Цель: учить детей составлению рассказа с опорой на серию сюжетных картин; развивать способность самостоятельно придумывать события последующее событию.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Ребята, я вам сейчас загадаю загадки, вы их внимательно послушайте и постарайтесь найти отгадки на картинках, которые разложены по группе в разных местах.
1. С бородою, а не старик,
С рогами, а не бык,
Лыко дерёт,
А лаптей не плетёт. (Коза)2. Голодная мычит,
Сытая жуёт,
Всем ребятам молоко даёт. (Корова)3. Спереди пятачок,
Сзади – крючок,
Посередине спинка,
А на ней щетинка. (Поросёнок)4. В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу. (Собака)5. Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Чисто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)
Воспитатель:Ребята, про кого были все загадки? А почему этих животных называют домашними животными? А кого из вас есть дома животные? А как вы с ними играете?
Стук в дверь. Заходит почтальон Печкин (младший воспитатель).
Печкин:
Я почтальон весёлый,
Я всегда спешу,
Открытки, телеграммы,
Посылки разношу.
Отдаёт письмо.
Воспитатель: Спасибо, Печкин. Проходи. Будешь гостем на нашем занятии, послушаешь ребят, а если захочешь, то и поиграешь с нами.
Печкин проходит садится, а воспитатель открывает письмо.
Воспитатель:Ребята, это письмо пришло к нам из деревни Простоквашино от Шарика. Он прислал нам картинки, но забыл вложить в конвертписьмо. Что же он хотел нам рассказать? Давайте с вами попробуем разобраться. (Выставляются две картинки, остальные остаются в конверте «не замеченные» воспитателем)
Воспитатель: задаёт вопросы
– Кого вы видите на первой картинке?
– Может, мы назовём их? (Петя и Маша)
– Куда и зачем они отправились?
– Рядом с чем остановились Петя и Маша и почему?
– Что испугало их?
Воспитатель: Ребята, а придумайте, что с ними могло случится дальше.
Выслушивает 2-3 рассказа детей.
Воспитатель: (удивлённо) Ребята, оказывается, в конверте ещё есть картинки. Давайте их посмотрим и узнаем, какая же история с ними произошла на самом деле.
Воспитатель вынимает из конверта остальные
картинки и выставляет их в правильной
последовательности. Затем проговаривает всю
историю по предложенным картинкам. (Это –
образец)
(Если в группе есть ребёнок, хорошо
владеющий навыками рассказывания, то можно ему
предложить рассказать по картинкам этот рассказ
за воспитателя)
Воспитатель: Ребята, а кого ещё может
напугать котёнок? (Мышей, птиц …)
А теперь зовите Печкина поиграть с нами в игру
«Кот и воробышки»
Дети и Печкин играют.
Воспитатель: Ребята, а как можно назвать этот рассказ про Петю и Машу?
Дети придумывают название рассказу.
Воспитатель:Ребята, а давайте запишем свой рассказ и отправим Шарику. А чтобы вы быстрее его запомнили и рассказали его ещё и своим знакомым составим пиктограммы.
На каждые 3 картинки по 2 ребёнка – один рассказывает, а другой рисует пиктограмму (Приложение 1) Затем по пиктограммам двое детей по очереди рассказывают историю про Петю и Машу. (Цепное рассказывание) Воспитатель записывает на листок рассказанную детьми историю. Затем читает её детям и кладёт листок в конверт и отдаёт Печкину.
Воспитатель: Печкину пора возвращаться домой в Простоквашино. Давайте дружно скаж6ем ему До свидания и пожелаем счастливого пути и передать Шарику и коту Матроскину, что мы ждём от них ещё интересных историй.
Рассказ «Страшный зверь» (образец)
Петя и Маша отправились в лес за грибами. Вдруг внизу большого дуба, в дупле, они увидели чьи-то горящие глаза. Дети решили, что там притаился страшный зверь. Петя и Маша очень испугались и побежали прочь от старого дуба. Навстречу детям шёл дед Егор. У деда было охотничье ружьё. Дед Егор никого не боялся. Вместе с детьми он подошёл к дуплу. Дед Егор выставил вперёд ружьё и грозным голосом закричал: «А ну, страшный зверь, выходи!» И тут из дупла вылез маленький котёнок. Петя и Маша рассмеялись, а дед Егор сказал: «Ну и страшный зверь!»