Цели урока:
- Повторение и обобщение знания учащихся об имени прилагательном как части речи; тренировка умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать их взаимосвязь с именами существительными; развитие умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.
- Наблюдение за окружающей жизнью, природой и разнообразием признаков предметов.
- Воспитание чувство красоты, любви к родному языку.
Задачи урока:
- Учить распознавать имена прилагательные в речи.
- Развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, расширять знания обучающихся об окружающей действительности.
- Содействовать эстетическому воспитанию.
Оборудование: рисунок «Гриб»; мяч, записи на доске, карточки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент:
– Здравствуйте, ребята! Садитесь. Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Сейчас посмотрите на меня, давайте с вами улыбнемся друг другу и с хорошим, веселым настроением начнем наш урок.
II. Чистописание
У. Откройте тетради и запишите в них сегодняшнее число, месяц и «Классная работа».
У. Как всегда, несколько минут в
начале урока мы уделим чистописанию.
Прочтите на доскеслова. (Читают хором).
Найдите среди данных слов "лишнее" и мы
узнаем, с какой буквой будем работать на
чистописании, и на эту букву будет называться
тема нашего урока. (Прекрасный, прелестный,
пурпурный, прозрачный, пушистый, смелый)
У. Почему слово «смелый» лишнее?
Д. Т.к. все слова начинаются на букву П.
У. Сегодня будем писать прописную букву П.
У. Начинаем писать сверху вниз
наклонную линию, не доведя до строки, начинаем
закруглять влево. Второй элемент: начинаем
писать сверху вниз наклонную линию, не доведя до
строки, начинаем закруглять вправо. Верхний
элемент начинаем писать с небольшого
закругления, а затем ведем вправо прямую
линию.
Но прежде чем изучать новую тему я хочу вам
сказать, что за свою работу вы будете получать
сегодня необычные оценки – картинки с
изображением солнца. И кто больше всех за урок
наберет таких картинок, получит хорошую
оценку. Мы с вамивспомним и запишем
словарные слова на букву п.
Сейчас один учащийся пойдет к доске – остальные
работают в тетрадях. Я буду показывать картинку,
а вы должны назвать и записать слово. По
окончании работы сверимся с доской. (Пальто,
песок, помидор, посуда, петух, пшеница) (Картинки)
– Давайте проверим как мы записали данные слова. (Проверка и оценка знаний)
У. К какой части речи относятся данные слова? Почему? Что они обозначают?
Д. К имени существительному, так как отвечают на вопрос что? Обозначают предмет.
У. А теперь обратите внимание на доску. Здесь записана загадка. Вам нужно ее отгадать.
Маленький, удаленький.
Сквозь землю прошел –
Красную шапочку нашел. (Гриб)
III. Наблюдение над ролью имен прилагательных
У. Какой частью речи является слово «гриб»? Что обозначает данное слово ?
Д. Это имя существительное. Обозначает предмет.
У. Что говорится о грибе в загадке? Давайте опишем его. Какой он? (Красивый, большой, маленький, съедобный)
У. Сегодня мы с вами начинаем
интересную работу с другой частью речи – это
имя прилагательное. Итак, тема нашего
сегодняшнего урока «Понятие об имени
прилагательном». Будем учиться находить
имена прилагательные в речи. Кто знает, что такое
имя прилагательное? (Имя
прилагательное – это часть речи, которое
обозначает признак предмета и отвечает на
вопросы какой? какая? какие? Имя прилагательное
всегда связано в предложении с существительным,
так как обозначает признак этого
существительного).
– Сейчас запишем несколько словосочетаний и
определим, какой частью речи они являются: Классная
комната, малиновое варенье, субботний вечер,
гороховый суп, морковный сок, русский язык. (1
ученик к доске)
У. А теперь скажите, как отличить имя прилагательное от других частей речи?
Д. Нужно задать к слову вопрос, узнать, что оно обозначает.
У. Молодцы, а сейчас давайте с вами немного отдохнем.
Физминутка
Если я назову имя существительное – приседаем, предлог – хлопок руками, имя прилагательное – плавные движения руками.
