Консультация для воспитателей. Тема: "Организация подвижных игр с детьми раннего возраста"

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии


С детьми раннего возраста проводятся подвижные игры  и упражнения имитационного характера. Малышам импонирует эмоциональная вовлеченность в  игру взрослого, им передается его эмоциональный настрой. У детей обостряется восприятие, сосредотачивается внимание. Они учатся понимать игровые правила и подчиняться им, действовать в воображаемой ситуации. Малыши начинают управлять собственными движениями, сообразуясь с движениями  сверстника.

Детей учат двигаться стайкой, не мешая  друг другу, в одном направлении с ориентиром на зрительный образ «Пойдем в гости к мишке».  Малыши вместе со взрослым зовут: «Мишка, выходи!», пляшут с персонажем; ходят по узкой дорожке, подлезают под  «упавшее дерево». Учат действовать, не мешая товарищам, например, когда  собирают раскатившиеся колечки (шарики). Для этого воспитатель устраивает перебежки детей:  «Побежали к зайке, а теперь назад, ко мне» (это дает возможность приостановить детей, успокоить  перевозбудившихся, чтобы снова в включить их в игру).

Дети после 1 года 8 месяцев могут выполнять имитационные движения, подражая не только знакомому персонажу, но и явлениям природы: показывают, как летят снежинки (А. Барто «Снег кружится») и т.д.

При проведении подвижной игры, воспитатель берет на себя ведущую роль. По ходу игры он подсказывает детям  их действия, подбадривает неуверенных, застенчивых: «Все летают, как                        воробышки, пьют водичку, клюют зернышки» (игра «Воробышки и автомобиль»). Малыши выполняют движения, подражая педагогу. Подвижную игру повторяют 2-3 раза, отмечая положительный настрой детей: «Все воробышки были ловкими, никто не попался, играли хорошо. Молодцы!»

Подвижные игры для детей раннего возраста

«Снежок»

Цель:  развивать умение действовать согласованно.

Описание игры. Дети стоят кружком и выполняют действия в соответствии с текстом:

Выпал беленький снежок, собираемся в кружок.
Мы потопаем, мы потопаем!
Будем весело плясать, будем ручки согревать.
Мы похлопаем, мы похлопаем!
Будем прыгать веселей, чтобы было потеплей.
Мы попрыгаем, мы попрыгаем!

«Коза рогатая»

Описание игры. Чертой (стульчиками) отгораживается дом. По площадке гуляет коза. Дети хором говорят:

Идет коза рогатая, идет коза бодатая,
Ножками топ-топ, глазками хлоп-хлоп!
Ой, забодает, забодает!

Коза делает из пальцев рога и бежит за детьми, говоря: «Забодаю, забодаю!»
Дети прячутся в дом, коза их ловит. Пойманные становятся помощниками козы.

«Музыканты»

Цель: знакомство с музыкальными инструментами, расширение словарного запаса.

Описание игры. Дети стоят кружком, не держась за руки. В центре детский стульчик, около которого стоит малыш и «играет» на воображаемом инструменте. При исполнении  3 куплета ребёнок садится. Остальные дети пляшут, повторяют движения взрослого. Воспитатель поёт:

Наш Серёженька-дружок на дуде играет.
Встали детки все в кружок, ножки выставляют. Ля-ля-ля.
Балалайку взял малыш, весело играет.
Все ребята заплясали, дружно приседают. Ля-ля-ля.
Сел Серёженька на стул, играет на гармошке.
Эй, ребята, поскорей покружимся веселей! Ля-ля-ля.

«Мы в ладошки ударим»

Цель: развивать умение соотносить движения со словами текста.

Описание игры. Дети сидят на стульях, расставленных полукругом. Воспитатель напевает, сопровождая пение движениями. Дети повторяют:

Тихо мы в ладошки ударим, тихо мы в ладошки ударим,
Люли-люли, ударим – 2 раза
Громко мы в ладошки ударим, громко мы в ладошки ударим,
Люли-люли, ударим – 2 раза
Ручки мы вверх поднимаем, ручки на коленки опускаем,
Люли-люли, опускаем – 2 раза
Ручки за спину мы спрячем, ручки мы тёте покажем,
Люли-люли, покажем – 2 раза
Ножки мы тёте покажем – 2 раза
Люли-люли, покажем – 2 раза

«Маленькие ножки бежали по дорожке»

Описание игры. Дети строятся в колонну или стайкой. Педагог говорит, что ножки у них маленькие, но бегают быстро. Дети бегут и приговаривают вместе с воспитателем:

«Маленькие ножки бежали по дорожке.
Маленькие ножки бежали по дорожке».

