Использование нетрадиционных подходов в работе с детьми с ранним детским аутизмом

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


После довольно близкого общения с детьми с РДА, я поняла что к таким детям нужно использовать особый подход. И никакие стандартные программы не подойдут для продуктивной работы.

Мое общение с такими детьми началось с иппотерапии. Мною была разработана специальная программа, подобранны и воспитаны свои собственные лошади. Исследована группа детей. Но этого оказалось мало, да и использование лошадей это довольно затруднительно и порой невозможно.

Чтобы было понятнее, я расскажу о самых значимых подходов в работе с детьми с РДА:

Рисование

Многие дети-аутисты хорошо рисуют, занимаются искусством. На уроках можно использовать различные техники рисования. Это и пальчиковая живопись, водяная печать, использование различных приспособлений для рисования, такие как ушные палочки, губки, вата. Методик рисования огромное количество, быть может, ребенок вам сам подскажет чем ему приятнее рисовать.

Такие занятия развивают ребенку воображение и попутно мелкую моторику. Всем известно что ребенок-аутист мыслит образами, а в создании рисунка он и использует это. Где-то ему даже проще нарисовать о своих потребностях и желаниях, нежели сказать, особенно если ребенок не говорит. Это одна из методик вовлечения ребенка в общение со взрослыми. Необходимо лишь подтолкнуть его к этому через различные игры связанные с рисованием. Надо не просто дать ребенку задание и смотреть, а тоже участвовать. Начните рисовать с ним одну картинку. Быть может ребенок не захочет этого делать, а вы можете начать и без него. Он обязательно подключится, ведь ему интересно, что это вы там делаете. А дальше уже можно будет усложнять работу.

Сенсорика

Во всем свою работу нужно направлять на развитие сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Чем больше развиты органы чувств, тем легче ребенку ориентироваться в окружающем мире.

Можно проводить занятия в сенсорной комнате. Там можно не только играть, но и применять различные методики арт-терапии, сказкотерапии, музыкальные занятия, игры с песком и водой, аромотерапия.

Очень важно развивать тактильное восприятие. Для этого можно взять небольшую коробку, заполнить ее любой крупой или песком и внутрь спрятать камушки или крупные пуговицы, для начала 2-3, не больше. Ребенок должен их найти и достать, постепенно количество камешков можно увеличивать до 10-15. Еще одно похожее задание: в миску налейте воду, на дно положите монетки, ребенок должен стараться их достать. Необходимо развивать тактильные и кинестетические ощущения. Для этого хорошо подойдут игры с различными материалами. Можно использовать шелк, шерсть, туалетную и наждачную бумагу.

Лепка – одна из важнейших коррекционных методик: одновременно будет развиваться и моторика, и сенсорная чувствительность. Для лепки можно использовать массу для моделирования или обычный пластилин. Ребенок раскатывает пластилин, делает из него шарики и просто разминает его.

На занятиях можно не просто играть с пластилином, создавать аппликации из цветной бумаги, конструировать из кубиков, но и включать новое в работу. Используйте природный материал, различные крупы, семена, каштаны, жёлуди. Ребенку проще посмотреть, потрогать, понюхать и понять естественные объекты. Так же можно использовать вату, картон, бумагу с различной поверхностью, ткани. Из всего этого можно создавать разнообразные поделки. Это могут быть и простые полянки с цветами, зимний пейзаж, зайчики, птички. Так и более сложные поделки: разнообразные лабиринты, открывающиеся двери у нарисованных домиков, деревня из различных материалов. Главное подходить к работе творчески, и у вас все получится.

Физическая культура

Для ребенка-аутиста очень полезны занятия спортом. Но спорт должен быть не командным, а индивидуальным, который воспитывает сосредоточенность и повышает уверенность в себе. В этом отношении хороши разные виды восточных единоборств типа карате и ушу, они не агрессивны, развивают сдержанность, владение собой, своими чувствами. Для аутиста очень важно ощущение, что он может себя защитить. Полезны и плавание, велоспорт, коньки, лыжи.

