Цель: первоначальное ознакомление с именами прилагательными (общее значение, вопросы). Развитие умения находить прилагательные по существенным признакам и определять предмет.
Используемые технологии: информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая, технология проблемного и развивающего обучения, технология групповой работы.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный дополнительный материал для групповой работы.
Ход урока
1. Орфографическая минутка.
«Зачеркни «ненужную» букву». Слайд 2.
М(а,о)рской, пч(е, и)линый, с(о,а)довый, в(а,о)лнистый, гр(о,а)зовой, с(о,а)сновый, д(и,е)ревянный, пр(и,я)мой, в(о,а)здушный, л(е,и) сной, д(а,о)ждевой, кр(и,е)вой, кр(а,о)сивый.
- Скажите, что общего во всех этих словах? (Все слова с безударной гласной, отвечают на вопрос КАКОЙ?)
2. Актуализация имеющихся знаний. Работа в группах (6 групп)
Игра «Что задумано?» Слайд 3.
- У вас на партах лежат конверты, достаньте, пожалуйста, карточки красного цвета.
У каждой группы по карточке со словами.
(осторожная, хищная, длиннохвостая, рыжая, хитрая),
(круглое, гладкое, красное, сочное, спелое),
(высокая, раскидистая, стройная, кудрявая, белоствольная),
(блестящий, холодный, быстрый, говорливый, журчащий),
(чистое, высокое, голубое, безоблачное),
(пушистый, хитрый, ласковый, когтистый, усатый),
Одному ученику из любой группы предлагается угадать, какой предмет задуман. Дети группы называют признаки, но самые характерные признаки, помогающие легко угадать задуманный предмет, называют в последнюю очередь (от каждой группы по ученику).
- Какие слова помогли вам быстро узнать, о каком предмете идёт речь?
-Скажите друг другу на ушко, как называются эти слова одним словом.
3. Пробуждение интереса к получению новой информации. Работа в парах. Слайд 4.
- А сейчас мы проверим в парах, насколько вы были правы
- Достаньте карточки зеленого цвета.
- Найдите лишнее понятие и обсудите в паре.
Карточка
- Цветочек, цветной, грибок
- Читать, бегать, имя прилагательное
- Назовите лишнее понятие
(Высказывания детей - после обсуждения)
Лишнее – цветной - это имя прилагательное, а остальные слова - имена существительные.
Имя прилагательное - это не глагол.
(На доске подчеркивается «лишнее».)
- Что получилось? ( Цветной – имя прилагательное)
- Так какая тема урока? (Дети сами делают вывод)
- Правильно - имя прилагательное.
4. Постановка учеником собственных целей. Осмысление (реализация). Слайд 5.
- Вспомните и обсудите со своим соседом вашу информацию об имени прилагательном и составьте ответ, что вы знаете.
- Попробуем систематизировать ваши знания.
- Достаньте карточки желтого цвета. (На партах дети выкладывают «солнышко»)
5. Работа с текстом в парах.
- Достаньте карточки белого цвета.
- У вас на партах два текста.
- Прочитайте и подумайте, какой текст красивее и почему?
Пришла зима. Стоят морозы. Земля покрыта снегом. Стоит лес. Деревья украшены узорами инея. В снег спрятаны ёлочки. |
Пришла холодная зима. Стоят лютые морозы. Земля покрыта белым снегом. Стоит мёртвый лес. Деревья украшены красивыми узорами инея. В снег спрятаны маленькие ёлочки. |
- Обсудите в парах ответ на вопрос.
(Заслушиваю мнения детей парами.)
- Докажите. Почему именно этот текст вам понравился больше?
6. Самостоятельная работа
- Запишите наиболее понравившийся текст в тетрадь.
- Прочитайте свой текст и докажите, почему вы выбрали именно его.
- Почему этот текст вы записали?
- Какие слова сделали текст красивее? (Имена прилагательные)
- Подумайте в парах, какую роль выполняют имена прилагательные?
- Для чего они нужны в тексте? (Помогают описать предмет, делают нашу речь ярче, выразительнее)
- Значит, мы можем добавить в нашу схему, что имя прилагательное - уточняет, украшает нашу речь.
7. Физкультминутка.
- Послушайте стихотворение и посчитайте прилагательные.
Море бывает печальным,
Весёлым и грустным.
Задумчивым, даже смешным,
Синим, оранжевым, красным,
Бордовым, бирюзовым и голубым.
В штиль- оно тихое - море,
В бурю бушует и даже рычит,
Белое море, холодное море.
Но и оно в себе тайны хранит.
- Сколько встретили прилагательных?
- Зачем так много использовал их автор?
8. Закрепление полученных знаний. Слайд 6.
- Скажите, а каких зверей можно встретить зимой в лесу?
(Картинки животных)
- Сейчас мы прочитаем текст об одном лесном жителе.
(Карточки оранжевого цвета)
- В парах вы должны вставить имена прилагательные, сделав текст красивым (текст дан, а имена прилагательные на отдельных карточках)
Этот __________ зверёк живёт в лесу. У него ________ уши, _________ хвост. Передние лапы - _________, а задние - ___________.
Шубка у зверька летом - __________, а зимой - __________.
пушистый |
длинные |
короткие |
длинные |
короткие |
белая |
серая |
большие |
9. Взаимопроверка
Меняются работами и проверяют.
- Кто нашёл ошибки? Какие слова вам снова помогли?
- Какой вывод можно сделать?
10. Рефлексия.
- На столе у вас лежат карточки разного цвета (красные, синие, желтые)
- Возьмите карточку того цвета, какое у вас сейчас настроение.
- Прочитайте вопрос.
«Какую роль играют имена прилагательные в речи?»
11. Домашнее задание. Слайд 7.
Описать свою семью, используя имена прилагательные.