Внеклассное мероприятие "Математический марафон" для 5–7-х классов

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Цель игры: развитие интереса к изучению математики; развитие сообразительности, любознательности, логического мышления, творческих способностей; воспитание познавательных интересов, взаимопонимания.

Оформление зала:

  • плакаты,
  • высказывания о математике,
  • математические газеты

Оборудование:

  • магнитофон, запись песни «Чему учат в школе»;
  • столы, ручки, бумага, грамоты, конверты с заданиями, таблички с названиями станций, маршрутные листы  (см. Приложения);

В игре участвуют классы: два 5х класса, три 6х класса, два 7х класса. В начале игры все команды собираются в актовом зале, где звучит песня «Чему учат в школе», классы строятся на линейке. Двое ведущих открывают игру стихотворением.

1 ведущий:

Почему торжественно вокруг,
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о, царица всех наук,
Поведем сегодня с вами речь.
Не случайно ей такой почет,
Это ей дано давать советы:
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит.

2 ведущий:

Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодежь,
Развивать и волю и смекалку.
И за то, что в творческом труде,
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.

1 ведущий:

О, математика!
Начало всех начал!
Ты кладезь знаний сокровенных
И даже бог, что этот мир создал,
Был математик, несомненно.

2 ведущий:

Он мира рассчитал пути,
Гармонию земли и неба
И траекторию светил,
И скорость прорастания хлеба,
И скорость продвижения света.

1 ведущий:

В наших всех земных делах
Родная держится планета,
Не на метрических китах,
А математики в томах.

2 ведущий:

Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо многое уметь.
И при этом, и при этом,
Вы заметьте-ка,
Очень важная наука
Математика!

1 ведущий:

Почему корабли не садятся на мель,
А по курсу идут сквозь туман и метель?
Потому что, потому что, вы заметьте-ка,
Капитанам помогает математика!

2 ведущий:

Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Надо, прежде всего,
Математику знать,
И на свете нет профессии,
Вы заметьте-ка,
Где бы нам не пригодилась
Математика!

Учитель объясняет условия игры, каждому классу выдает маршрутный лист, на котором указаны семь станций.

1 станция: «Пой, ласточка, пой»

Необходимо отгадать мелодию и сказать фразу, в которой будет математический термин.

(Включаются фонограммы – небольшие отрывки музыкальных произведений).

  1. «Учат в школе» («к 4 прибавить 2»)
  2. «Вместе весело шагать по просторам» («Раз – дощечка, два – дощечка »)
  3. «Крокодил Гена» («и подарит 500 эскимо»)
  4. «В траве сидел кузнечик» («он ел одну лишь травку»)
  5. «Дважды два четыре»
  6. «Пять минут»
  7. «Тридцать три коровы»
  8. «Жили у бабуси» («два веселых гуся»)
  9. «Три белых коня»
  10. «Миллион алых роз»

2 станция: «Кто больше»

Учитель читает вопросы в течение 5 минут. На сколько вопросов команда ответит правильно, столько и получит баллов.

  1. Число десятков в тысяче (100)
  2. Сумма длин сторон многоугольника (периметр)
  3. В каком числе столько же цифр, сколько букв в его написании (100)
  4. Дробь, меньшая единицы (правильная)
  5. Число, которое делится на все числа без остатка (ноль)
  6. Цифры третьего разряда (сотни)
  7. Луч, делящий угол пополам (биссектриса)
  8. Непересекающиеся прямые на плоскости (параллельные)
  9. Сколько вершин у куба (8)
  10. Бревно распилили на 8 частей. Сколько сделали распилов (семь)
  11. Число из которого вычитают (уменьшаемое)
  12. Цифра, которая никогда не может быть первой в записи натурального числа (ноль)
  13. Сколько килограммов в половине тонны (500)
  14. Число, на которое делят (делитель)
  15. В обыкновенной дроби число, записанное над чертой (числитель)
  16. Сколько двузначных чисел, у которых первая цифра 1 (10)
  17. Трое играли в шахматы. Всего было сыграно три партии. Сколько партий сыграл каждый (2)
  18. Часть прямой, ограниченная двумя точками (отрезок)
  19. Результат деления одного числа на другое (частное)
  20. Какая цифра в переводе с латинского языка означает «ничего» (ноль)
  21. Инструмент для измерения углов на плоскости (транспортир)
  22. Тысячная доля килограмма (грамм)

И тд.

