Внеклассное мероприятие. Тема: "Что такое реклама?"

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба


Цель: сформировать  у учащихся понятия о рекламе в целом, научить критически мыслить.

Задачи:

  • научить учащихся находить и отбирать необходимую информацию;
  • познакомить с технологиями манипулирования в рекламе;
  • развивать умение анализировать рекламный текст.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Упражнение «Охмурение»

– Я хочу сделать вам подарок!!! У меня есть древний символ, который поможет его обладателю мгновенно стать более уверенным, успешным и счастливым. Получить его может каждый.

Подошедшие получают сахар. Наблюдение за реакцией аудитории.

– Кто из вас стал увереннее, счастливее? Почему вы мне поверили? Зачем вам понадобилось это средство?

Обсуждение. (Приложение 1. Слайд 2)

II. Мозговой штурм

Где вы встречаете рекламу?

Предполагаемые ответы:

  • на улице;
  • в транспорте;
  • в журналах;
  • в газетах;
  • по телевизору;
  • по радио;
  • в магазинах;
  • на продуктах;
  • в книгах, в канцтоварах.

Вывод: рекламу мы видим везде, она окружает нас во многих сферах нашей жизни.

III. Работа по теме

РЕКЛАМА (франц. reclame – от лат. reclamo – выкрикиваю) – информация о потребительских свойствах товаров и видах услуг с целью создания спроса на них; популяризация произведений литературы, искусства и др.

РЕКЛАМА (франц. reclame, от лат. гесlamo – выкрикиваю):

1) информация о потребительских свойствах товаров и различных видах услуг с целью их реализации, создания спроса на них.
2) Распространение сведений о лице, организации, произведении литературы и искусства и т. п. с целью создания им популярности. В английском языке Реклама обозначается терминами advertising и publicity, во французском – publicite, в немецком – Werbung. (Слайд 3)

Простейшие формы Рекламы существовали ещё до нашей эры. В Древней Греции и Риме рекламные объявления писали на деревянных досках, гравировали на меди или кости, громко зачитывали на площадях и др. местах скопления народа. Наибольшее развитие Реклама получила в эпоху капитализма. Возникновение печатной Реклама (начало 17 в.) связано с именами У. Кэкстона (Англия) и Т. Ренодо (Франция). В 1611 в Лондоне было создано первое в мире рекламное бюро А. Горжа и У. Копа.
Современными средствами рекламы служат печать (газеты, журналы, афиши, бюллетени, проспекты и пр.), радио, телевидение, кинематограф, а также витрины, вывески, световые объявления, упаковка товаров, товарные и фирменные знаки и др. В индустриально развитых странах 1-е место по затраченным средствам занимает газетно-журнальная (около 40%), 2-е – телевизионная, 3-е – радиореклама.

Как и во всем мире, внимание жителей России более всего привлекает телевизионная реклама (61,2 %). Более четверти россиян (26,2 %) вообще не обращают внимания ни на какие виды рекламы. Реклама в газетах и журналах может заинтересовать 21 % респондентов. Остальные виды рекламы привлекают гораздо меньше внимания опрошенных. Так 14,9 % россиян обращают внимание на рекламу по радио. Щитовая реклама способна привлечь 6,6 % опрошенных, реклама на транспорте – 4,7 % россиян. Реклама, присылаемая по почте, привлекает 2,5 % респондентов. На рекламных агентов, как и на рекламу в Интернете, обращают внимание по 0,5 % опрошенных. Остальные 2 % участников опроса затруднились с ответом. Таким образом, реклама, размещенная в СМИ, является наиболее эффективной, поскольку привлекает наибольшее количество потенциальных потребителей.
В то же самое время не вся реклама эффективна и оказывает желательное воздействие на человека.

Упражнение «Реклама – это хорошо или плохо?»

Ребята делают упражнение «Хорошо – плохо». Они по очереди продолжают предложение «Реклама – это хорошо, потому что…» и «Реклама – это плохо, потому что…» (5 мин.).

Реклама – это хорошо, потому что: Реклама – это плохо, потому что:
содействует продвижению товара;
знакомит с новинками;
способствует развитию конкуренции    
не несет ответственности за рекламируемый товар;
перенасыщение рекламы приводит к недоверию по отношению к качеству продукта

Ведущий фиксирует ответы на ватмане.

Вывод. В каждом явлении можно найти как положительные, так и отрицательные стороны. Реклама не исключение. И у нас всегда есть выбор, поверить или нет.

