Активный процесс совершенствования рынка образовательных услуг побуждает учебные заведения пересматривать подход к подготовке профессиональных кадров: необходимо заниматься разработкой новых методов и приемов обучения, созданием новых форм организации педагогической деятельности. Разработка и внедрениев образовательный процесс учреждений профессионального образования современных методов и технологий обучения будут способствовать подготовке высококвалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда и готового к профессиональному росту.
Сегодня будущему специалисту недостаточно одних только теоретических знаний - бурно развивающаяся наука приводит к их стремительномуустареванию. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активностичеловека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своихзнаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемусямиру является основой социальной успешности - этому должно учить сегодня любое образовательное учреждение.
В этой связи современныйпедагогический процесс должен быть направлен на деятельностные технологии обучения.Специфика деятельностного подхода заключается в том, чтобы в процессе обучения студент освоил умения и получил практический опыт опирающиеся именно на те знания,которые обеспечивают эффективное осуществление необходимой профессиональной деятельности. Одним из примеров деятельностного подхода в обучении является метод проектов.
Метод проектов - это способ достижениядидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным, осязаемым практическим результатом, оформленнымопределенным образом (Е. С. Полат). Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении студентам возможности самостоятельного приобретения знаний и умений впроцессе решения поставленной проблемы, требующих интеграции знаний изразличных предметных областей. Суть этого метода - стимулировать интерес студентов копределенным проблемам, решение которых предполагает владение определенной суммой знаний и через проектнуюдеятельность предполагает практическое применение имеющихся и приобретенных знаний. Этот метод позволяет реально соединить теоретическиезнания с практическим опытом их применения.
Для студента проект - это возможность максимального раскрытия своеготворческого потенциала, средство самореализации. Это деятельность, которая позволяет проявить себяиндивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания,принести пользу, показать публично достигнутый результат.
Для преподавателя учебный проект - это интегративное дидактическоесредство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатыватьи развивать специфические умения и навыки проектной деятельности, а также совместный поиск информации, самообучение, исследовательская итворческая деятельность.
Работа над проектом предполагает очень тесное взаимодействие студента и преподавателя. В этой связи возникают две крайности - полностью предоставить студента самому себе или, наоборот, значительно ограничить его самостоятельность, постоянно вмешиваясь, направляя, советуя - лишая, таким образом, инициативы в работе. Педагогическая тонкость здесь заключается в том, что студент должен чувствовать, что проект - это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов. Он должен видеть, что преподаватель с уважением относится к его точке зрения, даже если она не совпадает с точкой зрения педагога.
Рассмотрим роль преподавателя в организации проектной деятельности студентов.
Первый этап работы над проектом - проблематизация. Началом работы над проектом, побудительным стимулом к деятельности является постановка проблемы. Причем не всякая проблема заставляет человека действовать. Процесс пойдет, когда исходная проблема проекта приобретет личностную окраску. На этом этапе преподаватель помогает студенту: выявить проблему интересную для него, связанную с его дальнейшей трудовой деятельностью. Например, работая над проектами по созданию бизнес - планов предприятий, на этом этапе обсуждаем со студентами, чем они хотели бы заниматься после окончания учебного заведения, что их привлекает, где они хотели бы применить свои знания. Предстоит кропотливая индивидуальнаяработа со студентом. Из такой беседы появляются первые очертания будущей работы.
Этот этап является наиболее сложным для студентов. Трудность заключается в том, что в этот момент он практически не мотивирован еще к работе. Самый неэффективныйспособ - прямое принуждение, оно может перечеркнуть всю предстоящуюработу, обесценить ее как инструмент педагогического воздействия и лишить смысла работу студента как творческую. Поэтому в самом начале работынад проектом необходимо проявить максимальный педагогический такт, рассказать что, прежде всего, получит сам студент, работая над проектом, где ему это может пригодиться в дальнейшем, мотивировать на успех.
Следующий этап - целеполагание. Когда проблеме проекта удалось придать личностно значимый характер, у студента возникает первичный мотив к деятельности. На этом этапе они высказывают большое количество идей, зачастую самых трудно реализуемых (например, открыть завод по изготовлению железобетонных изделий, тротуарной плитки и т. д.). Увлекшись темой проекта, они часто не соизмеряют свои желания и свои возможности. Поэтому на этом этапе лучше внести ясность в цель работы и определиться с проектным продуктом, решить, что будет создано для того, чтобы цель проекта была достигнута. Для этого необходимо представить себе как можно больше способов достижения цели проекта и выбрать из них самый оптимальный.
