Когда дети научатся правильно выполнять
различные артикуляционные упражнения, можно
превратить занятие в интересную игру, предложив
прогуляться по лесу и познакомиться с его
обитателями.
Все упражнения, используемые в этой
артикуляционной гимнастике, должны быть знакомы
детям, разучены заранее.
Читая каждое двустишие, педагог показывает
карточку с обозначением артикуляционного
упражнения, также знакомую детям.
Можно дополнить артикуляционную сказку
комплексом пальчиковой гимнастики на тему леса,
его обитателей, самомассажем с колючим шариком –
«ежиком».
«Прогулка по лесу»
Вот в лесу живут лягушки,
Две лягушки – хохотушки.
(Упражнение «Лягушка»)
Утром вылезли на пень –
Целый день болтать не лень.
(Упражнение «Болтушка»)
Рассказали нам про всех:
Белка принесла орех.
(Упражнение «Орешек)
Грызла – грызла – не разгрызла,
Обезьянке подарила.
(Упражнение «Обезьянка»)
Прибежал большой бульдог
И орех разгрызть помог.
(Упражнение «Бульдог»)
У бобров хвосты лопаткой,
В воду прыгнут очень гладко.
(Упражнение «Лопатка»)
Проползала тут змея,
Испугалась ее я.
(Упражнение «Змейка»)
Серый зайчик прибежал,
Губку верхнюю поднял.
(Упражнение «Зайчик»)
Барабанил и стучал,
Всех зверей перепугал.
(Упражнение «Барабанщик»)
Рассердился кот лесной,
(Упражнение «Кошечка»)
Мышки гонятся за мной.
(Упражнение «Поймаем мышку)
Мышки толстые, худые,
Мышки разные такие.
(Упражнение «Толстячок – худышка)
Прибежал зубастый волк,
(Упражнение «Посчитаем зубки язычком»)
Ежик гриб большой нашел.
(Упражнение «Грибок»)
Птицы с юга прилетели
И построили качели.
(Упражнение «Качели»)
Тут лягушки замолчали,
Видно утку увидали.
(Упражнение «Уточка»)
Тучки в небе набежали,
Вот и капли застучали.
(Упражнение – пошлепать губами)
Солнцу спрятаться пора –
Вот и кончилась игра.
Приложение 1
Упражнение «Лягушка»
Улыбнуться, с напряжением, обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
Упражнение «Болтушка»
Расслабленный язык колеблет верхнюю губу – бла-бла-бла
Упражнение «Орешек
Рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.
Упражнение «Обезьянка»
Изобразите обезьяну: приоткройте рот и поместите кончик языка между нижней губой и нижними зубами.
Упражнение «Бульдог»
Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. удерживать язык в таком положении не менее 5 сек.
Упражнение «Лопатка»
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удержать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
Упражнение «Змейка»
Рот открыть. Узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Не прикасаться к губам и зубам.
Упражнение «Зайчик»
Поднять вверх верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.
Упражнение «Барабанщик»
Улыбнуться, открыть рот, и постучать кончиком языка за верхними зубами: д-д-д. Сначала звук Д произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.
Упражнение «Кошечка»
Рот приоткрыт. Кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.
Упражнение «Поймаем мышку»
Губы в улыбке. Приоткрыть рот.
Произнести "а..." и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик).
Упражнение «Толстячок – худышка»
Надувать щёки и втягивать их в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.
Упражнение «Посчитаем зубки язычком»
Приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движение языком из стороны в сторону.
Упражнение «Грибок»
Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
Упражнение «Качели»
Высунуть узкий язык. Тянуть языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать.
Упражнение «Уточка»
Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.