Цель: сформировать у учащихся понятия о рекламе в целом, научить критически мыслить.
Задачи:
- научить учащихся находить и отбирать необходимую информацию;
- познакомить с технологиями манипулирования в рекламе;
- развивать умение анализировать рекламный текст.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Упражнение «Охмурение»
– Я хочу сделать вам подарок!!! У меня есть древний символ, который поможет его обладателю мгновенно стать более уверенным, успешным и счастливым. Получить его может каждый.
Подошедшие получают сахар. Наблюдение за реакцией аудитории.
– Кто из вас стал увереннее, счастливее? Почему вы мне поверили? Зачем вам понадобилось это средство?
Обсуждение. (Приложение 1. Слайд 2)
II. Мозговой штурм
– Где вы встречаете рекламу?
Предполагаемые ответы:
- на улице;
- в транспорте;
- в журналах;
- в газетах;
- по телевизору;
- по радио;
- в магазинах;
- на продуктах;
- в книгах, в канцтоварах.
Вывод: рекламу мы видим везде, она окружает нас во многих сферах нашей жизни.
III. Работа по теме
РЕКЛАМА (франц. reclame – от лат. reclamo – выкрикиваю) – информация о потребительских свойствах товаров и видах услуг с целью создания спроса на них; популяризация произведений литературы, искусства и др.
РЕКЛАМА (франц. reclame, от лат. гесlamo – выкрикиваю):
1) информация о потребительских свойствах
товаров и различных видах услуг с целью их
реализации, создания спроса на них.
2) Распространение сведений о лице, организации,
произведении литературы и искусства и т. п. с
целью создания им популярности. В английском
языке Реклама обозначается терминами advertising и
publicity, во французском – publicite, в немецком – Werbung.
(Слайд 3)
Простейшие формы Рекламы существовали ещё до
нашей эры. В Древней Греции и Риме рекламные
объявления писали на деревянных досках,
гравировали на меди или кости, громко зачитывали
на площадях и др. местах скопления народа.
Наибольшее развитие Реклама получила в эпоху
капитализма. Возникновение печатной Реклама
(начало 17 в.) связано с именами У. Кэкстона (Англия)
и Т. Ренодо (Франция). В 1611 в Лондоне было создано
первое в мире рекламное бюро А. Горжа и У. Копа.
Современными средствами рекламы служат печать
(газеты, журналы, афиши, бюллетени, проспекты и
пр.), радио, телевидение, кинематограф, а также
витрины, вывески, световые объявления, упаковка
товаров, товарные и фирменные знаки и др. В
индустриально развитых странах 1-е место по
затраченным средствам занимает
газетно-журнальная (около 40%), 2-е – телевизионная,
3-е – радиореклама.
Как и во всем мире, внимание жителей России
более всего привлекает телевизионная реклама (61,2
%). Более четверти россиян (26,2 %) вообще не обращают
внимания ни на какие виды рекламы. Реклама в
газетах и журналах может заинтересовать 21 %
респондентов. Остальные виды рекламы привлекают
гораздо меньше внимания опрошенных. Так 14,9 %
россиян обращают внимание на рекламу по радио.
Щитовая реклама способна привлечь 6,6 %
опрошенных, реклама на транспорте – 4,7 % россиян.
Реклама, присылаемая по почте, привлекает 2,5 %
респондентов. На рекламных агентов, как и на
рекламу в Интернете, обращают внимание по 0,5 %
опрошенных. Остальные 2 % участников опроса
затруднились с ответом. Таким образом, реклама,
размещенная в СМИ, является наиболее
эффективной, поскольку привлекает наибольшее
количество потенциальных потребителей.
В то же самое время не вся реклама эффективна и
оказывает желательное воздействие на человека.
Упражнение «Реклама – это хорошо или плохо?»
Ребята делают упражнение «Хорошо – плохо». Они по очереди продолжают предложение «Реклама – это хорошо, потому что…» и «Реклама – это плохо, потому что…» (5 мин.).
Реклама – это хорошо, потому что: | Реклама – это плохо, потому что: |
содействует продвижению товара; знакомит с новинками; способствует развитию конкуренции |
не несет ответственности за
рекламируемый товар; перенасыщение рекламы приводит к недоверию по отношению к качеству продукта |
Ведущий фиксирует ответы на ватмане.
Вывод. В каждом явлении можно найти как положительные, так и отрицательные стороны. Реклама не исключение. И у нас всегда есть выбор, поверить или нет.
