Действия с обыкновенными и десятичными дробями

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Комментарий к уроку: Реалии нашей жизни таковы, что необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать огромные массивы информации, поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы школьник активно, с интересом и увлечением работал на занятии.

Помочь нам в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий. Так применение анимационных работ позволяет погрузиться детям в яркий красочный мир, сделать занятия "скучной" математикой увлекательными. Создание анимационного фильма - процесс длительный, требующий специальных навыков и техники, поэтому учителям проще брать уже готовые фильмы, например, "Детской анимационной студии" и использовать их на занятиях. В течение занятия педагог (или подготовленный заранее ребенок) ведут рассказ, останавливая фильм в предусмотренном месте.

ЦЕЛЬ: развитие познавательного интереса к математике.

ЗАДАЧИ:

Образовательные

  • отработка умений выполнять арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями,
  • обучение решению задач составлением уравнений

Развивающие

  • развитие логического мышления

Воспитательные

  • воспитание чувства товарищества, доброжелательности

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, анимационный фильм, доска, мел.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

  1. Вступительное слово учителя - 3 минуты
  2. Решение логической задачи - 8 минут
  3. Решение примера - 10 минут
  4. Решение устных задач - 10 минут
  5. Решение задачи составлением уравнения - 10 минут
  6. Итог занятия - 4 минуты

ХОД УРОКА

1) Жила-была принцесса. Она мечтала встретить прекрасного принца. Нет! Все было не так.

Жили-были принцесса и принц. А злой колдун завидовал их счастью, и, превратившись в карлика, похитил принцессу. Безутешный принц отправился на поиски. Где только он не искал свою принцессу! В одиночку принцу не справиться с колдуном. Давайте поможем ему в поисках! И вот однажды принц оказался у развилки дорог.

2) По какой дороге идти? Одна дорога ведет в город Лжецов, где все и всегда говорят неправду, а вторая - в город Правда, где никогда не лгут. Спросим у незнакомца, как пройти в город Лжецов, скорее всего именно туда улетел колдун. Прохожий - житель одного из городов, вот только задать мы можем только один вопрос. К тому же местные жители немногословны и отвечают на вопрос только: "Да" или "Нет". Какой вопрос задать?

(Фильм останавливается, идет обсуждение решения логической задачи)

Молодцы! Вперед! Пока мы беседовали с незнакомцем, колдун завалил камнем дорогу, чтобы разобрать завал, нужно решить пример.

9,08 - 7 17/20 + 1 1/50 + 4 5/6 * 33/58 - (1/2) 3

(Фильм останавливается. Учащиеся решают пример. Спустя 3 - 5 минут к доске вызывается ученик, и записывает решение на доске.

4 5/6 * 33/58 = 29/6 * 33/58 = 11/4 = 2 3/4

  • 9,08 - 7 17/20 = 1,23
  • 1,23 - 1 1/50 = 2 1/4
  • 2 3/4 + 2 1/4 = 5
  • 5 - 1/8 = 4 1/8)

4) Дорога свободна, мы можем идти вперед! Что за огромный дуб на пути? Подойдем поближе. Это зашифрованное послание! Нужно расшифровать запись! Это поможет принцу!

(На условиях задач останавливается фильм. Устно обсуждается решение каждой задачи, рассматриваются разные способы решения (при необходимости письменно выполняются записи); ответы задач записываются на доске.)

Задачи.

- Волшебный лес полон загадок. В нем 140 неведомых дорожек. Дорожки со следами невиданных зверей составляют 80 % от всех дорожек. Сколько дорожек со следами невиданных зверей в лесу? (140 * 0,8 = 112 дорожек)

- На пути принц встретил Лешего, который устал бродить. Леший бродит 5/8 от дня и ночи. Сколько времени Леший отдыхает? (1 - 5/8 =3/8; 24 * 3/8 = 9 часов)

- На огромном дубе расположилась Русалка. Высота дуба 14 саженей. Русалка сидит на ветви, высота которой от земли составляет 0,2 высоты всего дуба. Как высоко от земли сидит Русалка? (14 * 0,2 = 2,8 сажени) (1 сажень примерно 2, 1 м)

- Колдун пронес принцессу через леса - через моря 12 миль, причем через леса

60 % от всего пути. Сколько миль нес колдун принцессу через моря?

(1 - 0.6 = 0.4; 12 * 0,4 = 4,8 мили) (1 миля примерно 7,5 км)

- Скорость полета ступы Бабы Яги 12 верст в час, а скорость полета Колдуна составляет 13/3 от скорости полета ступы. Какова скорость полета Колдуна?

(12 * 13/3 = 52 версты в час) (1 верста примерно 1.1 км)

КОД:

  • 15 - К;
  • 52 - Е;
  • 72 - Б;
  • 4, 8 - Р;
  • 9 - Е;
  • 28 - Т;
  • 18 - Д;
  • 112 - С;
  • 2,8 - В

(Вновь останавливается фильм, учащиеся расшифровывают запись)

Что же получилось? СЕВЕР.

Нам надо идти на север. Вперед!

5) А вот и замок впереди. Людмила ждет! Чтобы открыть дверь темницы, нам придется решить задачу.

Задача.

У Бабы Яги, Колдуна и у Кащея вместе 204 пуда злата. Сколько злата у каждого из них. Если в отдельности у Колдуна в 12 1/2 раза больше, чем у Бабы Яги, а у Кащея на 126 пудов больше, чем у Колдуна.

(Фильм останавливается. Устно обсуждается, как решить задачу. Далее к доске вызывается один из учащихся, который объясняет и оформляет решение задачи.)

(х (пуд) у Бабы Яги; 12 1/2 х (пуд0 у Колдуна; 12 1/2 х + 126 (пуд) у Кащея

х + 12 1/2 х + 12 1/2 х + 126 = 204; 26 х = 78; х = 3

3 пуда у Бабы Яги; 37 1/2 пуда у Колдуна; 163 1/2 пуда у Кащея)

Дверь открыта! Колдун повержен! Принцесса спасена! Спасибо всем за помощь в поисках принцессы.

6) Учитель подводит итог занятия, выставляет оценки учащимся.

Видеофрагмент сказки.