Удивительный мир природы: Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. Наиболее интенсивно чувства детей развиваются в дошкольном детстве, поэтому в основе формирования личности ребенка и воспитания у него гуманного отношения к окружающему миру, лежит гармоничное развитие чувств.
Дети тянутся к взрослым, а мы порой устаем от их беспокойных "почему", не разрешаем копаться в земле, глине, трогать камушки, брызгаться водой.
- Мама, если я возьму уголек, у меня получится цветок?
- Нет, ты только испачкаешься или обожжешься.
(из разговора мамы с сыном)
Часто, мы примерно так реагируем на естественное желание ребенка самостоятельно познать возможности окружающего мира и себя в нем. Маленькие дети познают окружающий мир при помощи чувств, поэтому только непосредственное восприятие может развить у них чувство природы.
Нигде не получишь столько материала для наблюдений и игр, знаний о собственных условиях жизни, как на небольшом островке дикой природы. Природа сближает поколения, каждый взрослый в глубине души остается ребенком, у каждого сохраняется детское любопытство и желание играть. Природа приглашает нас принять участие в увлекательной игре, полной движений и свежего воздуха.
Ребенок или взрослый, богатый или бедный - все мы равны перед природой и в равной степени зависим от нее. Впечатления от природы, полученные сообща, рождают общее чувство ответственности за все живое.
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, смотрят на луну, звезды, чувствуют, как мороз пощипывает щеки, собирают камни, рисуют на асфальте мелом, уголком, играют с песком и водой - предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игр.
"Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" - гласит народная мудрость.
"Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками" - утверждают педагоги - практики.
Малыш - природный исследователь окружающего мира, который открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
В.И. Сухомлинский подчеркивал, что "ребенок по своей природе - пытливый исследователь мира".
"Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при равных условиях будет его творческая деятельность", - писал классик отечественной психологической науки Л.С. Выготский.
Вокруг много интересного, увлекательного и малышу все хочется потрогать, исследовать. Действия малышей вызваны исключительно природным любопытством - качеством, которому человек обязан своим появлением в процессе эволюции в качестве Человека. Поддъяков Н.Н. (психолог, академик РАО) назвал "бескорыстным экспериментированием" подобную деятельность и считал ее показателем умственной активности ребенка. Без нее невозможно нормальное интеллектуальное и творческое развитие детей.
Почему меня заинтересовала тема исследовательской деятельности детей в познавании неживой природы? Во-первых, от явлений неживой природы зависят изменения в жизни животных и растений, так как в природе все взаимосвязано. Во-вторых, многие педагоги привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши, а мне бы хотелось, чтобы они приходили и через руки, через деятельность, Конечно взрослому легче сделать все самому и ребенку оставить роль наблюдателя. Но эффективность обучения будет в этом случае гораздо ниже, какими бы интересными, не были действия педагога, ребенок быстро устает наблюдать за ними. Поэтому в своей работе с детьми я стала использовать опыты, эксперименты, в процессе которых у детей возникали:
- умение видеть мир природы и узнать много нового, интересного и необычного, возможность испытать радость открытий.
- кроме того, у детей развивается трудолюбие, усидчивость, воспитывается любовь к неживой природе и умение видеть ее красоту.
На первом этапе я выделила основные задачи:
- организация такой познавательной среды, в которой дети самостоятельно могли бы проводить исследования;
- выявить актуальный уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о неживой природе;
- вызвать интерес к сравнению объектов и явлений неживой природы, к познанию их особенностей и назначений.
На втором этапе мною в начале учебного года была проведена диагностика с целью выявления знаний детей о неживой природе.
Диагностика в начале учебного года
Диагностика показала, что дети хорошо ориентируются в свойствах и качествах воды, песка, глины, камней, а вот определение свойств воздуха, почвы вызвали у них затруднения. Так же дети показали неплохие знания о значении воды и почвы в жизни растений и животных, но не смогли рассказать о роли воздуха и солнца. Трудно детям давалось определение живой и неживой природы, как на картинках, так и в непосредственном наблюдении
На третьем этапе своей работы я определила "ступеньки" развития, которые ребенок проходит в изучении своего окружения и природы.