3 станция: «Волшебные спички»

Задачи написаны на листочках.

Задача на 2 очка:

  • Исправь ошибку: VI – IV = IX

Ответ: V + IV = IX или VI +IV = X

  • На столе лежит три спички. Добавьте к ним еще две, чтобы получилось восемь.

Ответ: III => VIII

  • На столе лежит три спички. Сделайте из них четыре.

Ответ: III => IV

Задачи на 4 очка:

  • Лежит пять спичек. Прибавьте к ним еще пять спичек так, чтобы получилось «три».

Ответ:

  • Приложите к 4м спичкам 5 спичек так, чтобы получилось «сто»

 Ответ:

Задача на 5 очков:

  • Фигура составлена из восьми спичек. Снимите 2 спички так, чтобы получилось три квадрата.

Ответ:

4 станция: «Станция смекалистых»

На листочке записано задание:

Заметить закономерность в рядах чисел и записать в каждую строчку по два следующих числа:

2, 3, 4, 5, 6, 7…
10, 9, 8, 7, 6, 5…
5, 10, 15, 20, 25…
9, 12, 15, 18, 21…
8, 8, 6, 6, 4, 4…
3, 7, 11, 15, 19, 23…
9, 1, 7, 1, 5, 1…
4, 5, 8, 9, 12, 13…
1, 2, 4, 8, 16, 32…

5 станция: «Поэтическая»

Команды придумывают четверостишие на заданные рифмы. Например:

остаток – недостаток,
частное – опасное,
свойство – устройство,
копейка – линейка
число – весло,
куб – дуб,
скобка – коробка,
закон – дракон.

6 станция: «Танграм»

Всем командам дается по комплекту разрезанного специальным образом квадрата.

Используя все фигуры, надо сложить заданный рисунок в течение 3 или 5 минут (задание засчитывается только при полном его выполнении, время зависит от уровня класса).

7 станция: «Логогрифы»

В логогрифах надо догадаться, о каком слове говорится сначала, затем в расшифрованное слово надо вставить добавочно одну или две буквы, и получится новое слово.

Например:

Арифметический я знак,
В задачнике меня найдешь во многих строчках.
Лишь «О» ты вставишь, зная как,
И я географическая точка.

Ответ: Плюс – пОлюс.

Задачи для конкурса:

В планету поместите меру,
И ветер всколыхнет всю атмосферу –
Такой, которого сильнее не найти:
Он все сметает на пути.

Ответ: Уран – ураГАн

Я не люблю у школьника быть в дневнике,
Ему из-за меня вся не мила природа,
Но если внутрь меня поставить «Е»,
То – среди женского я рода.

Ответ: два – дЕва

Я – цифра меньше десяти,
Меня тебе легко найти,
Но если букве «Я» прикажешь рядом встать,
Я все – отец, и ты, и дедушка, и мать.

Ответ: семь – семьЯ.

Я – важная деталь судна,
И без меня оно по воле ветра мчится,
А если букву «Б» ты вставишь внутрь меня,
То я – простая денежная единица.

Ответ: руль – руБль.

После окончания игры все классы собираются в актовом зале – сдают жюри свои маршрутные листы. Пока жюри подводит итоги, ребята из театральной студии показывают две сценки на математическую тему.
По окончанию выступления театральной студии жюри объявляет результаты, называет лучшие классы – церемония награждения.

В заключение,звучит песня В. Шаинского «Чему учат в школе».

Литература:

  1. Внеклассная работа по математике. 5 класс. / Сост. Е.А. Ким. – Волгоград: ИТД «Корифей». 96 с.
  2. Предметная неделя математики. / Сост. Н.П. Токарчук. –  Волгоград: ИТД «Корифей». – 128 с.
  3. Отдыхаем с математикой: внеклассная работа по математике в 5-11 класса / авт.-сост. М.А. Иченская. – Волгоград: Учитель, 2006 . – 107 с.
  4. Предметная неделя математики в школе / Т.Г. Власова. –  Изд. 5-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 168 с.: ил. – (Библиотека учителя)
  5. Оникул П.Р. 19 игр по математике: Учебное пособие. – СПб.: Союз, 1999. – 95 с.
  6. http://img.tvoymalysh.com.ua/artimg/file/-/44240264_tangram_games.jpg