Так же на занятиях по физической культуре для ребенка нужно подобрать индивидуальную программу упражнений. Начать стоит с самых легких занятий, затем постепенно усложнять и добавлять различные упражнения с использованием каких либо предметов.

Из других занятий им полезны танцы и хоровое пение. В хоре они не смущаются, часто хорошо поют. А со временем, если разовьются голосовые данные, могут солировать. Пение заметно уменьшает аутизм, поскольку аутисты начинают себя слышать.

Анималотерапия

Анималотерапия – метод оказания психологической помощи через взаимодействие с животными и их символами (образами, рисунками, игрушками).

В работе с детьми анималотерапия тесно связана с эффективными методами психокоррекции: сказкотерапией, куклотерапией, игротерапией, арттерапией, телесно-ориентированными методами.

Задача анималотерапии – раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности человека, обогащение социально адаптированного поведенческого репертуара через наблюдение, обучение и тренировку таких механизмов, которые позволяют животным максимально приспособиться к условиям жизни, находиться в сбалансированном взаимодействии с окружающими.

Анималотерапия делится на два направления:

  1. Естественная анималотерапия – взаимодействие с животными в домашних условиях без осознания или целенаправленного понимания их терапевтического назначения.
  2. Направленная анималотерапия – процесс целенаправленного использования животных и их символов по специально разработанным программам для коррекции эмоционально-личностных проблем.

Функции анималотерапии:

  1. Психофизиологическая функция. Взаимодействие с животными может снимать стресс, нормализовывать работу нервной системы, психики в целом.
  2. Психотерапевтическая функция. Взаимодействие людей с животными может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений.
  3. Реабилитационная функция. Контакты с животными являются дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром.
  4. Функция удовлетворения потребности в компетентности. Потребность в компетентности, выражаемая формулой "я могу", является одной из важнейших потребностей человека.
  5. Функция самореализации. Одной из важнейших потребностей человека является потребность в реализации своего внутреннего потенциала, потребность быть значимым для других, представленным в их жизни и в их личности.
  6. Функция общения. Одной из важнейших функций, которую могут осуществлять животные в процессе взаимодействия человека с ними – это функция партнеров общения.

Существует специальная программа анималотерапии “ Ребята и зверята “ для детей 4-10 лет с эмоционально-личностными проблемами создана Н.Л. Кряжевой, В.Е. Орлом, З.Л. Рыжковой. Эта программа предназначена для коррекционной работы с детьми, испытывающими трудности в адаптации и общении, страхи, замкнутость, чувство одиночества и отверженности. Программа включает в себя игры и упражнения, арттерапевтические и телесно-ориентированные техники, предложенные в качестве развивающих и корректирующих методов. Все эти программы рассчитаны на детей с сохранным интеллектом, воспитывающихся в семье.

Анималотерапия как метод коррекции личностной сферы существует давно и имеет глубокие корни, но на современном этапе развития теории анималотерапии разработок по практическому применению животных на занятиях с детьми мало, а с детьми, воспитывающимися в условиях детского дома, а также для детей с задержкой психического развития, ранним детским аутизмом вовсе отсутствуют.

Для организации анималотерапевтических занятий, важно знать как и с кем построить занятия:

  1. Группа учеников. Разница в возрасте участников не должна превышать один год, количество мальчиков и девочек предпочтительно одинаковое, число участников группы в оптимальном варианте 5-7 детей, рекомендуется не приглашать в группу детей с одинаковыми эмоционально-личностными проблемами.
  2. Индивидуальные ученики. Может быть любой ученик, любого возраста. Главное перед первым занятием провести вводный урок по знакомству с животным. Чтобы ребенок не мог причинить вреда как себе, так и животному, вел себя адекватно заданной ситуации.