В своей работе основной акцент сделала на разработку системы наблюдений. Чтобы наблюдения проходили интереснее, познавательнее я разработала перспективные планы наблюдений по всем возрастным группам для воспитателей детского сада.
Для наблюдений за погодой с помощью приборов на экологической тропинке мной была оборудована метеоплощадка, которая позволяет детям получать навыки ориентирования во времени и пространстве.
Наблюдения проводила в разное время суток, на прогулках, экскурсиях, во время походов и даже из окна.
Объектами наших наблюдений стали солнце, звезды, луна, радуга, туман, иней, пузыри в лужах во время дождя, дым из трубы. После наблюдения за объектами неживой природы детям давала задание - сделать зарисовки, чтобы потом можно было сравнивать произошедшие изменения за определенный период. Например, наблюдая за солнцем, дети стали замечать, что летом оно сильно греет, находясь высоко в небе, а зимой его прогулка по небу короткая, хоть и светит, но не греет. А вот наблюдая за снежинками, одним из самых прекрасных созданий природы, дети замечали, что в теплую погоду они пушистые, лохматые, а в морозную - колючие, ломкие.
Наблюдать за дождем нам помог "дождемер" - прибор для измерения количества воды. С помощью этого нехитрого прибора дети наблюдали, какое количество осадков выпало за определенный промежуток времени. Установленные "дождемеры" в разных местах, например, под деревом и на полянке, помогли выяснить, куда попало больше дождевой воды и почему.
Так же дети наблюдали за объектами неживой природы дома, по дороге в детский сад, в выходные дни.
На занятиях продолжала знакомить детей с разными природными явлениями и объектами. Например, с планетами солнечной системы. Дети узнали, что у некоторых планет по несколько спутников, а у Земли он один, но какой замечательный! Это наше ночное светило - Луна! Дети стали обращать внимание, что она не всегда выглядит одинаково. То полная Луна заливает призрачным светом заснеженные поля, то узкий серпик месяца с трудом пробивается из-за облаков. Почему так происходит? Чтобы ответить на этот вопрос предложила детям провести длительное наблюдение за Луной. Конечно, без помощи родителей ничего бы не получилось. А так дети совершали вечерние прогулки и наблюдали за звездным небом. Луной вместе с родителями. Дети узнали, что месяц и Луна - это один и тот же небесный объект. Просто вращаясь вокруг Земли, Луна отражает солнечные лучи на одной своей стороне, а другая ее сторона остается невидимой.
Для успешного решения задач третьей "ступеньки" мною, в первую очередь была проведена предварительная работа.
Было подобрано место для детской лаборатории, необходимое оборудование, прежде всего приборы - помощники: увеличительные стекла, микроскоп, песочные часы, градусник, линейки, рулетка, компас, а так же пробирки, колбы, мерные стаканчики, ложечки, банки, пипетки, воронки и т.д. так же в мини-лаборатории появились магниты, резиновые груши, шприцы, природный материал (камни, песок, ракушки ит.д.), акварельные краски, соль, сахар и другое.
По мере развития исследовательской активности детей, стремилась к их самостоятельности в постановке вопросов, целей и прогнозирования событий и явлений, поощряла поиск и обнаружение скрытых качеств и свойств предметов. Результаты исследований не оценивала. Дети сами активно участвовали в обсуждениях, так как главное, не только провести опыты, но и умение связать результаты этой работы с повседневной жизнью, наблюдениями дома и на улице.
Я заметила, что наиболее эффективный результат получается у детей работающих в подгруппе. Поэтому мною был организован кружок "Почемучки". Организовала работу кружка так, чтобы обеспечить как индивидуальную активность, свой собственный выбор, так и возможность добровольного объединения в пары, небольшие подгруппы. Для участия в исследованиях детям сообщала о том, что условия для проведения экспериментальной работы готовы, заинтересовала детей исследовательской задачей, предоставляла возможность самостоятельного проведения опытов, в том числе и ошибочных действий, а сама подстраховывала. Я замечала, что важно предоставить детям своду действий в экспериментировании. Поэтому для опытов с водой, песком, почвой, глиной на стол стелила клеенку, детям предлагала надеть фартуки, чтобы они не боялись испачкаться и без опасений выполняли исследовательскую работу. Ввела правила очередности, так как работать хотят сразу многие. Всегда напоминала о необходимости постоянно соблюдать осторожность при проведении опытов.