Затем воспитатель говорит, что у медведя ноги большие и идет он медленно:

«Большие ноги шли по дороге.
Большие ноги шли по дороге».

Дети несколько раз выполняют со словами ритмичные подражательные движения, то быстрые и легкие, то медленные и тяжелые.

«Воробушки»

Описание игры. Дети (воробушки) сидят на стульчиках (в гнездышках) и спят. На слова педагога «В гнезде воробушки живут и утром рано все встают» дети раскрывают глаза, громко поют: «Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик!». «Так весело поют», – заканчивает педагог. После этих слов дети разбегаются по комнате. На слова педагога «В гнездышко полетели!» возвращаются на свои места.

«Воробушки и автомобиль»

Описание игры.Несколько детей (воробушки) скачут по дороге и чирикают: «чик-чирик, чик-чирик». Вдруг на дороге показывается автомобиль (ребенок, изображающий автомобиль). Сначала звук мотора «р-р-р» слышен слабо, затем все сильнее и сильнее. Когда машина приближается к воробьям, они издают звук «фрр», расправляют крылья и разлетаются.

«По ровненькой дорожке»

Описание игры.Дети идут шеренгой  или свободно группируются около педагога. Ритмично шагают под слова:

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке
Шагают наши ножки, раз, два, раз, два...

Затем педагог и дети начинают прыгать на двух ногах, слегка продвигаясь вперед и приговаривая при этом:

По камешкам, по камешкам, по камешкам, по камешкам.

Затем педагог произносит: «В яму бух!» Дети присаживаются на корточки.
«Вышли из ямы», — говорит педагог. Дети поднимаются и идут, весело приговаривая вместе с педагогом: «По ровненькой дорожке…»
Движения повторяются. Затем текст изменяется:

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке,
Устали наши ножки, устали наши ножки.
Вот наш дом, там мы живем.

На слова «устали наши ножки» педагог, а за ним и дети слегка замедляют движения и с окончанием текста останавливаются. Затем бегут к скамейкам и садятся на них. Игру можно повторить 3—4 раза.

Памятка для воспитателей

«Правила организации режимных процессов»

  • Воспитывать положительное отношение к процессам, связанным с едой, укладыванием спать, туалетом.
  • Проводить режимные процессы точно по режиму.
  • Постоянно закреплять ранее приобретенные умения и обучать новым умениям.
  • При проведении режимных процессов воспитывать культурно-гигиенические навыки.
  • Воспитывать у детей правила поведения, связанные с тем или иным процессом.
  • Обучая детей умениям и навыкам, использовать разнообразные  приемы: показ, прямая помощь, словесные указания и объяснения, напоминания.
  • Процессы проводить постепенно, не допускать, чтобы дети ожидали друг друга.
  • Обязательно учитывать индивидуальные особенности и состояние ребенка в данный момент.
  • Относиться к каждому ребенку чутко, ласково, заботливо. Понимать настроение ребенка, учитывать его желания и потребности.
  • Использовать кормление, одевание и умывание в целях развития речи, движений, ориентировки в окружающем и  формирования организационного поведения.

Консультация для воспитателей

«Методика проведения режимных процессов в группах раннего возраста»

Умывание. При проведении умывания детей необходимо воспитывать следующие умения и навыки: обучать детей, не обливаясь, с помощью взрослого, мыть лицо и руки, самостоятельно вытирать их только своим  полотенцем и знать его место. Необходимо использовать процесс умывания для развития речи и ориентировки в окружающем.
Первыми направляются умываться те, кто медленнее ест, с плохим аппетитом, кто сам намеревается идти. Перед умыванием воспитатель закатывает детям рукава (при необходимости). Очень важно использование художественного слова, малых фольклорных форм.

Одновременно воспитатель умывает 2-3 детей не торопясь, давая детям возможность самостоятельно это делать. При необходимости показать детям, как намочить руки, намылить, смыть мыло с рук, отряхнуть воду, вытереть руки полотенцем.

Организация сна. Ребенок должен спать днем не меньше полутора часов. Перед укладыванием на сон дети должны быть спокойными, для этого воспитатель организует спокойные игры.