Когда появилось четкое представление об исходной проблеме проектаи ясна ее цель, надо спланировать видыдеятельность, которые необходимо выполнить по реализации цели проекта. На этом этапе определяются задачи и способы выполнения проекта, оговариваются сроки работы и оцениваются имеющиеся ресурсы. Планирование деятельности всегда представляетопределенную трудность для многих студентов, поэтому здесь может потребоватьсязначительная помощь преподавателя. Важно не начать планировать вместостудента, а лишь показать алгоритм планирования. На этом этапе можно воспользоваться представленной таблицей, которая поможет не только вовремя выполнить проект, но и грамотно его описать.
Вопрос | Ответ |
Почему выбрана эта тема проекта | Описание проблемы проекта, (например, актуальность бизнес - плана) |
Что надо сделать, чтобы решить данную проблему | Постановка цели проекта, (например, для удовлетворения каких потребностей будет разработан бизнес-план) |
Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта | Определить задачи разработки проекта, (например, что конкретно необходимо рассмотреть) |
Что необходимо разработать, чтобы цель была достигнута | Образ проектного продукта (ожидаемый результат), (например, разработка бизнес-плана) |
Какие шаги необходимо проделать от выявления проблемы проекта до реализации цели проекта | Перечисление основных этапов работы (описание проекта), (например, представление основных разделов бизнес-плана) |
Как будут решаться задачи проекта | Определение способовработы на каждом этапе, (например, изучение литературы) |
Когда будут выполняться задачи проекта | Определение сроков работы |
На следующем этапе будет проходить реализация намеченного плана. Осуществление планаработы над проектом, как правило, связано с изучением литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения. Обязательно в процессе работы возникнут какие-то трудности, которые могут привести к снижению интереса к проекту. Поэтому на этом этапе преподавателю необходимо проводить консультации, находить способы решения возникших трудностей, следить, чтобы студент не потерял мотив к работе. У многих студентов так же не всегда сформировано и "чувство времени". Им часто кажется, что времени много, можно не торопиться и отложить работу "на потом". Поэтому необходимо определять контрольные точки - точки проверки работы над проектом. Можно даже проводить оценивание каждого этапа работы. Это стимулирует студентов к равномерному выполнению проекта.
Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. Презентация - это витрина проекта. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации - важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного в ее ходе опыта.
Регламент презентации, как правило, предоставляет не более 7-10 минутна выступление. За это короткое время необходимо рассказать о работе,которая была проделана, представить проектный продукт. На этом этапе преподавателю оченьважно научить студентов выбирать самое главное, коротко и ясно излагать своимысли. Лучше, если текст презентации будет написан в виде тезисов. Это позволит не читать все подряд с листа, а лишь сверяться с основными мыслями и ничего не упустить.
После презентации автору проекта, придется отвечать навопросы публики. К этому надо быть готовым. Поэтому преподавателю необходимо с автором проекта проговорить возможные вопросы, выслушать и скорректировать его ответы.
В качестве рефлексии обязательно необходимо составить письменный отчето ходеработы, в котором описываются все этапы работы (начиная с определенияпроблемы проекта), все принимавшиеся решения с их обоснованием; всевозникшие проблемы и способы их преодоления; подводятся итоги, делаются выводы, выясняютсяперспективы реализации проекта, описываются эмоции и чувства. Данный отчет поможет преподавателю внести корректировки в дальнейшую организацию проектной деятельности студентов.
Можно предложить следующий шаблон письменного отчета:
- Тема проекта - ________________________________________________________
- Я выбрал эту тему, потому что - _________________________________________
- Цель моего проекта- ___________________________________________________
- Проектный продукт- __________________________________________________
- Сбор информации (где и как искал информацию) - _________________________
- В ходе работы столкнулся с такими проблемами - __________________________
- Способы решения возникших проблем - _________________________________
- Причины невыполнения сроков работы - ________________________________
- Что получилось, а где остались вопросы - ________________________________
- Если начать работу заново, то - _________________________________________
- Работа над проектом дала мне - _________________________________________
- Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе) - __________________
- Как данная работа может пригодиться в профессиональной деятельности - ____
Самое сложное это оценить представленный проект. Перед началом работы над проектом студенты должны быть ознакомлены с тем как их работа будет оценена. Четко сформулированные и хорошо разработанные критерии оценивания мотивируют студентов добиваться хорошо понятныхцелей обучения, давать самооценку своей учебной деятельности, корректировать ее.Главная цель, которую ставит перед собой преподаватель, разрабатывающийкритерии оценивания, - показать студентам, как на каждом этапе работы ониприближаются к запланированным результатам.
