Музейный урок. Тема: "Г.С. Новиков-Даурский. Личность. Культура"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Цель: знакомство учащихся с личностью и вкладом Г.С. Новикова-Даурского в историческое наследие Амурской области.

Задачи:

  • формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
  • формировать устойчивую потребность и навыки общения с памятником, с музеем;
  • развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия.

Оборудование:  экран, мультимедийный  проектор, презентация.

Презентация выполнена в PowerPoint

Предназначена: для учащихся 5-6 классов

Предварительная работа:
разучивание частушек вокальной группой
подбор материала исследовательской группой
инсценирование хороводной песни
организация выставки фотодокументов, книжной продукции о Г.С. Новикове-Даурском.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

Учитель: Сегодня  у  нас  необычный  урок – урок  в  школьном  музее. В этом году исполняется 130 лет со дня рождения краеведа, археолога, журналиста Григория Степановича Новикова-Даурского.  Он внес огромный вклад в дело исследования истории Амурской области. Наша задача сегодня  познакомиться с личностью Г.С. Новикова – Даурского  и увидеть неоценимый вклад  в дело развития истории и культуры Приамурья. (Презентация. Cлайд 1)

Ученик 1: Григорий Степанович Новиков (литературный псевдоним Новиков-Даурский) родился 13 октября в 1881 году в г. Нерчинске Забайкальской (ныне Читинской) области в мещанской семье: отец был ремесленником (печник и столяр), мать ходила на поденные работы к купцам и зажиточным мещанам.. Григорию было семь лет, когда в феврале 1888 года от чахотки умерла мать. Вскоре тяжело заболел отец. Семья сильно бедствовала, получая пособие от городской управы в размере трех рублей в месяц.  В школе Григорий никогда не учился, азам грамоты мальчика обучили родители. (Слайд 2)

Ученик 2: В августе 1900 г. Григорий Новиков поступил в Нерчинскую почтово-телеграфную контору. Работал сначала рассыльным, затем – почтальоном. В это время он начинает собирать фольклор Амурской области: частушки, пословицы, поговорки, загадки. (Слайд 3) 
– Что такое фольклор?

Ученик 1: Осенью 1903 года Новиков был призван в армию и (по личному желанию) определен в Квантунский флотский экипаж в Порт-Артур. На место службы он прибыл в декабре того же года, а через месяц началась русско-японская война. Григорий Новиков участвовал в обороне крепости до ее капитуляции и вместе с гарнизоном оказался в японском плену в лагере Хамадера, в 18 километрах от г. Осака. (Слайд 4)

Ученик 2: Вернувшись на родину, в Нерчинск, в 20-х числах февраля 1906 года, Новиков занимается переплетно-картонажным ремеслом. В 1914 г. приезжает в Благовещенск, где заведует детской библиотекой-читальней им. Л. Н. Толстого, а затем более тридцати лет работает в Амурском областном краеведческом музее  (Слайды 5, 6)

Ученик 1: С 1928 года Новиков изучал археологию Амурской области, лично обследуя памятники древности. Григорий Степанович  собирал сведения по археологии из литературных источников, переписывался с учеными и краеведами-любителями. По 1952 г. он обследовал окрестности сел Благовещенского, Константиновского, Мазановского, Ивановского и других районов области. В 1952 году Новиков открыл городище близ села Семиозерка Ивановского района и осмотрел остатки древней крепости «Гора-Шапка» около села Поярково. (Слайд 7)

Ученик 2: Однако важное место в исследования Г.С. Новикова-Даурского занимал фольклор. Он ездит по деревням и записывает услышанные песни, частушки, поговорки, пословицы, загадки, а также диалекты старожилов Забайкалья и Приамурья. Любовь к фольклору сохранилась у исследователя до конца жизни,  а вот интерес к нему возник еще в трудные годы детства. Ко всему народному приобщила маленького Гришу его 80-летняя бабушка, не имевшая образования, но зато от природы наделенная великолепной памятью и даром рассказчицы. Сказки и песни, прибаутки и пословицы органически вошли в душу мальчика, и во  многом предопределят творческую направленность Новикова-Даурского уже в зрелые годы. (Слайд 8)

Ученик 1: Частушки, записанных в Забайкалье и Амурской области в 1920-1940 гг.,  как в зеркале отражают бурное движение народной жизни в ее важнейших исторических моментах,  Приведем некоторые из них. (Слайд 9)

Выступления вокальной группы:

Из-за Зеи на аркане
Арестованных ведут,
Ноги босы, кровь сочится,
Казаки плетями бьют.