Укладывание на сон проводится постепенно, приглашают 5-6 детей в спальную, остальные дети играют. Приглашать сначала нужно детей более младших или физически ослабленных, которые в это время ничем не заняты, быстро утомляются, кто дома плохо спал ночью.
Спокойно засыпающих детей надо укладывать первыми, а кто проявляет активность – последними. Воспитатель, освободившись от укладывания детей, может быть около того ребенка, который сам долго не может заснуть. Возбужденного ребенка следует, прежде всего, успокоить, а потом укладывать спать. Во время сна в спальне обязательно должен находиться взрослый.
Для быстрого засыпания детей целесообразно использовать элементы рефлексотерапии и аутогенной тренировки (поглаживание, приговаривание, спокойная музыка, тихая колыбельная), а в межсезонье – использовать грелки для согревания постелей; одевать пижамы, носочки.
При организации одевания и раздевания детей педагог должен использовать этот процесс для воспитания умений и навыков: научить детей самостоятельно снимать одежду и обувь, расстегивать и застегивать пуговицы спереди, развязывать пояски, шнурки, знать порядок раздевания и аккуратно складывать снятую одежду, самостоятельно одевать на себя снятую одежду и обувь в нужном порядке. Формировать правила поведения: раздеваться, не отвлекаться игрой; аккуратно убирать одежду; помогать товарищам; соблюдать в спальне тишину. Развивать ориентировку в окружающем, знакомить с различными качествами и свойствами предметов, обогащать словарь и т.д.
Во время раздевания ребенка воспитатель и младший воспитатель одновременно следят за несколькими детьми: одному помогает, другому подсказывает с чего начать раздеваться, третьему предлагает обратиться за помощью к товарищу и т.п. Взрослые должны постоянно побуждать детей к самостоятельности.
Раздеваться ребенок должен в определенном порядке: снять платье (или рубашку), туфельки, шорты, майку, колготы или носочки. В обратной последовательности одеваться.
Любой ребенок, как только он проснулся, должен вставать, одеваться и начать самостоятельно играть.
Если ребенок, просыпаясь после сна, бывает вялым, то нельзя громко говорить, тормошить его. Нужно дать ему немножко полежать, ласково поговорить с ним, вызвать у него желание встать.

Кормление. Уже со второго года жизни необходимо накрывать стол по всем правилам (скатерть на столе или салфетки под тарелки, салфетницы с бумажными салфетками, букетики цветов на столах, столовые приборы: десертная ложка, чайная ложка, вилка (для детей 3-го жизни)).
При проведении кормления необходимо воспитывать следующие умения и навыки: мыть руки перед едой; принести стул, сесть за стол; есть аккуратно, действовать преимущественно правой рукой; есть первое и второе блюдо с хлебом; самостоятельно доставать после еды салфетку и пользоваться ею; не выходить из-за стола, не окончив еды; уметь спокойно подождать, когда воспитатель занят другим ребенком; свои просьбы выражать словами, благодарить после еды (словами или кивком головы).
Перед едой дети должны играть в спокойные игры. Дети начинают мыть руки только тогда, когда в комнату принесена пища. Младший воспитатель берет мыть руки первым 2-3 детям, затем дети садятся за стол и начинают кушать. Предложив ребенку идти мыть руки, воспитатель и младший воспитатель следят за тем, чтобы дети убирали игрушки, которыми они играли, на место.

Первыми за стол сажают  младших, ослабленных детей, или тех детей, которые медленно едят. Возбужденных детей сажают последними, когда им воспитатель и младший воспитатель смогут уделить внимание.

Подавая детям пищу, воспитатель должен прежде попробовать питание сам, чтобы знать особенности каждого блюда; следить, чтобы пища была красиво оформлена, сохраняла свою характерную форму (котлету, кусок запеканки не разминать); называть блюдо, которое ставят перед ребенком, например: «Сегодня очень вкусная гречневая каша». Размельчать пищу можно только перед ребенком на столе.

Второе, третье блюдо подается сразу, как только ребенок съел первое, второе.

Воспитатель следит за позой детей во время еды, напоминает о навыках, правилах поведения за столом. Обращение воспитателя к детям не должно быть общим ко всем детям. Педагог обращается к небольшим группам и отдельным детям, при этом говорит негромко.

Младший воспитатель и воспитатель следят, чтобы за столом в процессе еды всегда было чисто. Докармливает воспитатель или младший воспитатель, сидя на стульчике с правой стороны от ребенка, отдельной ложкой.

