Технологическая карта урока
Тема урока: | «Есть ли у семьи будущее?», урок №5 (заключительный в подтеме) |
Цель урока: | презентация результатов исследования учащихся по данной теме |
Задачи урока: | Обучающие:
Развивающие: развивать навыки и умения сравнивать и обсуждать факты с опорой на данные исследования, статистики |
Тип урока: | актуализация пройденного материала, демонстрация результатов проекта (комбинированный урок) |
Вид урока: | интегративный урок |
Возраст учащихся, используемый УМК: | 11 класс. Немецкий язык. УМК Зверлова О. Ю. «Ключевое слово – немецкий язык» |
Программное обеспечение: | локальная сеть, мультимедийный проектор, программные средства, сеть интернет |
Наглядные пособия: | презентация в POWER POINT универсальные (компьютер, проектор, экран) |
Межпредметные связи: | психология, немецкий язык, информатика |
Аннотация проекта
Данная разработка урока-презентации проекта направлена на развитие коммуникативных умений и навыков учащихся, на развитие умения анализировать материал из различных источников, умение презентовать результаты своего исследования.
Ценность данного проекта заключается
в актуальности материала, возможности расширить
и углубить материал по данной учебной теме,
возможности применять разработку в качестве
готового урока по теме «Семья. Отношения в
семье», в качестве занятия элективного курса по
данной теме. В конспекте урока дана подробная
технологическая карта конструирования занятия и
использованием ИКТ и ресурсов интернет.
В УМК О. Ю. Зверловой «Ключевое слово – немецкий
язык» отводится 10 часов на изучение темы «Семья.
Отношения в семье». Отступив от традиционной
схемы изучения материала, можно превратить весь
процесс изучения в процесс исследования. Тема
«Семья» актуальна, близка каждому из учащихся,
поэтому интересна для исследования.
Данный проект представляет собой исследование
положения и состояния семьи в настоящее время и
ее перспективы в будущем.
Цели проекта:
- Расширение и углубление учебного материала по теме «Семья. Отношения в семье».
- Использование изучаемого учебного материала для решения практических задач.
Задачи проекта:
- развитие коммуникативных умений и навыков учащихся;
- привлечение внимания к актуальности данной темы;
- развитие самостоятельности и творческой активности учащихся;
- развитие у учащихся умения анализировать, обсуждать, планировать, конспектировать и опубликовывать результаты;
- развитие умения самостоятельной работы со справочной литературой;
- развитие у учащихся умения работать в коллективе;
- развитие умения оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей;
Конечно, для получения результатов проекта потребуется время на подготовку, на изучение проблемы. В данном случае подготовка проекта заняла 4 урока и имела следующие этапы:
1. Первые два урока направлены на введение в тему, ознакомление с лексическим и грамматическим материалом по теме, чтение и анализ текстов, определению проблемы для исследования. Выделили проблему – имеет ли семья, как институт брака, будущее. В данном проекте хотелось показать актуальность проблемы семьи в настоящем и ее перспективы в будущем.
2. Третий урок отводился на определение тем и
подтем исследования, распределение по группам,
определение задач и целей, план исследования
каждой группы.
Cначала попытались дать определение таким
понятиям, как семья, дети, любовь.
Предположили, что в связи с экономическим
кризисом в стране положение семьи ухудшилось,
без поддержки со стороны семье не обойтись.
Данную гипотезу нужно было проверить.
Поскольку в семье присутствуют представители
разных поколений, наше исследование должно было
«охватить» мнение всех поколений.
Одна группа учащихся поставила себе целью узнать
мнение психолога, социального педагога и
родителей по этому поводу, а вторая группа
проводила анкетирование среди более младшего
поколения – среди учащихся, чтобы посмотреть,
какая тенденция ждет семью в будущем.
Анкета состояла из 4 вопросов: верите ли вы в
любовь, какое значение она имеет, сколько детей в
вашей семье и полная ли семья.
У педагогов третьей группой решено было взять интервью о перспективах, которые они видят для семьи в будущем. В интервью были заданы 5 вопросов:
- Что значит для Вас любовь, семья?
