Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды техникума

Разделы: Администрирование школы


Цель: Выявить пути и способы формирования здоровья обучающихся и педагогов и определить резервы и возможности совершенствования работы в данном направлении.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с сущностью и структурой культуры здоровья и возможностями ее влияния на образовательный процесс.

2.Формирование осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре.

3. Пропаганда здорового образа жизни.

4. Формирования стойкого убеждения в личной ответственности за состояние здоровья.

5. Определить возможности и условия совершенствования педагогической деятельности по формированию культуры здоровья в техникуме.

Культура - это все то, чего постигло человечество в материальном и духовном плане за время своего существования. Соответственно, культура здоровья - это опыт, накопленный человечеством в области здоровья, причем не только здоровья тела, но и духа. Культура здоровья - это стремление и умение сделать лучшие достижения мирового опыта нашим личным достоянием в кропотливом самосовершенствовании, наградой за которое будет не только физическое здоровье, но и ясность ума, полнота чувств и постоянный приток бодрости.

Какой же опыт накопило человечество в области здоровья? Для начала дадим определение понятию здоровья. Здоровье - это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Понятие "здоровье" и " образ жизни" неотделимы друг от друга. По данным Всемирной организации здравоохранения здоровому образу жизни, как фактору, влияющему на здоровье, отведено 50% (после наследственности - 20%, экологии - 20% и системы здравоохранения - 10%). А по восточной классификации все 100%.

Понятно, что, чтобы быть здоровым, надо вести здоровый образ жизни. Что же входит в это понятие?

Здоровый образ жизни - это жизненная позиция, поведение или деятельность человека, направленная на укрепление своего здоровья.

Базовые составляющие здорового образа жизни:

  • Воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков.
  • Окружающая среда: безопасная и благоприятная для окружающих, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье.
  • Отказ от курения, употребления алкоголя и наркотиков.
  • Питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов.
  • Спорт с учетом возрастных и физиологических особенностей.
  • Гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой медицинской помощи.
  • Закаливание.

На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его ментальных установок. Поэтому выделяются еще дополнительные аспекты здорового образа жизни:

Эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями и проблемами.

Интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах. Позитивное мышление.

Духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные, жизненные цели, стремиться к ним и достигать их. Оптимизм.

Социальное самочувствие: способность взаимодействовать с другими людьми.

Итак, я дала определение понятию "культура здоровья" и понятию "здоровье", рассказала о структуре здорового образа жизни, и сейчас хочу услышать ваше мнение. Ответьте, мне, пожалуйста, на вопросы: легко ли вести здоровый образ жизни? Почему? Что для этого нужно? Надо ли вообще вести ЗОЖ? Ведете ли вы ЗОЖ? Есть ли среди вашего окружения люди, которые ведут ЗОЖ? Как выглядят люди, которые ведут ЗОЖ?

Сейчас, к счастью, очень много публичных людей (артисты, политики и т.д.) стали вести и рекламировать ЗОЖ. И очень многие берут с них пример. В большинстве болезней виновата не природа, а сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности. Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. И мы - педагоги, должны вести ЗОЖ не только потому, что оно помогает добиться счастья в семье и на работе, но и потому, что мы, кроме передачи знаний, еще и воспитываем, влияем на подрастающее поколение. Процесс влияния осуществляется неосознанно. И воздействие педагога заключается не столько в его словах, сколько в его личности. И, если мы сами не ведем ЗОЖ, то и требовать или призывать вести его нет смысла. Воспитывают не призывы и нравоучения. Воспитывает то, что "задевает за живое", воспитывает событие - то, что очаровывает, впечатляет, восхищает. Влияние оказывают те, кому хочется подражать, на кого хочется хоть в чем-то быть похожим.

Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезни. Для здоровья одинаково необходимы три основных условия:

  • Физические нагрузки.
  • Рациональное и сбалансированное питание.
  • Эмоциональное состояние.
  • Вот на них я и остановлюсь подробнее.

Достаточно ли двигаются наши студенты и мы сами? Нет. И, даже если мы двигаемся, то наши движения однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движение, и результат от такой активности небольшой. Как вы считаете, одинаковым ли по калорийности и частоте приемов пищи должно быть питание у подростков и у людей, чей возраст перешел 40-летний рубеж? Почему?

Все должно быть разным: и питание, и процедуры закаливания, и время и формы отдыха, и, конечно же, физические нагрузки, потому что в разном возрасте разные потребности у организма. Но мы почему - то этого не знаем или игнорируем.

У подростков продолжаются процессы роста и развития, идет активно перестройка обмена веществ, деятельности головного мозга, эндокренной системы. Поэтому требуется очень большое количество энергии. Все вещества для построения новых клеток поступают с пищей. Поэтому и говорят, что от качества пищи, зависит качество крови. А от качества крови, все развитие и работа органов (например, нехватка железа ведет к анемии, а это вялость, нарушение функций коры головного мозга, страдает память и т. д.). Поэтому подростку на 1 кг. тела нужно 50 -52 ккал. А если он занимается спортом, то еще больше. Соотношение белков, жиров и углеводов - 1:1:4, достаточное количество витаминов, минералов и клетчатки.

