Цель: знакомство учащихся с личностью и вкладом Г.С. Новикова-Даурского в историческое наследие Амурской области.
Задачи:
- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
- формировать устойчивую потребность и навыки общения с памятником, с музеем;
- развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия.
Оборудование: экран, мультимедийный проектор, презентация.
Презентация выполнена в PowerPoint
Предназначена: для учащихся 5-6 классов
Предварительная работа:
разучивание частушек вокальной группой
подбор материала исследовательской группой
инсценирование хороводной песни
организация выставки фотодокументов, книжной
продукции о Г.С. Новикове-Даурском.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
Учитель: Сегодня у нас необычный урок – урок в школьном музее. В этом году исполняется 130 лет со дня рождения краеведа, археолога, журналиста Григория Степановича Новикова-Даурского. Он внес огромный вклад в дело исследования истории Амурской области. Наша задача сегодня познакомиться с личностью Г.С. Новикова – Даурского и увидеть неоценимый вклад в дело развития истории и культуры Приамурья. (Презентация. Cлайд 1)
Ученик 1: Григорий Степанович Новиков (литературный псевдоним Новиков-Даурский) родился 13 октября в 1881 году в г. Нерчинске Забайкальской (ныне Читинской) области в мещанской семье: отец был ремесленником (печник и столяр), мать ходила на поденные работы к купцам и зажиточным мещанам.. Григорию было семь лет, когда в феврале 1888 года от чахотки умерла мать. Вскоре тяжело заболел отец. Семья сильно бедствовала, получая пособие от городской управы в размере трех рублей в месяц. В школе Григорий никогда не учился, азам грамоты мальчика обучили родители. (Слайд 2)
Ученик 2: В августе 1900 г. Григорий
Новиков поступил в Нерчинскую
почтово-телеграфную контору. Работал сначала
рассыльным, затем – почтальоном. В это время он
начинает собирать фольклор Амурской области:
частушки, пословицы, поговорки, загадки. (Слайд
3)
– Что такое фольклор?
Ученик 1: Осенью 1903 года Новиков был призван в армию и (по личному желанию) определен в Квантунский флотский экипаж в Порт-Артур. На место службы он прибыл в декабре того же года, а через месяц началась русско-японская война. Григорий Новиков участвовал в обороне крепости до ее капитуляции и вместе с гарнизоном оказался в японском плену в лагере Хамадера, в 18 километрах от г. Осака. (Слайд 4)
Ученик 2: Вернувшись на родину, в Нерчинск, в 20-х числах февраля 1906 года, Новиков занимается переплетно-картонажным ремеслом. В 1914 г. приезжает в Благовещенск, где заведует детской библиотекой-читальней им. Л. Н. Толстого, а затем более тридцати лет работает в Амурском областном краеведческом музее (Слайды 5, 6)
Ученик 1: С 1928 года Новиков изучал археологию Амурской области, лично обследуя памятники древности. Григорий Степанович собирал сведения по археологии из литературных источников, переписывался с учеными и краеведами-любителями. По 1952 г. он обследовал окрестности сел Благовещенского, Константиновского, Мазановского, Ивановского и других районов области. В 1952 году Новиков открыл городище близ села Семиозерка Ивановского района и осмотрел остатки древней крепости «Гора-Шапка» около села Поярково. (Слайд 7)
Ученик 2: Однако важное место в исследования Г.С. Новикова-Даурского занимал фольклор. Он ездит по деревням и записывает услышанные песни, частушки, поговорки, пословицы, загадки, а также диалекты старожилов Забайкалья и Приамурья. Любовь к фольклору сохранилась у исследователя до конца жизни, а вот интерес к нему возник еще в трудные годы детства. Ко всему народному приобщила маленького Гришу его 80-летняя бабушка, не имевшая образования, но зато от природы наделенная великолепной памятью и даром рассказчицы. Сказки и песни, прибаутки и пословицы органически вошли в душу мальчика, и во многом предопределят творческую направленность Новикова-Даурского уже в зрелые годы. (Слайд 8)
Ученик 1: Частушки, записанных в Забайкалье и Амурской области в 1920-1940 гг., как в зеркале отражают бурное движение народной жизни в ее важнейших исторических моментах, Приведем некоторые из них. (Слайд 9)
Выступления вокальной группы:
Из-за Зеи на аркане
Арестованных ведут,
Ноги босы, кровь сочится,
Казаки плетями бьют.К нам японцы пришли, У японцев носы хлипки –
Человек так двести, Зимой замерзают,
Посидели и ушли Ободрали их, как липки,
С обстановкой вместе. Наши партизаны.
