Интеграция предметов: чтение - письмо - технология.
Цели урока: учить детей составлять слова по схемам, рассказы по серии картинок; формировать навыки чтения; учить писать линии с петлей, использовать разные направления штриховки; учить лепить геометрические фигуры из пластилина, соединять их.
Оборудование: изображения животных (зайца, коровы, лисы, петуха, волка); иллюстрированные издания сказок; волшебный сундучок со следующими предметами: перо, яйцо, стрела, игла, яблоко; дидактический материал по чтению; набор жетонов для викторины; аудиозапись спокойной музыки; для каждого ребенка: пластилин, клеенка, подкладная доска, салфетки для рук.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
(на доске: изображения животных)
- Кто это? (Заяц, корова, лиса, петух, волк.)
- Как можно назвать их одним словом? (Животные)
- На какие группы можно разделить этих животных? (На диких и домашних)
- Назовите домашних животных (Петух, корова.)
- Назовите диких животных. (Заяц ,лиса, волк.)
- Запишите эти слова с помощью схем в тетради для печатания.
- Как можно еще разделить животных? (Звери и птицы.)
- Назовите зверей . (Заяц ,корова, волк, лиса.)
- Назовите птиц. (Петух.)
II. Работа над новым материалом.
1. Работа по "Азбуке".
- Откройте "Азбуку" на странице 20.Сформулируйте тему урока(Сказки или сказочные герои.)
- Сегодня мы с вами отправимся в путеществие по сказкам.
Сказка, сказка, прибаутка,
Рассказать ее - не шутка.
Чтобы сказочка сначала
Словно реченька журчала,
Чтоб к концу и стар, и мал
От нее не задремал.
- Из каких сказок эти герои? ("Три поросенка", "Красная Шапочка", "Колобок", "Зимовье зверей", "Гуси - лебеди".)
- Назовите героев - людей. (Баба -Яга, Красная Шапочка.)
- Назовите героев - животных. (Три поросенка, кот, лиса, волк, медведь.)
- Какого сказочного героя не назвали? (Колобок.)
- Почему? (Это не человек , не животное, это сказочное существо.)
- На доске картинки животных. В каких сказках они встречаются? ("Три медведя", "Крошечка -Хаврошечка", "Заячья избушка", "Лисичка со скалочкой","Теремок").
- Какие неречевые звуки произносят герои - животные? (Они лают, воют, рычат.)
- Какие речевые звуки произносят герои - животные? (Они разговаривают, поют.)
- Давайте проверим , как вы знаете сказки.(За правильные ответы я буду давать жетон.)
1. Кто с кем такой дележ устраивал:"Твои вершки, а мои корешки"? (Мужик с медведем в сказке "Мужик и медведь".)
2. Скажите, какого героя обманули на пирожках? (Медведя из сказки "Маша и медведь".)
3. Кто варил кашу из топора? (Солдат в сказке "Каша из топора".)
4. Какими словами начинаются русские сказки? ("Жили-были:", "В некотором царстве , в некотором государстве:".)
5. Что приказывал царь - батюшка своим невесткам , чтобы проверить их на мастерство? (Испечь хлеб , сшить рубаху , соткать ковер.)
6. Чем кормила лиса журавля? (Кашей.)
7. В какой сказке от брошенной шапки избушка зашаталась? (В сказке "Иван - крестьянский сын и чудо - юдо".)
8. Кто первым нашел теремок? (Мышка - норушка.)
(Показ детям иллюстрации из книг с отгадками сказки.)
2. Игра "Волшебный сундучок".
- Посмотрите , у нас в классе стоит волшебный сундучок. Давайте посмотрим , что в нем.
(Дети подходят к сундучку , достают из него сказочные предметы и говорят , из каких они сказок.)
(Перо - "Конек - Горбунок", яйцо, стрела , игла - "Царевна - лягушка", зеркало - "Сказка о семи богатырях", яблоко - "Молодильные яблоки".)
- Какие сказочные предметы нарисованы в "Азбуке"? Озвучьте схемы. (Ковер-самолет , зеркало , клубок , блюдечко и наливное яблочко , ступа с метлой.)
- Какие чудеса помогают совершить эти сказочные предметы? (Летать на дальние расстояния , видеть другие страны , указывать дорогу.)
3. Работа в "Прописи".
- Откройте страницу 14.
- Какие сказочные предметы вы видите? (Наливное яблочко.)
- Какого цвета может быть яблоко? (Красного, желтого, зеленого.)
- Обведите яблоко по контуру.
- Из какой сказки это сказочное существо? (Жар-птица из сказки "Конек-Горбунок".)
- Кто автор этой сказки? (Петр Ершов.) Показ иллюстрации к сказке Ершова "Конек-Горбунок".
