Проблеме гиперактивности у детей специалисты уделяют серьезное внимание во многих странах, в том числе и у нас. Связано это, во-первых, с частотой гиперактивности у современных детей. Во-вторых, проявления гиперактивности часто сочетаются с трудностями в обучении и эмоциональными проблемами ребенка, что может повлиять на дальнейшую его судьбу, на взаимоотношения с окружающими людьми.
Хотя этот синдром часто называют гипердинамическим, т.е. синдромом повышенной двигательной активности, основным в его структуре является дефицит внимания – это является одной из существенных характеристик познавательной деятельности при ЗПР у дошкольников.
Наиболее полное определение гиперактивности дает Монина Г.Н. в своей книге по работе с детьми, страдающими дефицитом внимания: «Комплекс отклонений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности… Первые признаки гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет. Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы), генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля»
В отличие от многих других неврологических заболеваний СДВГ имеет более оптимистичные возможности коррекции при условии осуществления ее в возрасте 5-10 лет.
Существует два основных подхода к коррекции –
медицинский и психологический (с точки зрения
психолога и психотерапевта).
В организации программы коррекции участвует
социальный педагог – как основной координатор и
посредник между родителями и педагогами.
Родители должны обеспечивать общий
эмоционально-нейтральный фон развития и
обучения ребенка. Педагоги, на основании
рекомендаций специалистов, осуществляют процесс
обучения и воспитания гиперактивных детей,
учитывая индивидуальные особенности их
поведения и развития.
В домашней программе преобладает поведенческий аспект, в учреждениях же основной упор делается на развитие интеллектуальных умений.
Обучение требует от ребенка реализации всех тех функций, которые при СДВГ нарушены.
Первая большая проблема – продолжительность занятия. Гиперактивный ребенок может поддерживать работоспособность не более 10-15 минут. Это объясняется тем, что умственная деятельность детей с СДВГ характеризуется «цикличностью» [Ясюкова Л.А., 1997]. Время, в течение которого они могут продуктивно работать, не превышает 5-15 мин, по истечении которого они теряют контроль над умственной активностью. 3-7 минут мозг «отдыхает», накапливая энергию и силы для следующего рабочего цикла. В моменты «отключения» ребенок занимается посторонними делами, а на слова взрослого не реагирует. Так появляются пробелы в знаниях. Затем умственная активность восстанавливается, и ребенок опять может продуктивно работать какое-то время, после чего мозг снова «отключается» и произвольное управление интеллектуальной деятельностью оказывается невозможным.
Вторая проблема – повышенная отвлекаемость. Групповая работа представляет собой для гиперактивного ребенка большие сложности. Все самостоятельные работы ему надо выполнять наедине с педагогом. Если взрослый будет направлять его деятельность, он прекрасно справится с заданием.
Третья проблема, встающая перед детьми – неумение строить отношения со сверстниками. Успешность познавательной деятельности ребенка зависит от способности строить бесконфликтные отношения со сверстниками, контролировать свое поведение.
Коррекционная работа строится с учетом
вышеназванных проблем.
Галина Николаевна Монина выделяет следующие
направления в работе педагога с гиперактивными
детьми.
1. Повышение учебной мотивации: применение системы поощрения, использование нетрадиционных форм работы (например, возможность выбрать задание), повышение самооценки ребенка.
2. Организация образовательного процесса с учетом психофизиологических особенностей детей:
– смена видов деятельности в зависимости от
степени утомляемости ребенка;
– реализация двигательной потребности
ребенка;
– понижение требований к аккуратности на
первых этапах обучения;
– выполнение упражнений на релаксацию и
снятие мышечных зажимов (массаж кистей рук,
пальчиковые игры и другие);
– инструкции педагога должны быть четкими и
немногословными;
– применение мультисенсорных техник
обучения;
– избегание категорических запретов.
3. Развитие дефицитарных функций в процессе выполнения игр и упражнений. В процессе игры развиваются и другие функции.
4. Обучение учащихся конструктивным формам взаимодействия со взрослыми и сверстниками :
– отработка навыков выражения гнева в
приемлемой форме;
– обучение конструктивным способам
разрешения конфликтов;
– отработка навыков самоконтроля;
– обучение техникам самоуправления.
От педагога зависят не только успехи ребенка в обучении, но и как будут строиться его отношения с родителями. Родители гиперактивных детей часто испытывают трудности в их воспитании. Нередко они с опасением относятся к детскому саду и к школе. Заранее переживают: вот сейчас выйдет воспитатель или учитель и начнет распекать их «чадо». Естественно после неприятного разговора с педагогом, они встречают выбегающего навстречу ребенка упреками и нотациями.
Педагог может научиться избегать подобных ситуаций. Для этого следует убедить родителей в том, что их ребенок такой, какой есть. И в этом никто не виноват: ни он сам, ни они. И никаких оснований, чтобы испытывать чувство вины, у них тоже нет.
Если воспитатель встречает их не жалобами, а позитивной информацией, то на смену напряжению приходит чувство гордости и радости за ребенка.
Г.Н. Монина, педагог-психолог, специалист по работе с гиперактивными детьми, описывает эффективный метод карточек-переписок. Метод многократно проверен в детском саду и в начальной школе. Он заключается в обмене между педагогом и родителями «карточками-переписками». Картонная карточка делится на две части – для записей педагога и для родителей. В конце дня педагог записывает информацию о ребенке на заранее подготовленной карточке. При этом обязательное условие: информация предоставляется только в позитивной форме.
Например, если родители знают, что когда читают книгу, Саша не может слушать дольше 3 минут, а в группе на этот раз он слушал 10 минут, то воспитатель обязательно должен отметить это в карточке:
– «Саша слушал сказку 10 минут».
Вечером родители могут отметить это небольшое достижение ребенка при всех членах семьи, повысив его самооценку и уровень мотивации. Они могут поощрить ребенка прогулкой или любимой игрой, просмотром телепередач.
Если ребенок слушал всего 2 минуты, то учитель так и записывает
– «Саша слушал сказку «Белоснежка» 2 минуты».
Родители получают, во-первых, позитивную
информацию, во-вторых, делают выводы:
1. Ребенка никто
не ругает.
2. В группе
читали сказку «Белоснежка».
3. Ребенок не
дослушал, значит, дома надо обязательно
прочитать сказку.
Вечером родители, помня, что надо почитать
книгу, обязательно дополнительно позанимаются с
ребенком. Ребенок получит дополнительную «дозу»
родительского внимания, которого иначе он
добивался бы истерикой и капризами.
Вечером родители заполняют свою часть карточки.
– «Саша слушал сказку 15 минут. Затем нарисовал
с папой рисунок и пересказал сказку. Играл с
братом в «Лего» 30 минут. Лег спать в 23 часа».
Воспитатель узнает из карточки, что материал усвоен, что ребенок, если его заинтересовать, может достаточно долго играть с другими детьми, что Саша лег спать поздно, поэтому не нужно сегодня предъявлять к нему строгих требований.
Ребенок, чьи родители подходят к его воспитанию в тесном взаимодействии с педагогом и действуют в одном направлении, очень скоро начинает понимать, что от него требуют взрослые. Как только исчезает рассогласованность в действиях взрослых, ребенок становится спокойнее и увереннее в своих силах. Кроме того, такая форма работы, как обмен карточками, способствует установлению взаимопонимания и доверительных отношений между педагогом и родителями.