Дети должны пользоваться матерчатыми салфетками с нагрудником. Салфетки закладываются за ворот рубашки, платья или завязываются. Со второй половины 3-го года жизни салфетки можно не завязывать, а класть рядом. Детей следует приучать различать чистую и грязную салфетку. Воспитатель должен следить, чтобы дети пользовались салфеткой и во время еды по мере загрязнения. Во время кормления младший воспитатель также принимает участие в раздаче пищи детям, выполняя это методически правильно.
Ребенок, как только поел, выходит из-за стола и идет играть.

Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно  влияет на обмен веществ, оказывает закаливающий эффект.

Дети раннего возраста должны находиться на улице от 2,5 часов до 3 часов в день. Проведение прогулки при благоприятных условиях (не ниже –15С зимой, без ветра) требует особой организации в группах раннего возраста. Прежде всего, необходимо соблюдать следующие условия:

  • Формирование навыков самообслуживания (взрослому не делать за ребенка то, что он умеет делать сам);
  • Требование к родителям: утром рационально складывать одежду ребенка;
  • Удобная расстановка мебели в раздевальных комнатах, свободный подход к шкафчикам;
  • Ожидание интересной прогулки детьми (сюрпризные моменты, предварительная установка, внесение атрибутов и игрушек)

Особое внимание уделяется одеванию и раздеванию. В этом воспитателям помогает знание методики организации прогулки с детьми раннего возраста.

Прогулка должна проводиться систематически. Отменяется только по указанию врача, старшей медсестры, заведующего, заместителя заведующего по воспитательно-методической работе. Прогулка должна обогащать детей интересными впечатлениями о природе и окружающей жизни. Ребенок получает большую возможность двигаться.

Одеваются дети на прогулку постепенно: одни занимаются с воспитателем, а помощник воспитателя (младший воспитатель) – высаживает на горшок и начинает  и одевать детей.  
Когда половина детей одета, воспитатель выходит с ними на прогулку,  остальные продолжают одеваться с помощью взрослого.

Одевание детей организуется в определенной последовательности: дети подходят к шкафчику, берут колготы, рейтузы, валенки или ботинки, садятся на диванчики, одеваются самостоятельно или с помощью взрослого. Затем берут головные уборы, кофты, которые им одевают взрослые, затем взрослые одевают детям пальто с варежками, завязывают шарфы. Одевают детей соответственно погоде.

Во время одевания разговоры с детьми следует вести о предметах одежды, приучать правильно называть одежду, некоторые ее качества (меховая шубка, синий шарфик и т.д.), учить детей употреблять некоторые слова, говорить о погоде, с чем будут играть дети на прогулке, что будут смотреть. Воспитатель воспитывает правила поведения: вежливо обратиться с просьбой, благодарить, проходить спокойно, не толкаться.

В обращении с детьми воспитатель использует веселые шутки, стихи, например: «Шапка да шубка, вот и весь и Мишутка», «Нету пальчика – пропал, в свой домишко не попал!»

На прогулке большую часть времени дети играют самостоятельно. Ежедневно воспитатель проводит подвижную игру, игру-хоровод, гимнастические упражнения с использованием гимнастических пособий;  в зависимости от времени года, организует наблюдения, отвечает на вопросы детей.

Во время прогулки воспитатель регулирует деятельность каждого ребенка, следит, чтобы дети не мерзли, другие не перегревались, следит за внешним видом детей, исправляет неопрятность в одежде, воспитывает потребность пользоваться носовым платком, обращаться за помощью к воспитателю. Воспитатель должен видеть каждого ребенка в течение всей прогулки, следить за его настроением и занятостью, быть активным и постоянно общаться с детьми.

Возвращаются с прогулки первыми те, кто раньше вышел гулять  (не позже, чем за 30 минут до еды).

Литература:

  1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста, М., 1977г.
  2. Алямовская В.Г. Ясли – это серьезно. М: Линка – пресс, 2000 г.
  3. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях /Под ред. Н. М. Щелованова, Н. М. Аксариной – М., 1960 г.
  4. Ковригина М.Н. «Сестра – воспитательница яслей и младших групп детских  садов» М., 1971 г.
  5. Методические рекомендации к программе воспитания  и обучения в детском саду / под ред. Васильевой М. В., Гербовой В. В., Комаровой Т. С. .М.,2005 г.
  6. Печора К. Л. , Пантюхина Т. В., Голубева Л. Г. «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях» М. Просвещение, 1986г.
  7. Материалы интернет-изданий