Упражнение «Сюрприз»

– Посмотрите, какая у меня коробочка. Хотите узнать, что в ней находится? Скажу сразу: здесь нечто запретное и опасное для жизни. (Создание ситуации манипулирования сознанием и стимулирования любопытства).
Высказываются мнения о содержимом.
– Любопытство и интерес – естественные реакции человека. Конечно, в коробочке нет ничего запретного. Это был эксперимент, с помощью которого мы увидели, как рекламодатель использует особенности человека. Есть разнообразные технологии манипулирования, которые успешно применяются в рекламе даже опасных для здоровья веществ.  (Слайд 4)

1. Среди эффективных средств воздействия следует отметить цвет. Так каждый цвет ассоциируется у человека с тем или иным качеством: (Приложение 2) (Слайд 5)
К цветовым выделениям следует относиться аккуратно, так как не всякое приятное для глаз сочетание является эффективным в плане восприятия. Так, лучше всего воспринимается и запоми­нается сочетание черного на желтом или синего на белом, самой невыигрышной считается комбинация красного на зеленом, оранжевого на белом.
Влияние цвета на потребителя можно проиллюстрировать сле­дующим экспериментом. Домохозяйкам дали продегустировать четыре чашки кофе, стоящие рядом с коробками коричневого, голубого, красного и желтого цвета. Кофе во всех чашках был одинаковый, но дегустаторы об этом не знали. Результаты: 75% испытуемых отметили, что кофе, стоящий рядом с коричневой коробкой, слишком сильный; около 85% сочли кофе, стоящий рядом с красной коробкой, самым ароматным и вкусным; почти все утверждали, что кофе рядом с голубой коробкой мягкий, а тот, что стоял рядом с желтой коробкой, – слабый.

2. Ещё одним приёмом в рекламе является «игра» размерами и формами.(Слайд 6) Рекламируемый товар часто увеличен в пропорциях. Например, когда пачка сигарет на плакате выглядит гигантской, она психологически воспринимается как нечто более значимое, важное по сравнению с другими объектами. Преобладание определённых форм и линий также несёт нужную информацию. Например,  в квадрате заложена идея рациональности, треугольник (особенно с острыми углами) – символ активности, агрессивности, круг ассоциируется с творческим началом. Прямые горизонтальные и вертикальные линии – это спокойствие, ясность, изогнутые – изящество, непринужденность, зигзагообразный передают впечатление резкого изменения,  концентрации силы быстрого  высвобождения  энергии.   Безусловно, злоупотребление теми или иными графическими средствами будет восприниматься скорее негативно.

3. Увеличение размера продукта часто сочетается с его особым расположением – «игрой» передним и задним планами или использованием Z-формата(Слайд 7).  Для увеличения акцента на товар он располагается на переднем плане и может дублироваться на заднем. Z-формат основан на психологии восприятия статичного изображения: глаз движется по траектории, напоминающей соответствующую букву. Причём информация в левом верхнем и особенно правом нижнем углах запоминается лучше всего.

4. Среди рекламных образов – ещё одного важного средства – по эффективности воздействия на первом месте находятся женщины, на втором – дети, на третьем – животные и лишь на четвёртом – мужчины. Именно поэтому женские персонажи рекламируют не только женские товары, но и автомобили, и недвижимость, и продукты питания, и бытовую технику.  (Слайд 8)

5. Самой запоминающейся словесной частью рекламного сообщения является рекламный девиз – слоган. Именно в слогане заключена квинтэссенция рекламного предложения, поэтому языковому оформлению рекламного девиза уделяется большое внимание: в нём нет случайных слов, тщательно отобранные языковые средства, как правило ярки и образны, заставляют запоминать и повторять фразу.

4. Работа в группах

Пользуясь полученными знаниями о психологических приёмах воздействия рекламы на человека, создайте антирекламу. Будьте готовы представить свой проект аудитории.

5. Рефлексия

Блиц-интервью

Участники по кругу делятся впечатлениями о занятии.

Литература:

  1. Ле-Ван Т. Н. Медиаобразование в школе (на материале рекламы): Программа дисциплины и краткий курс лекций. – М.: МГПИ, 2008.
  2. Ле-Ван Т. Н., Черепанова Е. И. Как бороться с рекламой // Здоровье детей. 2007.
  3. Баранов О.А. Медиаобразование в школе и вузе: Учебное пособие. Тверь, 2002.
  4. Возчиков В.А, Введение в медиаобразование: Учебное пособие. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999.
  5. http://www.mediaeducation.ru/publ/zazn1.shtml // Л. С. Зазнобина. Медиаобразование в школе: как же выжить в мире СМИ.