- Как звали главного героя сказки? (Иван.)
- Раскрасим его помощью штриховки.
(Дети самостоятельно выбирают направление штриховки.
III. Физминутка.
Топ-топ, топотушки!
Пляшет зайка на опушке,
Пляшет ежик на пеньке,
Пляшет чижик на сучке,
Пляшет мышка возле норки,
Пляшет козочка на горке,
Пляшет утка на реке,
Черепаха на песке.
Топ-топ, топотушки!
Пляшут лапки, пляшут ушки,
Пляшут рожки и хвосты!
Что стоишь? Пляши и ты!
IV. Работа по "Азбуке".
1. Нечитающие дети рассматривают предложенный учителем текст , находят знакомые буквы , подсчитывают их количество. За правильное выполнение задания дается жетон.
2. Читающие дети самостоятельно читают загадки и отгадывают их.
Мастер я колоть дрова,
Рыбок уважаю,
Хоть и дурья голова,
Печь меня катает. (Емеля.)Я - царевна молодая ,
Красотой , умом блистаю.
Но с одним лишь я изьяном
Я - царевна:(Несмеяна.)Я богатый, всемогущий,
Очень стройный, страшно злющий,
Но я смерти не боюсь,
Угадайте, как зовусь? (Кощей Бессмертный.)Я красив, силен, могуч,
Я грознее грозных туч,
И умнее всех, нет слов,
Много у меня голов. (Змей Горыныч.)
(За правильное выполнение задания дается жетон.)
V. Работа в "Прописи".
- Рассмотрите рисунок на странице 15.
- Что изображено на рисунке? (Ласточки.)
- Будем рисовать тельце и хвостик ласточки.
- Посмотрите на движение руки. Начинаем писать сверху , ведем линию вниз , закругляем вправо.(Показ на доске.) Дети пишут в "Прописи".
- Рассмотрите следующую строку. Этот элемент называется линия.
- Как расположены элементы? (По три.)
- Где пересекает петля линию? (На строке.)
- Обведите первую тройку элементов. Работаем под счет: "раз" - вниз, "и" - вверх.
- В чем отличие элементов на следующей строке? (Они соединены по три.)
- Обведите их по точкам , стараясь писать , не отрывая руки. (Учитель проверяет работу детей.)
- Рассмотрите следующую строку. Чем эти ласточки отличаются от предыдущих? (Ласточки летят вверх.)
- Поэтому и обводить мы их будем по - другому. Начинаем писать с хвостика.
Ведем ручку вправо - вверх - влево - вниз. Работаем под счет: "и"- вверх , "раз" - вниз. (Показ на доске.) Дети пишут в "Прописи".
VI. Работа по "Азбуке".
- Продолжим наше путешествие по сказкам. Вспомните сказку "Теремок".
Посмотрите на картинку в "Азбуке".
- Кого надо дорисовать ?(Волка, медведя.)
- Кто может рассказать сказку с опорой на картинки?
- Можно ли назвать сказку текстом?(Можно. Предложения связаны по смыслу, есть название.)
VII. Разгадывание кроссворда. (Приложение 1)
VIII. Практическая работа.(Лепка из пластилина.)
- Герои каких сказок вам нравятся больше всего? (Ответы детей.)
Поможет лепить героев наш учебник "Умные руки" на странице 8.
- Посмотрите, каких героев предлагают вам сделать авторы учебника? (Волка, мышку, зайца, лягушку, лису, змею.)
- Кто догадался, из каких геометрических фигур сделана змея? (Из шариков, разных по величине и цвету.)
- Из каких геометрических фигур сделан заяц? (Туловище - конус, голова - шар, хвостик - шар, а уши и лапки - палочки.)
- Как соединяются эти фигуры? (Они прикрепляются друг к другу пластилином.)
- Давайте составим план выполнения работы.
1. Выбираю героя.
2. Выбираю цвет.
3. Леплю фигуры, из которых состоит герой.
4. Соединяю фигуры, слепляя их друг с другом.
IX. Физминутка.
- Чтобы работа была красивой и аккуратной , разомнем наши руки.
На носу Осу несу:
Я нашел Осу в лесу.
Но боюсь Осу согнать - Оса может осерчать.
Нос проколет жалом - нос мой станет алым!
X. Выполнение работы. (Дети под спокойную музыку лепят сказочных героев.Учитель оказывает по необходимости индивидуальную помощь.)
XI. Итог урока.
- Чему учились на уроке? (Учились писать линии с петлей ,лепить сказочных героев,отгадывали названия сказок, автора и их главных героев.)
- Посмотрите, какие интересные сказочные герои у нас получились.
- Чьи работы вам больше всего понравились? Почему?
- Посчитайте, сколько у вас жетонов. (Учитель награждает победителей медалью "Знаток сказок".)