Взрослому человеку на 1 кг. после 40 лет нужно в 2 раза меньше - 25-35 ккал. Почему? Потому что после 40 лет значительно замедляются все процессы обмена веществ. Фаза формирования тела завершается к 20 годам. 20 лет мы живем почти не замечая, что начинается обратный процесс, и только после 40 лет, когда начинаются гормональные изменения в организме, мы чувствуем, что что - то изменяется. Подвергается изменениям белковый, углеводный, липидный, водный и минеральный обмен. Происходит гибель части клеток тканей органов и замещение их соединительной и жировой тканью. После 40 лет содержание кальция в крови, сосудах, хрящах постепенно увеличивается, а в костях, наоборот, уменьшается. Это ведет за собой ухудшение эластичности сосудов, ограничение подвижности в суставах и хрупкость костей. Нарушаются структура, функции и обменные процессы в сердечной мышце, развивается кислородная недостаточность, сосуды уплотняются и утолщаются, теряют свою эластичность. В артериях начинает откладываться холестерин, что ведет к атеросклерозу аорты, сосудов сердца, головного мозга, почек, нижних конечностей. Существенные изменения происходят в дыхательном аппарате, в нервно - мышечном аппарате, одним словом, происходит увядание. Более медленному обмену веществ, требуется меньшее количество "горючего", а мы продолжаем питаться так же, как 5 или 10 лет назад. Единственное, что остается одинаковым - это количество приемов пищи - 5-6 - разовое.

Сегодня питаться правильно может каждый. Здоровое питание - это отнюдь не привилегия богатых, или худеющих, или больных. Это так же нормально и так же просто, как чистить зубы перед сном.

Мы все знаем о пользе спорта. Мы понимаем, что без физической нагрузки никогда не достичь подтянутой фигуры и легкой походки. Но почему же мы занимаемся всем, чем угодно, только не своим телом и своей душой. Наши студенты по 6 -8 часов сидят за партами, затем дома столько же за компьютером. Мы на работе больше сидим, а дома стараемся отдохнуть, лежа на диване, путь от дома до работы и обратно чаще всего преодолеваем на транспорте. Гиподинамия (недостаточность мышечной деятельности) - бич 21 века.

Нам нужна энергия, работоспособность и абсолютное здоровье. Наши болезни вызваны, главным образом, физическим бездействием. После 40 лет уровень половых гормонов падает, едва ли не в половину, уровень биоэнергии, соответственно, снижается. Какая уж тут работоспособность, если все время тянет соснуть. Лучшее лекарство тут - бодибилдинг. Тренинг с отягощениями в этом возрасте принесет пользу вашему здоровью, т. к. это:

Увеличение мышечной массы (после 40 лет мы теряем до 200 гр. Мышечной массы ежегодно, одновременно растет жировая прослойка)

Снижается кровяное давление (систолическое и диастолическое на 3 и 4% соответственно, этого достаточно, чтобы снизить на 40% риск сердечных приступов и на 56% - инфаркта).

  • Улучшение пищеварения.
  • Упрочнение костей.
  • Повышение темпов обмена веществ.
  • Сокращение риска коронарной болезни.

Кроме силовых упражнений, надо непременно заниматься и растяжкой суставов и мышц. Возвращая детскую гибкость, организм едва ли не так же омолаживается.

Психологи и физиологи настаивают - подросткам просто жизненно необходимо заниматься спортом. Это дает им ощущение здоровья и удовлетворенностью жизнью. Отсюда и легкое протекание переходного возраста. Благотворнее всего для настроения подростков - командные виды спорта.

Природа милостлива: достаточно 45 - 60 минут физкультуры в день, но такой, чтобы вспотеть, чтобы пульс участился вдвое. Если это время удвоить, то будет вообще отлично.

Еще один возрастной аспект - нам нужно больше отдыхать. Возможно, возраст и в самом деле замедляет процессы восстановления. Но возможно и другое: мы все так перегружены нервными стрессами, что это негативно сказывается на нашей физиологии. Во всяком случае, после 40 лет трудно найти мужчину или женщину без серьезных психологических проблем, связанных с работой, семьей и детьми.

Одним из пороков 21 века становится накапливание отрицательных эмоций. Негативные эмоции являются причиной практически всех болезней: как психических, так и соматических (телесных). Негативные эмоции настолько сильны, что могут разрушить наше здоровье и нашу жизнь. Они так же являются причиной неудачных отношений между людьми. Нежелательные эмоции исчезнут, а их место займет хорошее настроение, если освоить и постоянно применять несколько техник, которые научат, как чувствовать себя лучше . Например, " Изменение субмодальности" (параметров образов, созданных в вашем воображении).

Закройте глаза, вызовите образы событий, которые повлияли на вас в очень негативном ключе. Пусть это будет воспоминание, которое всегда погружало вас в плохое расположение духа. Наблюдайте за этим событием со своей позиции, со своими глазами. Почувствуйте все отрицательные эмоции, которые вызывает у вас эта ситуация. Теперь дистанцируйтесь от себя (мысленно выйдите за пределы своего тела, посмотрите на себя со стороны). Сделайте так, чтобы образ стал черно-белым. Немного затемните его, приглушите звук, пусть динамичный фильм превращается в статическое изображение. Теперь отдалите его от себя, пусть он превратится в маленькую точку где-то там, вдалеке.

Эта ситуация до сих пор вызывает у вас те же эмоции?

Достаточно придерживаться простых правил:

  • Контролируйте свое настроение. Хорошее настроение слишком ценная вещь, чтобы терять ее.
  • Избегайте ссор.
  • Не замыкайтесь в себе.
  • Чаще улыбайтесь и смейтесь.

Мы можем только личным примером учить учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей. Только тогда, когда ЗОЖ - это норма жизни педагога, только тогда ученики поверят и будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом.

Литература: материал взят из разных сайтов в интернете.