Психолого-педагогические подходы к коррекции дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Разделы: Коррекционная педагогика


Проблеме гиперактивности у детей специалисты уделяют серьезное внимание во многих странах, в том числе и у нас. Связано это, во-первых, с частотой гиперактивности у современных детей. Во-вторых, проявления гиперактивности часто сочетаются с трудностями в обучении и эмоциональными проблемами ребенка, что может повлиять на дальнейшую его судьбу, на взаимоотношения с окружающими людьми.

Хотя этот синдром часто называют гипердинамическим, т.е. синдромом повышенной двигательной активности, основным в его структуре является дефицит внимания – это является одной из существенных  характеристик познавательной деятельности при ЗПР у дошкольников.

Наиболее полное определение гиперактивности дает Монина Г.Н. в своей книге по работе с детьми, страдающими дефицитом внимания: «Комплекс отклонений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности… Первые признаки гиперактивности  наблюдаются в возрасте до 7 лет. Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы), генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля»

В отличие от многих других неврологических заболеваний СДВГ имеет более оптимистичные возможности коррекции при условии осуществления ее в возрасте 5-10 лет.

Существует два основных подхода к коррекции – медицинский и психологический (с точки зрения психолога и психотерапевта).
В организации программы коррекции участвует социальный педагог – как основной координатор и посредник между родителями и педагогами. Родители должны обеспечивать общий эмоционально-нейтральный фон развития и обучения ребенка. Педагоги, на основании рекомендаций специалистов, осуществляют процесс обучения и воспитания гиперактивных детей, учитывая индивидуальные особенности их поведения и развития.

В домашней программе преобладает поведенческий аспект, в учреждениях же основной упор делается на развитие интеллектуальных умений.

Обучение требует от ребенка реализации всех тех функций, которые при СДВГ нарушены.

Первая большая проблема – продолжительность занятия. Гиперактивный ребенок может поддерживать работоспособность не более 10-15 минут. Это объясняется тем, что умственная деятельность детей с СДВГ характеризуется «цикличностью» [Ясюкова Л.А., 1997]. Время, в течение которого они могут продуктивно работать, не превышает 5-15 мин, по истечении которого они теряют контроль над умственной активностью. 3-7 минут мозг «отдыхает», накапливая энергию и силы для следующего рабочего цикла. В моменты «отключения» ребенок занимается посторонними делами, а на слова взрослого не реагирует. Так появляются пробелы в знаниях. Затем умственная активность восстанавливается, и ребенок опять может продуктивно работать какое-то время, после чего мозг снова «отключается» и произвольное управление интеллектуальной деятельностью оказывается невозможным.

Вторая проблема – повышенная отвлекаемость. Групповая работа представляет собой для гиперактивного ребенка большие сложности. Все самостоятельные работы ему надо выполнять наедине с педагогом. Если взрослый будет направлять его деятельность, он прекрасно справится с заданием.

Третья проблема, встающая перед детьми – неумение строить отношения со сверстниками. Успешность познавательной деятельности ребенка зависит от способности строить бесконфликтные отношения со сверстниками, контролировать свое поведение.

Коррекционная работа строится с учетом вышеназванных проблем.
Галина Николаевна Монина выделяет следующие направления в работе педагога с гиперактивными детьми.

1. Повышение учебной мотивации: применение системы поощрения, использование нетрадиционных форм работы (например, возможность выбрать задание), повышение самооценки ребенка.

2. Организация образовательного процесса с учетом психофизиологических особенностей детей:

 – смена видов деятельности в зависимости от степени утомляемости ребенка;
–  реализация двигательной потребности ребенка;
–  понижение требований к аккуратности на первых этапах обучения;
–  выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов (массаж кистей рук, пальчиковые игры и другие);
–  инструкции педагога должны быть четкими и немногословными;
–  применение мультисенсорных техник обучения;
–  избегание категорических запретов.

3.  Развитие дефицитарных функций в процессе выполнения игр и упражнений. В процессе игры развиваются и другие функции.

4.   Обучение учащихся конструктивным формам взаимодействия со взрослыми  и сверстниками :

–  отработка навыков выражения гнева в приемлемой форме;
–  обучение конструктивным способам разрешения конфликтов;
–  отработка навыков самоконтроля;
–  обучение техникам самоуправления.

От педагога зависят не только успехи ребенка в обучении, но и как будут строиться его отношения с родителями. Родители гиперактивных детей часто испытывают трудности в их воспитании. Нередко они с опасением относятся к детскому саду и к школе. Заранее переживают: вот сейчас выйдет воспитатель или учитель и начнет распекать их «чадо». Естественно после неприятного разговора с педагогом, они встречают выбегающего навстречу ребенка упреками и нотациями.

Педагог может научиться избегать подобных ситуаций. Для этого следует убедить родителей в том, что их ребенок такой, какой есть. И в этом никто не виноват: ни он сам, ни они. И никаких оснований, чтобы испытывать чувство вины, у них тоже нет.

Если воспитатель встречает их не жалобами, а позитивной информацией, то на смену напряжению приходит чувство гордости и радости за ребенка.

Г.Н. Монина, педагог-психолог, специалист по работе с гиперактивными детьми, описывает эффективный метод карточек-переписок. Метод многократно проверен в детском саду и в начальной школе. Он заключается в обмене между педагогом и родителями «карточками-переписками». Картонная карточка делится на две части – для записей педагога и для родителей. В конце дня педагог записывает информацию о ребенке на заранее подготовленной карточке. При этом обязательное условие: информация предоставляется только в позитивной форме.

Например, если родители знают, что когда читают книгу, Саша не может слушать дольше 3 минут, а в группе на этот раз он слушал 10 минут, то воспитатель обязательно должен отметить это в карточке:

– «Саша слушал сказку 10 минут».

Вечером родители могут отметить это небольшое достижение ребенка при всех членах семьи, повысив его самооценку и уровень мотивации. Они могут поощрить ребенка прогулкой или любимой игрой, просмотром телепередач.

Если ребенок слушал всего 2 минуты, то учитель так и записывает

– «Саша слушал сказку «Белоснежка» 2 минуты».

Родители получают, во-первых, позитивную информацию, во-вторых, делают выводы:
1.           Ребенка никто не ругает.
2.           В группе читали сказку «Белоснежка».
3.           Ребенок не дослушал, значит, дома надо обязательно прочитать сказку.

Вечером родители, помня, что надо почитать книгу, обязательно дополнительно позанимаются с ребенком. Ребенок получит дополнительную «дозу» родительского внимания, которого иначе он добивался бы истерикой и капризами.
Вечером родители заполняют свою часть карточки.
– «Саша слушал сказку 15 минут. Затем нарисовал с папой рисунок и пересказал сказку. Играл с братом в «Лего» 30 минут. Лег спать в 23 часа».

Воспитатель узнает из карточки, что материал усвоен, что ребенок, если его заинтересовать, может достаточно долго играть с другими детьми, что Саша лег спать поздно, поэтому не нужно сегодня предъявлять к нему строгих требований.

Ребенок, чьи родители подходят к его воспитанию в тесном взаимодействии с педагогом и действуют в одном направлении, очень скоро начинает понимать, что от него требуют взрослые. Как только исчезает рассогласованность в действиях взрослых, ребенок становится спокойнее и увереннее в своих силах. Кроме того, такая форма работы, как обмен карточками, способствует установлению взаимопонимания и доверительных отношений между педагогом и родителями.