Цель игры: развитие интереса к изучению математики; развитие сообразительности, любознательности, логического мышления, творческих способностей; воспитание познавательных интересов, взаимопонимания.
Оформление зала:
- плакаты,
- высказывания о математике,
- математические газеты
Оборудование:
- магнитофон, запись песни «Чему учат в школе»;
- столы, ручки, бумага, грамоты, конверты с заданиями, таблички с названиями станций, маршрутные листы (см. Приложения);
В игре участвуют классы: два 5х класса, три 6х класса, два 7х класса. В начале игры все команды собираются в актовом зале, где звучит песня «Чему учат в школе», классы строятся на линейке. Двое ведущих открывают игру стихотворением.
1 ведущий:
Почему торжественно вокруг,
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о, царица всех наук,
Поведем сегодня с вами речь.
Не случайно ей такой почет,
Это ей дано давать советы:
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит.
2 ведущий:
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодежь,
Развивать и волю и смекалку.
И за то, что в творческом труде,
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.
1 ведущий:
О, математика!
Начало всех начал!
Ты кладезь знаний сокровенных
И даже бог, что этот мир создал,
Был математик, несомненно.
2 ведущий:
Он мира рассчитал пути,
Гармонию земли и неба
И траекторию светил,
И скорость прорастания хлеба,
И скорость продвижения света.
1 ведущий:
В наших всех земных делах
Родная держится планета,
Не на метрических китах,
А математики в томах.
2 ведущий:
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо многое уметь.
И при этом, и при этом,
Вы заметьте-ка,
Очень важная наука
Математика!
1 ведущий:
Почему корабли не садятся на мель,
А по курсу идут сквозь туман и метель?
Потому что, потому что, вы заметьте-ка,
Капитанам помогает математика!
2 ведущий:
Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Надо, прежде всего,
Математику знать,
И на свете нет профессии,
Вы заметьте-ка,
Где бы нам не пригодилась
Математика!
Учитель объясняет условия игры, каждому классу выдает маршрутный лист, на котором указаны семь станций.
1 станция: «Пой, ласточка, пой»
Необходимо отгадать мелодию и сказать фразу, в которой будет математический термин.
(Включаются фонограммы – небольшие отрывки музыкальных произведений).
- «Учат в школе» («к 4 прибавить 2»)
- «Вместе весело шагать по просторам» («Раз – дощечка, два – дощечка »)
- «Крокодил Гена» («и подарит 500 эскимо»)
- «В траве сидел кузнечик» («он ел одну лишь травку»)
- «Дважды два четыре»
- «Пять минут»
- «Тридцать три коровы»
- «Жили у бабуси» («два веселых гуся»)
- «Три белых коня»
- «Миллион алых роз»
Учитель читает вопросы в течение 5 минут. На сколько вопросов команда ответит правильно, столько и получит баллов.
- Число десятков в тысяче (100)
- Сумма длин сторон многоугольника (периметр)
- В каком числе столько же цифр, сколько букв в его написании (100)
- Дробь, меньшая единицы (правильная)
- Число, которое делится на все числа без остатка (ноль)
- Цифры третьего разряда (сотни)
- Луч, делящий угол пополам (биссектриса)
- Непересекающиеся прямые на плоскости (параллельные)
- Сколько вершин у куба (8)
- Бревно распилили на 8 частей. Сколько сделали распилов (семь)
- Число из которого вычитают (уменьшаемое)
- Цифра, которая никогда не может быть первой в записи натурального числа (ноль)
- Сколько килограммов в половине тонны (500)
- Число, на которое делят (делитель)
- В обыкновенной дроби число, записанное над чертой (числитель)
- Сколько двузначных чисел, у которых первая цифра 1 (10)
- Трое играли в шахматы. Всего было сыграно три партии. Сколько партий сыграл каждый (2)
- Часть прямой, ограниченная двумя точками (отрезок)
- Результат деления одного числа на другое (частное)
- Какая цифра в переводе с латинского языка означает «ничего» (ноль)
- Инструмент для измерения углов на плоскости (транспортир)
- Тысячная доля килограмма (грамм)
И тд.
