  
4. Обработать боковые срезы
5.  
6. Отутюжить готовое изделие

Самопроверка (слайд 2)

3. Мотивация

– Девочки вчера на мой электронный адрес для вас пришло письмо. Давайте прочитаем его вместе:

Здравствуйте! Меня зовут Катя мне 12 лет. На фотографии: я и моя мама. Свою маму я очень люблю. Скоро будет праздник 8 Марта. И я решила приготовить своей маме сюрприз – сшить ночную сорочку. Я почти закончила свою работу,(вы ее сейчас увидите на фото), но вот досада ни как не могу сделать горловину, чтобы было и красиво, и не сложно, и быстро. Может кто-нибудь откликнется на мое письмо и поможет решить мою проблему. Заранее Вас благодарю. (Слайд 3)

Как вы думаете, сможем мы помочь девочке?

– …

– А почему?

– …

– Да. Действительно вы сами еще не умеете обрабатывать горловину.

– Девочки, поработав по карточкам, вы составили план работы по изготовлению ночной сорочки. Посмотрите и скажите, на каком этапе мы с вами остановились, а это значит, что тема нашего урока: (учащиеся называют тему урока).

4. Тема урока: «Способы обработки горловины» (слайд 4)

Какие цели сегодня на уроке вы должны поставить перед собой?

  • определить способы обработки горловины
  • узнать технологию обработки горловины
  • научиться обрабатывать горловину

Я слышу – я забываю
Я вижу – я запоминаю
Я делаю – я понимаю
(китайская пословица)

(слайд 5)

II. Стадия Осмысления

Способы обработки горловины: подкройной обтачкой, окантовочным швом. (слайд 6)

Что такое обтачка – как вы думаете? (слайд 7)

Обтачка – это деталь, предназначенная для обработки отдельных частей изделия

Прежде чем обрабатывать изделие обтачкой, необходимо знать какой, и как она выкраивается. (слайд 8)

  • подкройная обтачка – называется, потому что она подкраивается по форме выреза горловины, с учетом направления нити основы у ткани. Ширина обтачки 3,5-5 см
  • для того чтобы определить название второй обтачки необходимо сравнить два образца обтачек и выявить их сходства и различия,
  • обтачка по косой выкраивается по углом 45° к нити основы, ширина 4,5–5 см.

В результате работы учащиеся должны сделать вывод: что образец №2 является обтачкой «По косой», потому что удобен в работе и в результате работы внешний вид изделия не меняется.

5. Практическая работа №1

Для предложенных лекал ночной сорочки (бумага) изготовить образец подкройной обтачки из бумаги

6. Самоконтроль (Слайд 9)

7. Физминутка (Слайд 10)

Чтобы сильной статьи ловкой,
Приступаем к тренировке.
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже, а потом,
Шаг на месте, не спеша.
Как погода – хороша!
Мы проверили осанку,
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.

8. Практическая работа №2

(работа выполняется по технологическим картам, в соответствии с выбранной в начале урока цветной карточкой)

  1. Ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления)
  2. Предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы
  3. Текущий инструктаж

Технологическая карта №1

(для тех, кто выбрал синий цвет)

«Обработка горловины подкройной обтачкой»

  1. Наложить обтачку на горловину лицевая сторона к лицевой.
  2. Сметать детали по линии горловины.
  3. Обтачать детали по линии припуска на швы.
  4. Надсечь припуски по линии горловины.
  5. Отогнуть обтачку на изнанку, выправить углы, выметать по краю.
  6. Обработать срез обтачки на краеобметочной машине или декоративной строчкой на швейной машине.
  7. Закрепить обтачку машинной строчкой на расстоянии 5мм от края горловины.
  8. Приутюжить обтачку.

Технологическая карта №2

(для тех, кто выбрал красный цвет)

«Обработка горловины окантовочным швом»

  1. Выкроить обтачку.
  2. Сложить концы обтачки лицевой стороной внутрь, уравняв срезы и стачать шириной шва 7 мм.
  3. Припуски шва стачивания заутюжить, сложить полоску вдоль пополам, изнаночной стороной внутрь, совместить и приутюжить.
  4. Приложить полоску к лицевой стороне горловины, совместив срезы полоски и горловины, приметать, притачать, ширина шва 4-6 мм
  5. Закругленные припуски шва надсечь.
  6. Отогнуть полоску ткани на изнаночную сторону горловины, отогнув срезы.
  7. Наметать так, чтобы ширина окантовки с лицевой стороны изделия по всей длине была одинакова, и настрочить в шов притачивания – с лицевой стороны.
  8. Приутюжить горловину.

III. Анализ выполнения практической работы учащимися

– Давайте посмотрим, проверим и оценим работу девочек, справившихся с заданием первыми.

IV. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Д/З – §27, 28 сделать эскизы способов отделки горловины ночной сорочки.

V. Уборка рабочих мест

VI. Стадия рефлексии

Каждой ученице записать вопросы на листочках (1 лист – вопросы на которые я точно знаю ответ; 2 лист – вопросы, ответ на которые я не знаю или сомневаюсь ответить).