Каждый учитель уделяет внимание повторению изученного материала. Мною разработана и апробирована одна из форм интенсивного повторения. В начале IV четверти учащимся VII классов было объявлено, что для более прочного усвоения необходимо повторить наиболее важные понятия и формулы, изученные ими в течение года. По материалу каждой четверти им был предложен блок из 20 вопросов, всего получилось 4 таких блока (приложение 1). На повторение каждого блока отводилось 2 недели. Вначале учащиеся самостоятельно находили дома ответы на вопросы, на уроке ответы корректировались, затем их необходимо было повторить, если ранее были допущены пробелы. Далее за оставшееся время получить отметку по вопросам блока (приложение 2). Вопросы блока разбивались на билеты. В билете 5 вопросов, это упрощает выставление отметки. На проверку знаний каждого ученика затрачивалось около минуты, т.к. ответы требовалось давать кратко и чётко. В рамках одного блока разрешалась пересдача, если ученика не устраивала отметка. По завершении 2-х недель отметки выставлялись в журнал.
Каковы же итоги? Эксперимент состоялся, положительных отметок было значительно больше, чем обычно. Тот, кто традиционно считался "троечником", стремился пересдать до пятёрки, а это и было заложено в первоначальной идее интенсивного повторения: стимулировать желание закрепить полученные знания, ликвидировать пробелы. Ребята с нетерпением спрашивали: "А по блокам сегодня сдавать будем?", "А когда можно сдать следующий блок?", и даже "А когда дадут вопросы к следующему блоку?". Повысилась и качественная успеваемость, т.к. отметки были последними в четверти. Были, конечно, и те, кто не спешил учить, но все знали, что при выставлении годовой отметки будет учитываться, сданы ли "блоки". В этой работе был и элемент соревнования, т.к. в каждом классе имелся экран, на котором в цвете фиксировалась отметка. Классные руководители были в курсе того, как ребята готовились и сдавали "блоки", родителям на собрании были даны рекомендации, как помочь в подготовке ребёнку. Ребята в большинстве случаев стремились помочь друг другу, вместе отрабатывали ответы.
В следующем учебном году, когда необходимо было опереться на знания 7 класса, было очевидно: результаты работы положительны, знания стали более прочными. Хотя, конечно, не по всем вопросам, не у всех учеников. Это не панацея, это один из вариантов работы. В сентябре уже снова появились вопросы: "А по блокам сдавать будем?", И это тоже можно отнести к положительным результатам. И ещё, прошло более полгода, ребятам было предложено подтвердить отметку по блокам, без предварительной подготовки это удалось 30 % учащихся.
Следует заметить, что данный вид работы наиболее целесообразен с учащимися со слабой мотивацией на учёбу, со средними способностями к изучению предметов естественно-математического цикла. Для сильных учащихся эта работа не так интересна, они порой могут ответить на вопросы интенсивного повторения без предварительной подготовки.
Вашему вниманию предлагается вариант интенсивного повторения, разработанный для VII класса по учебнику физики: Пёрышкин А.В. Физика. 7 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ А.В. Пёрышкин, - 12-е издание, доработанное, М.: Дрофа, 2008.