Дальше следует выбрать какое животное использовать на занятиях:

  1. Выбор животного. При выборе животного необходимо изучить его индивидуально-психологические особенности, привычки в “быту” и на природе, выяснить условия воспитания, посмотреть, как животное знакомится, общается, не агрессивно ли. Важно знать и состояние его здоровья.
  2. Тренировка животного. Или предварительный настрой. Выбранное животное стоить познакомить с детьми, посмотреть на его реакцию. Если нужно почистить или вымыть. Подготовить к самому занятию, если нужно будет использовать дополнительные материалы (поводок, щетка, прищепка, коврик и т.п.). Нужно чтобы животное хорошо знало эти предметы. Так же следует познакомить животное с помещением или вольером, в котором будут проходить последующие занятия. Но лучше всего, если имеется такая возможность, воспользовать специально обученными животными для анималотерапии.

Такие животные как собаки позволяют надолго умерить страх, депрессию, напряжение, снизить рассеянность и мобилизовать двигательные функции. Неразговорчивые начинают больше говорить. Используемые как один из компонентов терапии, они могут оказать огромное влияние на поведение детей-аутистов. Для детей с серьезными психологическими проблемами необходим дружелюбный, спокойный пес. В этом смысле идеальны лабрадоры, золотистые ретриверы и шарпеи.

Так же можно использовать кошек. У них очень мощное лечебное биополе. Чаще всего используют именно кошек черных окрасов, считается, что у них намного сильнее энергетика, нежели у других сородичей. Для занятия с детьми-аутистами подойдут кошки таких пород, как сиамская, ориентальная, европейская короткошерстная, ангорская, сфинкс, русская голубая. Сфинкс способен забирать сразу много отрицательной энергии и считается одним из самых талантливых лекарей среди кошек.

Можно обойтись и простыми аквариумными рыбками, попугаями или канарейками. За птицами можно наблюдать или же их можно слушать. Это благотворно влияет на нервную систему: успокаивает, утешает, выравнивает дыхание и сердечный ритм. Общение с грызунами помогает неуверенным в себе детям преодолеть замкнутость и победить комплексы. Тактильный контакт с маленькими мягкими зверьками расслабляет мелкую мускулатуру, снижает тревогу, эмоциональное напряжение и агрессию. Детей они учат бережному и аккуратному отношению. “Общение” с рептилиями укрепляет нервную систему, упорядочивает эмоции, укрепляет нервную систему, помогает при неврастении, хронической пневмонии, врожденном слабоумии, эпилепсии, нейродермите.

Следующая часть подготовки, это распланировать занятия:

  1. Вводная часть – это могут быть игры, упражнения направленные на положительное отношение к занятию, животному, педагогу, членам группы, на сплочение и эмоциональный настрой.
  2. Релаксационный тренинг – техники, снижающие психо-мышечное напряжение.
  3. Анималотерапевтические техники, игры, упражнения, сказки, инсценировки, связанные с использованием животных или их символов (образов, игрушек).
  4. Игры и упражнения на отработку двух позиций жизненной активности, расширение поведенческих механизмов адаптации.
  5. Заключительная часть – арттерапевтические упражнения (рисунки, танцы, этюды) на выражение эмоционального состояния детей, рефлексии.
  6. Прощание – отработка механизмов расставания.

Приведённая схема не является жёстко обязательной и в соответствии с содержательной и целевой направленностью занятия может изменяться.

Структура каждого занятия отражает различные коррекционно-развивающие цели: совершенствование у ребёнка способности адаптироваться к жизненным различным ситуациям; развитие активного отношения к жизни; отработка механизмов межличностной коммуникации; развитие воли и навыков самостоятельности; коррекция самооценки; отработка механизмов психологической защиты в ситуации одиночества и разлуки; снятие психо-мышечного напряжения; обучение навыкам саморегуляции; развитие эмоциональной сензитивности.

Итак, в работе с детьми-аутистами лучше всего подходить индивидуально. Не стоит гнаться за другими, наиболее успешными программами, педагогами. Стоит лишь чуточку уделить внимание самому ребенку, разобраться, что ему ближе, интереснее и начать с этого работать. Главное во всем подходить творчески, не бояться перемен и необычных подходов в работе. Кому то может показаться странным ваше занятие, зато ребенок получит желанный результат.