- Любите ли Вы детей?
- Что ждет семью в будущем?
- Сколько детей будет в семье?
- Секрет семейного счастья.
3. Четвертый урок отводился на проведение консультаций с учащимися по оформлению проекта. Оформили проект, включив результаты исследования, анкетирования и видеорепортажи с учителями и социальным педагогом в презентацию, озвучив их на немецком языке.
4. Пятый урок – защита проектов. Защитили проект
в классе, совместно с классом проанализировали
результаты исследования, вышли с данными итогами
на школьный День Науки.
В результате пришли к следующим выводам:
- В любовь верят практически все опрошенные дети, родители, учителя. (из 80 детей – 67, из 53 взрослых – 53)
- Важное значение для семьи имеет любовь, взаимопонимание, уважение друг друга.
- в семьях в основном двое детей (42 семьи – 2 ребенка, 28 семей – 1 ребенок, 12 семей, где 3 и более детей)
- почти половина опрошенных детей нашей школы растут в неполных семьях, где ребенка воспитывает одна мама. (45 полных и 35 неполных семей)
- Экономический кризис в материальном плане ощутили почти все семьи.
- Семью ждут не совсем радужные перспективы в будущем, об этом говорит и статистика: большое количество разводов, небольшое количество детей в семьях, трудное экономическое положение.
- Семья нуждается в поддержке не только изнутри, но и внешне, со стороны государства
Ожидаемый результат:
- достижение понимания учащимися важности исследуемой проблемы и необходимости участия каждого в решении этой проблемы;
- составление презентации проведенных исследований и анализ данных результатов;
- использование результатов проекта в учебной деятельности.
Организационная структура урока
Структура |
Этап 1 |
Этап 2 |
Этап 3 |
Цель | Дать определение понятиям «семья», «любовь», используя электронные словари, познакомиться с информацией о семьях в Германии и России, используя сеть интернет | Учить высказывать свою точку зрения | Подведение итогов урока |
Длительность этапа | 15 минут | 20 минут | 5 минут |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Презентация учителя | Демонстрация и защита презентации учащимися | ___________ |
Форма организации деятельности учащихся | Коллективная, индивидуальная | Коллективная | Анализ проделанной за урок работы |
Функции преподавателя на данном этапе | Лектор, координатор | Координатор рассуждений учащихся | Подведение итогов Оценивание |
Основные виды деятельности преподавателя | Демонстрация полученной ассоциограммы | Координация рассуждений учеников | Подведение итогов Оценивание |
Промежуточный контроль | Анализ ассоциограммы, ответы на предложенные вопросы | Групповой анализ прослушанного, заполнение бланка критериев оценивания | __________ |
Этапы урока |
Ход урока |
Этап 1 | – Guten Morgen! Wie geht’s ihnen? – Heute haben wir eine ungewohnliche Stunde, wir prasentieren die Ergebnisse des Projekts „Haben die Familien die Zukunft?“, aber zuerst besprechen wir dieses Thema. – Sagt mir bitte, woraus und aus wem besteht eine Familie? (презентация учителя) … Ученики называют свои предположения. – Was bedeuten die Worter „die Liebe“, „die Familie“? Definiert bitte diese Worter, arbeitet in Gruppen: Учащиеся пишут свои варианты определений данных слов, используя электронные словари и справочники сети интернет. – Welche Definitionen habt ihr? (Демонстрация определений)
|
Этап 2 | – Und welche Familien haben die russische Jugendliche? (Защита
своего проекта) (Приложение 2) Заполнение бланка оценивания презентации остальной аудиторией, учителем (пример бланка см. Приложение 3), обсуждение прослушанного. – Also, welche Ergebnisse haben wir? (ответы учащихся) |
Этап 3 | – Also, danke fur die Arbeit heute. – Was haben wir heute erfahren? (Ответы учащихся – Ich habe erfahren, dass …) – Ihr bekommt folgende Noten: …. – Auf Wiedersehen! |