Упражнение «Сюрприз»
– Посмотрите, какая у меня коробочка. Хотите
узнать, что в ней находится? Скажу сразу: здесь
нечто запретное и опасное для жизни. (Создание
ситуации манипулирования сознанием и
стимулирования любопытства).
Высказываются мнения о содержимом.
– Любопытство и интерес – естественные реакции
человека. Конечно, в коробочке нет ничего
запретного. Это был эксперимент, с помощью
которого мы увидели, как рекламодатель
использует особенности человека. Есть
разнообразные технологии манипулирования,
которые успешно применяются в рекламе даже
опасных для здоровья веществ. (Слайд 4)
1. Среди эффективных средств воздействия
следует отметить цвет. Так каждый цвет
ассоциируется у человека с тем или иным
качеством: (Приложение 2)
(Слайд 5)
К цветовым выделениям следует относиться
аккуратно, так как не всякое приятное для глаз
сочетание является эффективным в плане
восприятия. Так, лучше всего воспринимается и
запоминается сочетание черного на желтом или
синего на белом, самой невыигрышной считается
комбинация красного на зеленом, оранжевого на
белом.
Влияние цвета на потребителя можно
проиллюстрировать следующим экспериментом.
Домохозяйкам дали продегустировать четыре чашки
кофе, стоящие рядом с коробками коричневого,
голубого, красного и желтого цвета. Кофе во всех
чашках был одинаковый, но дегустаторы об этом не
знали. Результаты: 75% испытуемых отметили, что
кофе, стоящий рядом с коричневой коробкой,
слишком сильный; около 85% сочли кофе, стоящий
рядом с красной коробкой, самым ароматным и
вкусным; почти все утверждали, что кофе рядом с
голубой коробкой мягкий, а тот, что стоял рядом с
желтой коробкой, – слабый.
2. Ещё одним приёмом в рекламе является «игра» размерами и формами.(Слайд 6) Рекламируемый товар часто увеличен в пропорциях. Например, когда пачка сигарет на плакате выглядит гигантской, она психологически воспринимается как нечто более значимое, важное по сравнению с другими объектами. Преобладание определённых форм и линий также несёт нужную информацию. Например, в квадрате заложена идея рациональности, треугольник (особенно с острыми углами) – символ активности, агрессивности, круг ассоциируется с творческим началом. Прямые горизонтальные и вертикальные линии – это спокойствие, ясность, изогнутые – изящество, непринужденность, зигзагообразный передают впечатление резкого изменения, концентрации силы быстрого высвобождения энергии. Безусловно, злоупотребление теми или иными графическими средствами будет восприниматься скорее негативно.
3. Увеличение размера продукта часто сочетается с его особым расположением – «игрой» передним и задним планами или использованием Z-формата(Слайд 7). Для увеличения акцента на товар он располагается на переднем плане и может дублироваться на заднем. Z-формат основан на психологии восприятия статичного изображения: глаз движется по траектории, напоминающей соответствующую букву. Причём информация в левом верхнем и особенно правом нижнем углах запоминается лучше всего.
4. Среди рекламных образов – ещё одного важного средства – по эффективности воздействия на первом месте находятся женщины, на втором – дети, на третьем – животные и лишь на четвёртом – мужчины. Именно поэтому женские персонажи рекламируют не только женские товары, но и автомобили, и недвижимость, и продукты питания, и бытовую технику. (Слайд 8)
5. Самой запоминающейся словесной частью рекламного сообщения является рекламный девиз – слоган. Именно в слогане заключена квинтэссенция рекламного предложения, поэтому языковому оформлению рекламного девиза уделяется большое внимание: в нём нет случайных слов, тщательно отобранные языковые средства, как правило ярки и образны, заставляют запоминать и повторять фразу.
4. Работа в группах
Пользуясь полученными знаниями о психологических приёмах воздействия рекламы на человека, создайте антирекламу. Будьте готовы представить свой проект аудитории.
5. Рефлексия
Блиц-интервью
Участники по кругу делятся впечатлениями о занятии.
Литература:
- Ле-Ван Т. Н. Медиаобразование в школе (на материале рекламы): Программа дисциплины и краткий курс лекций. – М.: МГПИ, 2008.
- Ле-Ван Т. Н., Черепанова Е. И. Как бороться с рекламой // Здоровье детей. 2007.
- Баранов О.А. Медиаобразование в школе и вузе: Учебное пособие. Тверь, 2002.
- Возчиков В.А, Введение в медиаобразование: Учебное пособие. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999.
- http://www.mediaeducation.ru/publ/zazn1.shtml // Л. С. Зазнобина. Медиаобразование в школе: как же выжить в мире СМИ.