Мяч, в, интересный, на, круглая, природа, восхитительный, по, чудесный, мышь, под, шубка, тёплый, вечер.
IV. Закрепление
(Вывесить на доску слова: цвет, вкус, запах, размер, ширина, высота, форма, масса)
У. А сейчас посмотрите, что за предмет у меня в руках.
Д. Мяч.
У. Скажите, какой он.
Д. Большой, красный, круглый, легкий.
У. Обратите внимание на доску. Здесь даны слова, и мы с вами должны из них выбрать какие признаки предметов обозначают имена прилагательные, которые охарактеризовали наш мяч.
У. Но имена прилагательные могут обозначать и качества людей. Что можно сказать о человеке? (Добрый, веселый, трудолюбивый и т.д.)
У. Сейчас запишем под диктовку одно предложение, разберем его по членам.
У щенка на чёрной спинке тают белые снежинки.
– Каким членом предложения является имя прилагательное?
Д. Второстепенным членом предложения.
У. В предложении подчеркните имя прилагательное волнистой линией и найдите слово, с которым оно связано.
У. Откроем учебники на стр. 101 упр. 2 (Самостоятельно). (Работа по карточкам 5 учеников)
Игра «Соединяй-ка»
Соедините подходящие по смыслу имена существительные с прилагательными.
Семья кудрявая
Мяч мелкое
Озеро маленькая
Лодка дружная
Друзья песчаный
Берег круглый
Дерево высокое
Песня верные
Берёза весёлая
У. Прочитайте текст (на доске)
Под кустом притаился ... зверек. У него ... уши, ... хвост. Тело покрыто ... шерстью. Есть ... и ... зубы, но обороняться ими он не может.
– Кто догадался, о ком написан текст?
Д. Очень трудно.
Слова для справок: маленький, короткий, острые и крепкие, длинные, серый, мягкой.
У. Давайте с вами выберем и вставим в предложения слова по смыслу. (Дети выполняют задание – 1 ученик у доски)
– Теперь вы догадались, о ком идет речь в тексте?
Д. Да, речь идет о зайце.
У. На какие вопросы отвечают слова, которые мы вставили в текст? Какой частью речи они являются? Что обозначают слова, благодаря которым вы быстро догадались, о каком животном говорится? Какую роль играют в нашей речи имена прилагательные? (Они делают нашу речь точной и выразительной).
У. Сейчас мы с вами разделимся на группы и выполним небольшие задания на карточках:
Карточка №1.
Составьте и запишите предложение. Подчеркните главные члены предложения.
На, белочка, ветку, рыжая, с, прыгает, озорная, ветки.
Карточка №2.
По признакам определите предметы:
Серый, зубастый, злой…
Круглая, желтая, сладкая…
Рыжая, хитрая, ловкая…
Сладкое, большое, красное…
Карточка №3.
Подбери к существительным прилагательные:
Медведь (какой?)…
Дети (какие?)…
Яблоко (какое?)…
Погода (какая?)…
Выявление места и причины затруднения.
– В чем ваше затруднение?
– Почему вы испытали трудности?
– Что вы будете делать дальше?
Физминутка
Под весенние напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!
Топни левою ногой!
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.
V. Итог урока
– Приведите свои примеры имён
прилагательных.
– Что такое имя прилагательное?
– Что оно обозначает? На какие вопросы
отвечает?
– С какой частью речи оно связано?
– Каким членом предложения обычно бывает
выражено?
– Какие признаки предметов обозначают
имена прилагательные?
– Для чего в речи мы употребляем имена
прилагательные? (Они делают нашу речь точной и
выразительной).
VI. Домашнее задание
– Хорошо, мы с вами сегодня начали изучать
новую тему «Понятие об имени прилагательном»,
изучение которой продолжим на следующем уроке,
выполнили ряд упражнений и заданий, а сейчас
запишите домашнее задание.
Написать небольшой текст, состоящий из 5-7
предложений на тему «Школа», используя имена
прилагательные.
VII. Выставление оценок