Интегрированный урок немецкого языка в 11-м классе. Тема: "Семья. Отношения в семье"

Разделы: Иностранные языки


Технологическая карта урока

Тема урока: «Есть ли у семьи будущее?», урок №5 (заключительный в подтеме)
Цель урока: презентация результатов исследования учащихся по данной теме
Задачи урока: Обучающие:
  • учить прогнозировать и оценивать информацию
  • учить выражать предположение, мнение

Развивающие: развивать навыки и умения сравнивать и обсуждать факты с опорой на данные исследования, статистики

Тип урока: актуализация пройденного материала, демонстрация результатов проекта (комбинированный урок)
Вид урока: интегративный урок
Возраст учащихся, используемый УМК: 11 класс.  Немецкий язык.  УМК Зверлова О. Ю. «Ключевое слово – немецкий язык»
Программное обеспечение: локальная сеть, мультимедийный проектор, программные средства, сеть интернет
Наглядные пособия: презентация в POWER POINT
универсальные (компьютер, проектор, экран)
Межпредметные связи: психология, немецкий язык, информатика

Аннотация проекта

Данная разработка урока-презентации проекта направлена на развитие коммуникативных умений и навыков учащихся, на развитие умения анализировать материал из различных источников, умение презентовать результаты своего исследования.

Ценность данного проекта заключается в актуальности материала, возможности расширить и углубить материал по данной учебной теме,  возможности применять разработку в качестве готового урока по теме «Семья. Отношения в семье», в качестве занятия элективного курса по данной теме. В конспекте урока дана подробная технологическая карта конструирования занятия и использованием ИКТ и ресурсов интернет.
В УМК О. Ю. Зверловой «Ключевое слово – немецкий язык» отводится 10 часов на изучение темы «Семья. Отношения в семье». Отступив от традиционной схемы изучения материала, можно превратить весь процесс изучения в процесс исследования. Тема «Семья» актуальна, близка каждому из учащихся, поэтому интересна для исследования.
Данный проект представляет собой исследование положения и состояния семьи в настоящее время и ее перспективы в будущем.

Цели проекта:

  • Расширение и углубление учебного материала по теме «Семья. Отношения в семье».
  • Использование изучаемого учебного материала для решения практических задач.

Задачи проекта:

  • развитие коммуникативных умений и навыков учащихся;
  • привлечение внимания к актуальности данной темы;
  • развитие самостоятельности и творческой активности учащихся;
  • развитие у учащихся умения анализировать, обсуждать, планировать, конспектировать и опубликовывать результаты;
  • развитие умения самостоятельной работы со справочной литературой;
  • развитие у учащихся умения работать в коллективе;
  • развитие умения оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей;

Конечно, для получения результатов проекта потребуется время на подготовку, на изучение проблемы. В данном случае подготовка проекта  заняла 4 урока и имела следующие этапы:

1. Первые два урока направлены на введение в тему, ознакомление с лексическим и грамматическим материалом по теме, чтение и анализ текстов, определению проблемы для исследования. Выделили проблему – имеет  ли семья, как институт брака, будущее.  В данном проекте хотелось показать актуальность проблемы семьи в настоящем и ее перспективы в будущем.

2. Третий урок отводился на определение тем и подтем исследования, распределение по группам, определение задач и целей, план исследования каждой группы.
Cначала попытались дать определение таким понятиям, как семья, дети, любовь.
Предположили, что в связи с экономическим кризисом в стране положение семьи ухудшилось, без поддержки со стороны семье не обойтись. Данную гипотезу нужно было проверить.
Поскольку в семье присутствуют представители разных поколений, наше исследование должно было «охватить» мнение всех поколений.
Одна группа учащихся поставила себе целью узнать мнение психолога, социального педагога и  родителей по этому поводу, а вторая группа  проводила анкетирование среди более младшего поколения – среди учащихся, чтобы посмотреть, какая тенденция ждет семью в будущем.
Анкета состояла из 4 вопросов: верите ли вы в любовь, какое значение она имеет, сколько детей в вашей семье и полная ли семья.