В работе кружка выделила такие блоки - Вода, Солнце, Воздух, Почва, Камни. В ходе экспериментов дети узнали, что обычная вода преисполненное тайн чудо природы. В чистом виде она не имеет ни запаха, ни вкуса, ни цвета. Но на самом деле вода никогда не бывает такой. Это происходит потому, что она активно вбирает в себя, растворяет в себе и проникает сама, почти во все, что ее окружает. Следы воды находят даже в камнях и минералах. Наблюдая, экспериментируя с водой, дети открывали ее секреты, свойства, узнавали, какой разной бывает вода. Закрепляя знания детей о воде проводила праздники: "День Водицы", "День Земли", "Экологический суд", игру - путешествие "Поможем дельфину" и другие.
Так же дети узнали, что воздух - это газ, точнее смесь газов, которые состоят из прозрачных частичек, разбросанных друг от друга, скорость которых так велика, что они не могут удержаться в одном месте и стараются занять все пустое пространство. Зная, что у детей старшего дошкольного возраста наглядно-образное мышление, я стала использовать карты - схемы для определения свойств и качеств воздуха и воды.
Интересно проходили опыты с камнями, почвой. Но сначала, я рассказала детям, что у Земли есть каменная одежда и там. Где этой одежды много возвышаются горы. Знакомила детей с географическими картами России и Кировской области, по которым они, как настоящие геологи, отправлялись в экспедицию на поиски камней, которые охраняет "Хозяйка Медной горы". Во время прогулок собирали разные камни для коллекций, обсуждали с детьми природные богатства нашей страны и то, как человек использует их. Авторская дидактическая игра " Хозяйка Медной горы" помогала детям закрепить полученные знания. С помощью этой игры дети легко находили полезные ископаемые на карте и в своих коллекциях. Они как ученые исследовали камни с помощью лупы и других материалов, заносили результаты в специальную таблицу.
Проводя опыты с почвой, взятой с игровой площадки, тропинки, дети пришли к выводу, что в такой почве нет воздуха. В такой почве трудно расти растениям, и жить подземным жителям. Эти опыты научили детей соблюдать правила поведения в природе (не ходить по газонам, в лесу ходить только по тропинке). Через опыт с загрязнением почвы, дети узнали, что в жизни, как в сказках, есть "живая" вода (дождь, снег) и "мертвая" (когда она попадает в почву, подземные жители могут погибнуть). Откуда же берется "мертвая" вода? Да по заводским трубам и когда моют автомобили.
Много интересного, познавательного материала собрали родители для оформления альбомов: "Эти удивительные камни", "Мир камней", "Волшебница вода", "Солнечный дом". В свою очередь я провела для родителей консультации "Последняя капля", "Грязные игры", выпустила стенгазету "Почемучки", в которой дети рассуждали, выдвигали гипотезы, отвечали на вопросы.
Повторная диагностика в конце учебного года показала, что знания детей по многим параметрам улучшились.
Диагностика в конце учебного года
Результатом моей работы стало то, что мои воспитанники, изучая мир неживой природы, стали более эмоциональными, любознательными, осознали на уровне своего возраста некоторые экологические проблемы. Дети научились устанавливать взаимосвязи в природе, у них появился мощный стимул для развития таких важных черт личности, как самостоятельность, способность к прогнозированию, планированию собственной деятельности. Роль исследовательской деятельности в познании неживой природы заключается и в том, что дети научились видеть и понимать красоту окружающего мира.
Я надеюсь, что когда дети вырастут, заложенные исследовательские навыки откроют миру в будущем нового Ж.Алферова. Но даже если этого не случится, то воспитание наблюдательности, целеустремленности окажется очень полезным в дальнейшей их жизни.
По результатам анкетирования родителей удовлетворенность работой воспитателя составила 100%.Это свидетельствует, что в своей работе я достигла взаимопонимания не только с детьми, но и с родителями.