Критерии оценивания, используемые при выполнении бизнес-проектов, приведены в таблице.
Используя проектную деятельность по разработке бизнес-планов более 5 лет можно сделать уже некоторые выводы:
- закрепляются, обобщаются и систематизируются знания студентов путем их применения на практике;
- формируются навыки по осуществлению поиска, анализу и оценке необходимой информации;
- создаются условия для приобретения студентами специальных умений и навыков, необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности;
- формируются коммуникативные навыки, умения работать в команде, коллективной и персональной ответственности, взаимопомощи, навыки самопрезентации;
- развиваются способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям;
- приобретается опыт работы в рыночных условиях с возможностью использования его, в том числе и для организации собственной предпринимательской деятельности.
Положительным моментом проделанной работы является то, что студенты, выступая с разработанными проектами на конференциях различного уровня, получают положительную оценку своей деятельности со стороны внешних экспертов, сравнивают свои проекты с другими, а многие выпускники смогли реализовать свои проекты в жизнь и стать конкурентноспособными специалистами и предпринимателями.
Использована литература: М. А. Ступницкая: "Новые педагогические технологии: организация и содержание проектнойдеятельности учащихся".
Критерии оценки инвестиционных проектов (бизнес-планов)
№ | Показатели | Оценки | ||
2 балла | 1 балл | 0 баллов | ||
1. | Социальная значимость реализации инвестиционной идеи или проекта для жителей города и области | Раскрыта и доказана значимость инвестиционного проекта для жителей города и области | Значимость инвестиционного проекта для жителей города и области раскрыта недостаточно (неубедительно) | Инвестиционный проект не представляет большой значимости для жителей города и области |
2. | Востребованность предлагаемого товара (услуг) | Предлагаемый товар или услуга востребованы сегодня на рынке | Востребованность предлагаемого товара или услуги на рынке вызывает сомнение | Предлагаемый товар или услуга не востребованы сегодня на рынке |
3. | Возможные масштабы реализации инвестиционного проекта или идеи | Масштабы реализации инвестиционного проекта или идеи обширны, возможно использовать проект в других местах | Масштабы реализации инвестиционного проекта или идеи ограничены | Инвестиционный проект или идея применимы только в конкретном месте |
4. | Экономическое обоснование идеи или проекта | Полностью рассчитаны экономические показатели, дано обоснование финансовых показателей работы будущего предприятия, приведен расчет эффективности от внедрения данного инвестиционного проекта | Не полностью рассчитаны экономические, финансовые показатели работы будущего предприятии, не приведен расчет от внедрения данного инвестиционного проекта. Ошибки в расчетах несущественные. | Нет расчетов экономических показателей работы предприятия, не дано обоснование финансовых показателей работы будущего предприятия, не приведен расчет эффективности от внедрения данного проекта. Допущены существенные ошибки в расчетах. |
5. | Реальность достижения инвестиционной идеи или проекта при разработке и производстве товара | Внедрение инвестиционного проекта является реальным | Вызывает сомнение внедрение инвестиционного проекта | Внедрение инвестиционного проекта не является реальным |
6. | Логика изложения | Четкость суждений, последовательность и обоснованность положений, ясность изложения мысли. Наличие четкого вывода | Недостаточно четкие суждения; отдельные нарушения последовательности и обоснованности положений. Общий вывод нечеткий | Расплывчатость суждений. Слабая аргументация положений. Излишняя детализация. Отсутствие вывода. |
7. | Компетентность | Свободное владение материалом. Конкретность и точность ответов на вопросы. Грамматически правильная, эмоциональная речь. Уверенность. Контакт с аудиторией | Удовлетворительное владение материалом. Конкретные и четкие ответы на большую часть вопросов. Докладчик не всегда владеет собой. Контакт с аудиторией удовлетворительный. | Удовлетворительное владение материалом. Ответы на вопросы недостаточно убедительны, иногда уклончивы. Речь недостаточно эмоциональна и убедительна. Слабый контакт с аудиторией. |
8. | Наглядность | Разработана интересная мультимедийная презентация, представлены все разделы инвестиционного проекта. Иллюстративный материал дополняет содержание проекта. | Мультимедийная презентация в основном раскрывает содержание выступления. Иллюстративный материал недостаточно дополняет содержание проекта | Мультимедийная презентация не раскрывает суть проекта. Иллюстративный материал не дополняет содержание проекта, не отвечает требованиям |