Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья заставляет искать новые формы взаимодействия. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Но папам и мамам необходимо помнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка и поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательного процесса.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Правильное воспитание во многом определяется семьёй, тем, как родители относятся к своим детям, какие ставят перед собой цели воспитания. Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Они должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями...
Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
Роль семьи в формировании личности является исходной, определяющей. Семья вскармливает и физически развивает ребёнка; обеспечивает первичную социализацию, помогает стать ребёнку социально-компетентным человеком, обеспечивает защитную функцию; создаёт уникальную атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений, тем самым обеспечивая важнейшие условия гармоничного, полноценного эмоционально- психического созревания личности. Через семейное общение осуществляется речевое, интеллектуальное и нравственное её развитие.
Взаимодействие ДОУ с семьей является важным направлением деятельности, а также условием развития социально – педагогической системы детского сада. Общение воспитателей с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Сотрудничество их помогает лучше узнать ребёнка, а узнав, направить общие усилия на его развитие.
Часто на практике встречается такая картина: родители обладают теоретическими знаниями по вопросам воспитания и развития детей, но применить эти знания на практике не всегда умеют. Здесь и важна помощь педагога ДОУ, который способен теоретические знания родителей перевести в практику радостного общения с ребёнком. Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка-дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Установление контактов с родителями – дело важное и непростое, требующее внимания, такта. Для этого надо хорошо знать семью, её воспитательные возможности, лучший способ воздействия через самого ребёнка.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
– Как изменить такое положение? Как
заинтересовать родителей в совместной работе?
– Как сделать родителей участниками
воспитательного процесса?
Чтобы наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными, чтобы оказывать поддержку и помощь усилиям семьи в воспитании ребенка, педагогами нашего ДОУ были пересмотрены основы взаимоотношений с родителями. Для эмоционального контакта нужна доброжелательность, приветливость, открытость. Для информационного контакта – готовность принять от родителей сведения о ребенке и поделиться своей информацией о его действиях и деятельности, о его состоянии и поступках. А высшей целью и основным содержанием работы наших воспитателей стал – ребенок, а ни потребности детского сада, ни образовательная программа, тем более ни методики обучения.
Семью же часто называют «школой чувств», так
как в семье в общении с родными у ребёнка
формируется способность к сопереживанию, с
раннего возраста закладывается эмоциональный
фундамент. И нужно учитывать такой момент, что
влияние семьи на ребёнка происходит непрерывно,
постоянно. Семья воспитывает ребёнка не только
тогда, когда родители сознательно осуществляют
свою воспитательную деятельность. Родители
должны помнить, что все их действия находятся под
постоянным контролем ничего не пропускающих,
любопытных и внимательных глаз ребёнка. Любить
своих детей и мечтать о счастье для них
недостаточно, нужно ещё и помочь своему ребёнку
воспринимать правильно окружающий мир.
В
оспитатели нашего ДОУ строят свою работу по
воспитанию детей в тесном контакте с семьей, и мы
убеждены в том, что основное воздействие на
развитие ребенка всегда будет оказывать не
детский сад, не школа, а прежде всего родители,
семья.
Для решения задач ежегодно составляется перспективный план. В начале учебного года в каждой группе ДОУ проводятся собрания, на которых родителей знакомят с задачами воспитания и обучения детей на данный год. В начале каждого месяца планируются темы индивидуальных и групповых консультаций с родителями, тематика наглядной информации, работа с родительским комитетом (Приложение 1). В группах оформляются «Уголки для родителей», где размещается материал по вопросам воспитания и развития детей, информация о деятельности ДОУ, консультации узких специалистов и т. д. (Приложение 2). «Уголки здоровья» содержат информацию по вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников, которые оформляются воспитателями по старшей медсестры, врача-педиатра и инструктора по физической культуре (Приложение 3)
В течение года заведующей, старшим воспитателем, медсестрой, узкими специалистами проводятся индивидуальные консультации с родителями. В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей, организуются выставки литературы по вопросам воспитания и развития дошкольников.
Анкетирование родителей помогает выявить наиболее приемлемые и эффективные формы работы с родителями, помогает оценить работу коллектива, выявить те вопросы воспитания и развития детей, которые у родителей вызывают затруднения.
С большим успехом проходит в ДОУ «День открытых дверей». Родители активно посещают занятия и другие мероприятия с участием детей, экскурсии по детскому саду, беседуют с педагогами, пишут отзывы, пожелания.
В работе с родителями используется и такая форма, как обобщение лучшего семейного опыта в виде фотогазет, фотомонтажей, альбомов (Приложение 4)
Формы работы дошкольных учреждений с родителями разнообразны: живое слово, показ воспитательной работы, организация выставок, педагогических библиотечек, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада и др. Ведется эта работа в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей. Индивидуальные формы работы с родителями — это беседы, консультации, посещения семей, поручения родителям и т. п. Для коллектива родителей организуются: общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции; оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся радиопередачи, вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом и т. д.
Общаясь с родителями индивидуально, воспитатель получает возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи семье, дать родителям конкретные советы.
В результате всех этих мероприятий повысился
уровень воспитательно-образовательной
деятельности родителей, что способствовало
развитию их творческой инициативы.
Родители стали активными участниками всех дел в
группах, помощниками, научились
взаимодействовать друг с другом.
Совместная работа сближает воспитателей и родителей, родителей и детей. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось рисовать самим.
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители – самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть (Приложение 5)
Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группах сделано руками пап и мам наших детей.
С помощью родителей группы оформляются так, что каждый уголок используется для развития детей. Есть уголки, где дети могут посидеть в уютных креслах, сделанных руками пап и посмотреть групповой или семейный альбомы. Благодаря мягкой мебели, дети сидят на диванчиках и рассказывают интересные истории, играют (Приложение 6)
На сегодняшний день можно сказать, что в ДОУ сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
Педагоги продолжают искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.