Цели урока:
- дать представление о вулканах, их строении, видах и особенностях;
- выявить причины возникновения вулканов;
- познакомить учащихся с новыми понятиями и терминами;
- рассмотреть практическое значение знаний о вулканизме, горячих источниках и гейзерах.
Оборудование: картины и книги о вулканах и гейзерах, пластилин, заготовки для модели, подносы, масло, мёд, “смесь для извержения вулкана”, уксус, кусочки пемзы, вулканический пепел, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся.
Слайд № 1
Учитель:
Прежде чем мы перейдём к изучению нового материала, я зачитаю вам небольшой отрывок из произведения Ж. Верна:
“Огнедышащая гора извергалась фонтаном: камни и раскаленные добела обломки скал летели вверх, казалось, что она ритмически сотрясалась и это напоминало дыхание гиганта. Огненные змеи извивались среди дымящих скал… Сотни огненных ручьев сливались в полыхающую реку, которая с шипением извивалась в кипучую пучину”.
– О каком природном явлении говорится? (о вулканах)
Ребята, сегодня на уроке вам предстоит совершить немало открытий связанных с одним из грозных природных явлений.
3. Изучение нового материала
Слайд № 2, 3.
– Какие ассоциации вызывает у вас слово “вулкан”? (дети чаще отвечают “огнедышащая гора”).
Откуда пошло название “вулкан” (сообщение учащегося)
В Тирренском море, недалеко от Италии есть небольшой остров Вулкано. Еще в незапамятные времена люди видели, как из вершины этой горы вырывались облака черного дыма, мерцал огонь и в небо, взлетали раскаленные камни. На этом же острове, по их предположениям находились владения бога огня и кузнечного ремесла – Вулкана. Он устроил на острове свою кузнецу и ковал стрелы для Дианы, громовые молнии Юпитеру, Доспехи Гераклу, щит Ахиллу…
А дым и огонь, вырывавшийся с вершины горы, по мнению древних римлян, свидетельствовал о том, что Вулкан раздувает мехами свой горн. Он ударяет молотом по наковальне и с горы доносится глухой рокот и лязг. С тех пор и начали люди называть огнедышащие горы – вулканами.
Слайд № 4, 5, 6, 7,8.
Давайте соберём модель вулкана
ИЗ КАКИХ ЧАСТЕЙ СОСТОИТ ВУЛКАН?
По рисунку учитель знакомит уч-ся со строением вулкана.
Очаг магмы – расположен в глубине земли.
Жерло – идет вглубь от кратера, по нему поднимается магма.
Кратер – вершина вулкана. Диаметр бывает от нескольких десятков метров, до двух и более километров.
Лава – излившаяся на поверхность магма.
Продукты извержения: вулканические бомбы, различные газы, пары воды, вулканическая пыль и тучи пепла. При мощных пеплопадах вулканы выбрасывают такое количество пепла, что под его тяжестью проваливаются крыши домов.
Что служит причиной извержения вулкана?
Слайд № 9.
Есть различные типы лавы, которые текут с разной скоростью.
Слайд № 10.
Давайте проведём опыт:
Я налью вам на подносы два вида жидкости: растительное масло и мёд.
Давайте понаблюдаем, какая из них быстрее спустится по склону.
Какой вывод можно сделать?
Слайд № 11, 12, 13.
Если вулкан извергает жидкую лаву, то она разливается раскалёнными реками во все стороны, застывает в виде обширных щитов, которые наслаиваются один на другой. Такие вулканы называются щитовыми.
Если лава вязкая, то она медленно выдавливается на поверхность, образуя куполообразные вулканы.
Слайд № 14.
Жизнь вулканов различна. Одни вулканы живут долго – неоднократно возобновляют свою деятельность. Другие вулканы ведут себя бурно в “ранней молодости”, но, быстро исчерпав запас сил, потухают.
– Вулканы бывают действующие, потухшие и заснувшие.
В мире интересного
Слайд № 18.
Извержение Везувия уничтожило город Помпеи. Многие люди нашли свою смерть под развалинами домов, были раздавлены крышами, обрушившимися под тяжестью пепла. Помпеи скрылась под слоем пепла, толщиной до 3-х метров.
- Расположенный по другую сторону от Везувия город Геркаланум тоже исчез с лица Земли. На склонах вулкана скопилось большое количество пепла, и,когда пошел дождь, по склонам понеслись полужидкие грязевые потоки, которые полностью затопили город Геркаланум.
От извержений вулкана Везувий пострадал и город Стабия.
Извержение вулкана продолжалось 2-е суток. Когда же оно прекратилось, на вершине Везувия образовался огромный кратер, достигающий 3 км в поперечнике”.
Слайд 19, 20, 21,22
Трагедию этой катастрофы отражена на полотне Карла Павловича Брюллова
“Последний день Помпеи”, а великий русский поэт А.С. Пушкин отразил трагедию города в своих стихах
“Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя
Широко развивалось, как боевое знамя.
Земля волнуется – с шатнувшихся колон
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождём, под воспаленным прахом
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.”
Слайд № 23
Сделай модель вулкана.
Возьмите заготовку и облепите её пластилином так, чтобы получилась вулканическая гора.
Поставьте вулкан в коробку. На дно коробки “посадите” деревья (веточки елей), домики.
В пузырек налито несколько капель средства для мытья посуды, несколько капель воды, сода. Раствор подкрашен пищевым красителем.
Для демонстрации извержения в вулкан налейте уксус.
Слайд № 24
А теперь посмотрим, как это происходит в действительности.
Демонстрация фрагмента извержения вулкана.
4. Обобщение и закрепление знаний
Какие же открытия, связанные с одним из грозных природных явлений, вы сделали на уроке?
5. Домашнее задание Слайд № 15
- Стр. 62 – 67.
- Найдите в книгах, журналах материал:
1. Извержения вулканов в 2009 году.
2. Значение вулканов.