Повторение по теме "Наречие"

Разделы: Русский язык


Цель урока: систематизировать и обобщить знания о наречии как части речи, повторить орфограммы, связанные с изучением наречия.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Делается вывод о написании мягкого знака на конце слов после шипящих.

Четыре человека у доски выписывают в столбики из упражнения слова с мягким знаком на конце после шипящих: 1) в существительных 2) в прилагательных 3) в глаголах 4) в наречиях

В это время остальные отвечают на контрольные вопросы о наречии.

Индивидуальная работа по карточкам.

Вставьте пропущенные буквы, надпишите сверху часть речи:

Карточка №1

Назнач..те срок, упасть навзнич.., мелкая дрож.., ударить наотмаш.., печ.. пироги, вернуться заполноч.., ждать невтерпёж.., песок сыпуч.., сплош.. покрыться тучами, строиш.. шалаш.., мороз трескуч.., густая рож.., береч.. время, медленно теч.., спряч..тесь от дождя,день хорош.., искусный ткач..

Карточка №2

Ёж колюч.., умнож..те на пять, ландыш..пахуч.., останеш..ся дома, исполнит точ..в точ.., раскрытое настеж.. окно, невмоч.. продолжать путь, отсроч..те платёж.., разжеч..костёр, сплош..увешенная серёжками берёза, желаю удач.., зелёных рощ.., обнаруж..те ошибку, выйти замуж.., пострич.. малыша.

2. Синтаксический разбор предложения.

Я лежал навзнич.. в траве и чувствовал во всём теле глухую боль, как от сильного ушиба.

3.

В три столбика записать словосочетания, добавить свои примеры. Чем в данных словосочетаниях является не? Сделать вывод о написании не с наречиями.

Недалеко от дома, говорил небрежно, вовсе не далеко, (ни, не) где встретились, ни, не) чем не интересовался, (ни, не) с кем не советовался, (ни, не) как не мог понять, шагу (ни, не) где ступить, (ни, не) сколько беспокоился, (не) допустимо резкий тон, ответить (не)обдуманно, решение (не)продумано, рассчитать (не) точно, а приблизительно, (не) высоко, а низко, (не) медленно принять меры.

4. Записать, добавив по 4-5 примеров данной части речи.

Чувствуеш..
Ландыш..
Проч..
Шипуч..

5.

Записать предложения, объяснив написание наречий, 2-3 наречия разобрать по составу, 2 сделать морфологический разбор.

С начала сентября воздух начинает понемногу холодеть. Утром вы замечаете, что трава чуть- чуть побелела. Свежо. Лужи сплошь засыпаны листьями. По- осеннему мелкие дожди совсем не похожи на летние: они идут беспрестанно, и земля просыхает скоро. Ветер дует без устали, разнося далеко- далеко созревшие семена деревьев. Листья на деревьях начинают кое-где желтеть. Поля мало- помалу желтеют, лишь по – прежнему зеленеет озимь.

6. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка №1

Встретить (по) дружески, (по) настоящему отдохнуть, одеться (по) зимнему, рати (по) прежнему хорошо, тепло(по)летнему, пригревало(по) настоящему, плакать (по) ребячьи, сделать (по) больше, работать (по)боевому, ползти (по)пластунски, устроиться (по)походному, тепло (по)летнему, (по)настоящему испугаться, надеяться(по) пусту, заботиться (по)матерински, говорить (по) английски, работать (по)сменно.

Карточка №2

Выделенные слова заменить близкими по значению наречиями.

Бежать очень быстро, разделить на три равные части, Говорить еле слышно, сложить в два раза, шить кофту руками, танцевать приседая, прийти точно, в назначенное время, бежать, обгоняя друг друга.

7. Подобрать степени сравнения к данным наречиям, поставит ударения.

Резко, дёшево, жидко, красиво, яростно, отчаянно, круто.

8. Объяснительный диктант.

Рассказывал очень взволнова(нн, н), глядел рассея(нн,н)о, отвечал обдума(нн,н)о, децствия согласова(нн,н) ы с начальником, вскрикнула испуга(нн,н)о, девочка напуга(нн,н)а криком, женщина надме(нн,н)а, чувствовал себя подавле(нн,н)о, вскрикнула испуга(нн,н)о, обращение гумма(нн,н)о, ошибки исправле(нн,н)ы, друзья начита(нн,н)ы и воспита(нн,н)ы.

9. Составить таблицу “Виды орфограмм по теме наречие”. Записать по 4-5 примеров.

Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе.