Цели урока:
- закрепить умение определять ударение в слове;
- учить писать слова с безударными гласными, подбирать проверочные слова;
- учить определять смысл заданий, делать самостоятельные выводы по теме;
- закреплять знания о предложениях (оформление на письме, главные члены предложения)
- развивать речь детей;
- воспитывать дружелюбие, желание помочь попавшему в беду.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Минутка каллиграфии.
Показ и объяснение безотрывного написания Ии, затем соединений ис, си, иц, ци, лис.
3. Актуализация знаний.
Учитель: - Ребята, начинаем урок, который поможет вам больше узнать о своем русском языке, впереди вас ждут много интересных заданий. Давайте проведем разминку “Закончи предложение”, вспомним, что уже узнали на предыдущих уроках.
- Звуки речи делятся на … (гласные и согласные).
- В чем отличие звука и буквы? Буква – это то, что … (мы видим, читаем), а звуки … (то, что мы произносим , слышим).
- Гласных букв … (10), а гласных звуков - … (6).
- Гласные звуки в слове бывают … (гласные и согласные).
- Трудность на письме вызывает написание … (безударных гласных ).
4. Постановка темы и задач урока.
Учитель: - Вопросы разминки готовили вас к тому, чем будем заниматься на уроке. Какая же тема нашего урока?
Постановка темы и задач урока.
- Сегодня мы будем закреплять знания о написании в словах безударных гласных.
5. Работа по теме урока.
1. Запись на доске: Сосны – сосна.
Учитель: - Сравните произношение и написание слов.
Правило о проверке безударных гласных.
Запись в тетрадь с обозначением ударения и безударного гласного.
2. Работа на карточках.
Учитель: - Подчеркните слова с безударными гласными, которые необходимо проверять перед написанием.
Живёт, голубь, дожди, окно, стрелка, моряк, форма, шубка.
Проверка. Подбор проверочных слов. А какие ещё правила вы встретили при написании этих слов? (парный согласный в словах “голубь”, “шубка”, написание “жи”)
3. Учитель: -Как вы думаете, что необходимо сделать в следующем задании?
(Задание на доске)
_______________ - с.стра
_______________ - з.ма
_______________ - хл.ба
_______________ - ч.сы
_______________ - сл.за
Дети отвечают: - Нужно вставить безударную гласную, объяснить её написание, подобрав проверочное слово.
Дети объясняют у доски, запись в тетради.
Учитель: - Каким правилом вы пользовались? Всегда ли можно проверить безударную гласную? (Нет, есть слова, написание которых можно найти только в словарях).
6. Электронная физкультминутка и зарядка для глаз.
4. - Какое слово “лишнее”?
За.ц, м.дведь, п.тух, л.са, в.рона.
(“Лишнее” слово “лиса”, потому что его написание можно проверить – “лисонька”, “лисы”, остальные слова – с непроверяемой безударной гласной.)
Картинка – “Лиса”
Выясняем, что слово “лиса” - многозначное: зверь и человек, который для своей выгоды может схитрить, подольстить.
С лисами связано много примет и пословиц, вот некоторые из них:
• Лисичка всегда сытей волка бывает .
• Лисой пройти - хитростью .
• Лиса и во сне кур считает .
• Лиса дорогу перебежала, быть беде.
• Когда ищешь лису впереди, она – позади.
Учитель: - Как вы понимаете смысл пословиц?
- Составьте предложения с двумя значениями слова “лиса”.
5. Учитель: - Вспомните сказку с главной героиней – Лисой.
Как выскочу, как выпрыгну,
Пойдут клочки по закоулочкам!
(Сказка “Заячьи слезки”)
В. сной у л.сы .збушка растаяла.
- Что записано? (предложение).
- Какое задание нужно выполнить? (Вставить безударные гласные).
Запись предложений с указанием проверочных слов в скобках. Выделение главных членов предложения.
Учитель: - Что дальше случилось в сказке? Кто помог Зайчику? Почему помог Петушок Зайчику? (Надо защищать слабых, помогать друг другу в трудной ситуации.)
Деформированные предложения:
пришли, петух, и, На помощь, медведь, зайке
убежала, плутовка, Рыжая
Запись с объяснением. Определение главных членов предложения.
6. Итог урока. Рефлексия.
Учитель: - Чему учились на уроке? Что понравилось?
Домашнее задание: Рабочая тетрадь – с. 43, упр. 5, 6, 7.