У педагогов третьей группой решено было взять интервью о перспективах, которые они видят для семьи в будущем. В интервью были заданы 5 вопросов:

  • Что значит для Вас любовь, семья?
  • Любите ли Вы детей?
  • Что ждет семью в будущем?
  • Сколько детей будет в семье?
  • Секрет семейного счастья.

3. Четвертый урок отводился на проведение консультаций с учащимися по оформлению проекта.  Оформили проект, включив результаты исследования, анкетирования и видеорепортажи с учителями и социальным педагогом в презентацию, озвучив их на немецком  языке.

4. Пятый урок – защита проектов. Защитили проект в классе, совместно с классом проанализировали результаты исследования, вышли с данными итогами на школьный День Науки.
В результате пришли к следующим выводам:

  • В любовь верят практически все опрошенные дети, родители, учителя. (из 80 детей – 67, из 53 взрослых – 53)
  • Важное значение для семьи имеет любовь, взаимопонимание, уважение друг друга.
  • в семьях в основном двое детей (42 семьи – 2 ребенка, 28 семей – 1 ребенок, 12 семей, где 3 и более детей)
  • почти половина опрошенных  детей нашей школы растут в неполных семьях, где ребенка воспитывает одна мама. (45 полных и 35 неполных семей)
  • Экономический кризис в материальном плане ощутили почти все семьи.
  • Семью ждут не совсем радужные перспективы в будущем, об этом говорит и статистика: большое количество разводов, небольшое количество детей в семьях, трудное экономическое положение.
  • Семья нуждается в поддержке не только изнутри, но и внешне,  со стороны государства

Ожидаемый результат:

  • достижение понимания учащимися важности исследуемой проблемы и необходимости участия каждого в решении этой проблемы;
  • составление презентации проведенных исследований и анализ данных результатов;
  • использование результатов проекта в учебной деятельности.

Организационная структура урока

Структура

Этап 1
(изучение таблицы, аудирование)

Этап 2
(устный опрос учащихся)

Этап 3
(подведение итогов урока)

Цель Дать определение понятиям «семья», «любовь», используя электронные словари, познакомиться с информацией о семьях в Германии и России, используя сеть интернет Учить высказывать свою точку зрения Подведение итогов урока
Длительность этапа 15 минут 20 минут 5 минут
Основной вид деятельности со средствами ИКТ Презентация учителя Демонстрация и защита презентации учащимися

___________

Форма организации деятельности учащихся Коллективная, индивидуальная Коллективная Анализ проделанной за урок работы
Функции преподавателя на данном этапе Лектор, координатор Координатор рассуждений учащихся Подведение итогов
Оценивание
Основные виды деятельности преподавателя Демонстрация полученной ассоциограммы Координация рассуждений учеников Подведение итогов
Оценивание
Промежуточный контроль Анализ ассоциограммы, ответы на предложенные вопросы Групповой анализ прослушанного, заполнение бланка критериев оценивания

__________

 

Этапы урока

Ход урока

Этап 1 – Guten Morgen! Wie geht’s ihnen?
– Heute haben wir eine ungewohnliche Stunde, wir prasentieren die Ergebnisse des Projekts „Haben die Familien die Zukunft?“, aber zuerst besprechen wir dieses Thema.
– Sagt mir bitte, woraus und aus wem besteht eine Familie? (презентация учителя) …

Ученики называют свои предположения.

– Was bedeuten die Worter „die Liebe“, „die Familie“? Definiert bitte diese Worter, arbeitet in Gruppen:

Учащиеся пишут свои варианты определений данных слов, используя электронные словари и справочники сети интернет.

– Welche Definitionen habt ihr? (Демонстрация определений)
– Проверка правильности определений по словарю, демонстрация учителем данных определений. (Приложение 1)
– Was halt die Familie zusammen?

Этап 2 – Und welche Familien haben die russische Jugendliche? (Защита своего проекта) (Приложение 2)

Заполнение бланка оценивания презентации остальной аудиторией, учителем (пример бланка см. Приложение 3), обсуждение прослушанного.

– Also, welche Ergebnisse haben wir? (ответы учащихся)

Этап 3 – Also, danke fur die Arbeit heute.
– Was haben wir heute erfahren? (Ответы учащихся – Ich habe erfahren, dass …)
– Ihr bekommt folgende Noten: ….
– Auf Wiedersehen!