К нам японцы пришли,                      У японцев носы хлипки –
Человек так двести,                            Зимой замерзают,
Посидели и ушли                                Ободрали их, как липки,
С обстановкой вместе.                       Наши партизаны.

– О каких событиях русской истории мы можем узнать по этим частушкам?
– А о чем мы можем узнать из этих частушек?

Выступление вокальной группы:

И "теперя" обещают                                    Есть машина у персоны,
Рай небесный на земле,                               Есть шофер и есть завгар,
А хомут-то надевают                                  И за счет казны их жены
Как и прежде, при царе.                             В город ездят на базар.

Много влаги на бумаге –                            Не копается картошка,
Льет чернильная река,                                Свеклу тоже съел мороз.
Бухгалтерия итоги                                      Записал в ответ Ермошка:
Подбивает с потолка.                                 "Все пошло скоту в колхоз".

Ученик 2: Г.С. Новиков-Даурский собирал частушки по различной тематики: это и любовные, свадебные песни, плясовые.
Большой интерес вызывают хороводные песни. Новиков-Даурский не только записал тексты, но и дал полное представление о формах исполнения таких песен у казаков Забайкалья. Так называемые "Игранчики-хороводы" устраивали, как отмечает исследователь, в основном мальчики и девочки, а, парни постарше предпочитали "Вечерки". Вот как описывается драматургия "Игранчиков" на примере песни "Мак рвать"

Обыгрывается хоровая песня:

Кто-нибудь из хороводников садится на стул или просто на пол, а все остальные становятся вокруг и взявшись за руки, ходят по кругу, приплясывая, и хором поют: 

На горе-то мак, мак,                                             Не поспел ли мак?
Под горою так, так.                                               Не пора ли рвать?
Пойдем, девки, в огород,                                     Маковка, маковка,
Попытаем у ворот:                                                Красенька головка,
                                               Поспел мак?!

Это спрашивают все хором у "маковки", то есть у сидящего в середине круга. Тот отвечает, что еще только грядки вспахали. Пляшущие снова начинают ту же песню и пляску, опять спрашивают: "Поспел ли мак?" "Маковка" старается оттянуть время и отвечает уклончиво: "Мак только посеяли", "Только всходит", "Появились пупышки" (бутоны), "Только расцветает" и т.п. А когда уже нечего больше выдумывать, кричит: "Поспел мак! Пора рвать!" и сам выскакивает из круга, чего, впрочем, хор старается не допустить, и горе "маковке", если не сумеет выскочить за круг, – защиплют его хороводницы".

Учитель: Несмотря на отсутствие специального образования, Новиков-Даурский был подлинным интеллигентом по духу, мировоззрению и жизненной позиции. Он  по крупицам собрал сокровища народного духа и показал нам прекрасный пример высокого гражданского служения не только настоящему, но и будущему, ибо собранный им материал содержит в себе колоссальный духовный заряд, который просто необходим нынешнему поколению, нуждающемуся не только в точном историческом знании, но и в глубоком духовном обновлении. И думается, что этому поколению никак не обойтись без "фольклорных университетов" своего народа.

III. Закрепление

Викторина (слайд № 10)

Литература:

1. Амурская область. Опыт энциклопедического словаря.– Благовещенск, 1989.
2. Бердник С.В. История Амурской области.– Благовещенск, 2004
3. Приамурье (документы, материалы, воспоминания). – Благовещенск, 2001.
4. Хрестоматия по истории Амурской области (Сборник  документов и материалов.).– Благовещенск, 1980.