– О каких событиях русской истории мы можем
узнать по этим частушкам?
– А о чем мы можем узнать из этих частушек?
Выступление вокальной группы:
И "теперя" обещают Есть машина у персоны,
Рай небесный на земле, Есть шофер и есть завгар,
А хомут-то надевают И за счет казны их жены
Как и прежде, при царе. В город ездят на базар.
Много влаги на бумаге – Не копается картошка,
Льет чернильная река, Свеклу тоже съел мороз.
Бухгалтерия итоги Записал в ответ Ермошка:
Подбивает с потолка. "Все пошло скоту в колхоз".
Ученик 2: Г.С. Новиков-Даурский собирал
частушки по различной тематики: это и любовные,
свадебные песни, плясовые.
Большой интерес вызывают хороводные песни.
Новиков-Даурский не только записал тексты, но и
дал полное представление о формах исполнения
таких песен у казаков Забайкалья. Так называемые
"Игранчики-хороводы" устраивали, как
отмечает исследователь, в основном мальчики и
девочки, а, парни постарше предпочитали
"Вечерки". Вот как описывается драматургия
"Игранчиков" на примере песни "Мак
рвать"
Обыгрывается хоровая песня:
Кто-нибудь из хороводников садится на стул или просто на пол, а все остальные становятся вокруг и взявшись за руки, ходят по кругу, приплясывая, и хором поют:
На горе-то мак, мак, Не поспел ли мак?
Под горою так, так. Не пора ли рвать?
Пойдем, девки, в огород, Маковка, маковка,
Попытаем у ворот: Красенька головка,
Поспел мак?!
Это спрашивают все хором у "маковки", то есть у сидящего в середине круга. Тот отвечает, что еще только грядки вспахали. Пляшущие снова начинают ту же песню и пляску, опять спрашивают: "Поспел ли мак?" "Маковка" старается оттянуть время и отвечает уклончиво: "Мак только посеяли", "Только всходит", "Появились пупышки" (бутоны), "Только расцветает" и т.п. А когда уже нечего больше выдумывать, кричит: "Поспел мак! Пора рвать!" и сам выскакивает из круга, чего, впрочем, хор старается не допустить, и горе "маковке", если не сумеет выскочить за круг, – защиплют его хороводницы".
Учитель: Несмотря на отсутствие специального образования, Новиков-Даурский был подлинным интеллигентом по духу, мировоззрению и жизненной позиции. Он по крупицам собрал сокровища народного духа и показал нам прекрасный пример высокого гражданского служения не только настоящему, но и будущему, ибо собранный им материал содержит в себе колоссальный духовный заряд, который просто необходим нынешнему поколению, нуждающемуся не только в точном историческом знании, но и в глубоком духовном обновлении. И думается, что этому поколению никак не обойтись без "фольклорных университетов" своего народа.
III. Закрепление
Викторина (слайд № 10)
Литература:
1. Амурская область. Опыт энциклопедического
словаря.– Благовещенск, 1989.
2. Бердник С.В. История Амурской области.–
Благовещенск, 2004
3. Приамурье (документы, материалы, воспоминания).
– Благовещенск, 2001.
4. Хрестоматия по истории Амурской области
(Сборник документов и материалов.).–
Благовещенск, 1980.
- amurmusem.ru
- www.gz.amurobl.ru
- www.ampravda.ru
- istfil.bgpu.ru