Задачи написаны на листочках.
Задача на 2 очка:
- Исправь ошибку: VI – IV = IX
Ответ: V + IV = IX или VI +IV = X
- На столе лежит три спички. Добавьте к ним еще две, чтобы получилось восемь.
Ответ: III => VIII
- На столе лежит три спички. Сделайте из них четыре.
Ответ: III => IV
Задачи на 4 очка:
- Лежит пять спичек. Прибавьте к ним еще пять спичек так, чтобы получилось «три».
Ответ:
- Приложите к 4м спичкам 5 спичек так, чтобы получилось «сто»
Ответ:
Задача на 5 очков:
- Фигура составлена из восьми спичек. Снимите 2 спички так, чтобы получилось три квадрата.
Ответ:
4 станция: «Станция смекалистых»
На листочке записано задание:
Заметить закономерность в рядах чисел и записать в каждую строчку по два следующих числа:
2, 3, 4, 5, 6, 7…
10, 9, 8, 7, 6, 5…
5, 10, 15, 20, 25…
9, 12, 15, 18, 21…
8, 8, 6, 6, 4, 4…
3, 7, 11, 15, 19, 23…
9, 1, 7, 1, 5, 1…
4, 5, 8, 9, 12, 13…
1, 2, 4, 8, 16, 32…
Команды придумывают четверостишие на заданные рифмы. Например:
остаток – недостаток,
частное – опасное,
свойство – устройство,
копейка – линейка
число – весло,
куб – дуб,
скобка – коробка,
закон – дракон.
Всем командам дается по комплекту разрезанного специальным образом квадрата.
Используя все фигуры, надо сложить заданный рисунок в течение 3 или 5 минут (задание засчитывается только при полном его выполнении, время зависит от уровня класса).
В логогрифах надо догадаться, о каком слове говорится сначала, затем в расшифрованное слово надо вставить добавочно одну или две буквы, и получится новое слово.
Например:
Арифметический я знак,
В задачнике меня найдешь во многих строчках.
Лишь «О» ты вставишь, зная как,
И я географическая точка.
Ответ: Плюс – пОлюс.
Задачи для конкурса:
В планету поместите меру,
И ветер всколыхнет всю атмосферу –
Такой, которого сильнее не найти:
Он все сметает на пути.
Ответ: Уран – ураГАн
Я не люблю у школьника быть в дневнике,
Ему из-за меня вся не мила природа,
Но если внутрь меня поставить «Е»,
То – среди женского я рода.
Ответ: два – дЕва
Я – цифра меньше десяти,
Меня тебе легко найти,
Но если букве «Я» прикажешь рядом встать,
Я все – отец, и ты, и дедушка, и мать.
Ответ: семь – семьЯ.
Я – важная деталь судна,
И без меня оно по воле ветра мчится,
А если букву «Б» ты вставишь внутрь меня,
То я – простая денежная единица.
Ответ: руль – руБль.
После окончания игры все классы собираются в
актовом зале – сдают жюри свои маршрутные листы.
Пока жюри подводит итоги, ребята из театральной
студии показывают две сценки на математическую
тему.
По окончанию выступления театральной студии
жюри объявляет результаты, называет лучшие
классы – церемония награждения.
В заключение,звучит песня В. Шаинского «Чему учат в школе».
Литература:
- Внеклассная работа по математике. 5 класс. / Сост. Е.А. Ким. – Волгоград: ИТД «Корифей». 96 с.
- Предметная неделя математики. / Сост. Н.П. Токарчук. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 128 с.
- Отдыхаем с математикой: внеклассная работа по математике в 5-11 класса / авт.-сост. М.А. Иченская. – Волгоград: Учитель, 2006 . – 107 с.
- Предметная неделя математики в школе / Т.Г. Власова. – Изд. 5-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 168 с.: ил. – (Библиотека учителя)
- Оникул П.Р. 19 игр по математике: Учебное пособие. – СПб.: Союз, 1999. – 95 с.
- http://img.tvoymalysh.com.ua/artimg/file/-/44240264_tangram_games.jpg