За последнее время в мире изменились приоритеты образования. Если прежде ценились знания сами по себе, то теперь на первое место вышли общеучебные умения: умения приобретать и эффективно использовать знания. Детям нужно овладеть способами обновления и пополнения своих знаний. Качество знаний не всегда определяется объемом выученного материала, скорее это умение оперировать этим материалом.
Главные цели современного начального образования – развитие школьника, формирование у него учебной деятельности – не могут быть достигнуты, если учитель не имеет регулярной информации о результатах обучения.
Учителю очень важно знать, не только что именно не усвоил ученик, но и почему он этого не усвоил, какие трудности имеются у него в овладении теми или иными учебными умениями.
Педагогическая диагностика позволяет выявить качество усвоения учащимися учебного материала, и прежде всего умение детей применять свои знания в новой ситуации, сопоставлять текст задания с возможными вариантами его решения, выбирать правильный ответ, выполняя при этом мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Диагностику результатов целесообразно вести при проведении трех итоговых работ:
1) итоговой работы по русскому языку,
2) итоговой работы по математике,
3) итоговой комплексной работы на межпредметной основе. Методика рекомендованная ФГОС второго поколения базируется на общих принципах:
- раздельной оценки достижения базового уровня требований к подготовке, связанного с таким разделом достижений планируемых результатов и повышенных уровней подготовки;
- оценивать методом "сложения", при котором фиксируется достижение базового уровня и его превышение;
- кумулятивной (накопительной) оценки;
- открытость и реалистичность норм и критериев;
- признание права учащегося на ошибку, реализуемого в итоговом оценивании через систему норм оценивания;
- признание права учащегося на досдачу итоговой работы с целью подтверждения более высоких уровней учебных достижений.
Мне, как учителю, тема "Диагностика результатов обучения учащихся" кажется актуальной на сегодняшний день.
Диагностическая карта (диагностограмма), которую заполняю во время проверки самостоятельных и контрольных работ, представляет собой таблицу.
Диагностограмма дает возможность наблюдать за продвижением как каждого ученика, так и класса в целом в усвоении орфографических знаний и формировании умений и навыков. В своей работе я использую диагностограммы несколько видов:
Входная диагностограмма (В.д.). Ее цель – установить, в какой мере утратился за лето приобретенный навык, какие орфограммы следует повторить в первую очередь, проверяются сложившиеся ранее умения.
Тематическая диагностограмма (Т.д.). Ее конкретной узкой темы. Цель – текущий контроль за усвоением.
Итоговая (годовая) диагностограмма (И.д.). Ее цель – замерить уровень навыков правописания, сформированных за один год обучения.
Форма и содержание карты сжато представлены ниже:
Диагностическая карта проверки техники чтения:
Сводная таблица по технике чтения | ||||||
Фамилия | 2 кл/4 | 3 кл/0 | 3 кл/1 | 3 кл/2 | 3 кл/3 | |
1 |
Болдина | 50 | 57 | 55 | 60 | 48 |
2 | Борисков | 70 | 57 | 84 | 72 | |
3 | Власова | 110 | 100 | 110 | 123 | |
4 | Высоцкая | 90 | 80 | 85 | 84 | 100 |
5 | Гурова | 115 | 112 | 115 | 150 | 155 |
6 | Гусев | 40 | 36 | 45 | 48 | 53 |
7 | Грачев | 55 | 60 | 70 | 55 | |
8 | Демидов | 36 | 42 | 43 | 41 | |
9 | Егоров | 72 | 52 | 87 | 96 | 76 |
10 | Емешов | 91 | 74 | 80 | 52 | 74 |
11 | Епихин | 75 | 64 | 79 | 102 | 78 |
12 | Иванов | 80 | 89 | 124 | ||
13 | Козлов | 80 | 105 | 108 | 144 | 114 |
14 | Круглова | 87 | 77 | 79 | 110 | |
15 | Кузнецов | 70 | 68 | 75 | 81 | 80 |
16 | Малянова | 46 | 50 | 55 | 55 | 58 |
17 | Мартынов | 42 | 46 | 62 | 48 | |
18 | Мельников | 60 | 86 | 92 | 84 | 90 |
19 | Монахова | 96 | 90 | 115 | 130 | 116 |
20 | Нефедов | 115 | 82 | 98 | 115 | 119 |
21 | Ольховенко | 71 | 60 | 58 | 60 | 61 |
27 | Рахимова | 100 | 118 | 110 | ||
23 | Самохина | 80 | 72 | 75 | 72 | 76 |
24 | Самохвалова | 86 | 81 | 85 | 95 | 82 |
25 | Савочкина выбыла | |||||
26 | Соколов | 75 | 73 | 85 | 87 | 96 |
27 | Терехов выбыл | |||||
28 | Челищева | 45 | 51 | 84 | 75 | |
1483 | 1694 | 1701 | 2076 | 1548 | ||
Cреднее на класс | 82 слова | 71 | 81 | 94 | 82 слова |
После заполнения диагностической карты перед глазами предстаёт полная и, что важно очень, фиксированная картина реальных достижений всех участников образовательного процесса. После составления диагностических карт, учащиеся не только узнают результаты своей работы, но и получают комментируемые объяснения решения проблем для предотвращения повторных ошибок. Школьники осознают, что составление таких карт не несет карающей функции, а помогают исследовать проблемы, возникшие в процессе обучения. Системная диагностика предметной обученности даёт мне возможность сравнивать умения учащихся на начальном этапе и в процессе обучения, позволяет определить трудности в формировании предметных умений, зону ближайшего развития каждого ребёнка, организовать целенаправленную развивающе-коррекционную работу с учащимися и проследить продвижение каждого к поставленной учебной цели.
Диагностирование фактического уровня обученности позволяет мне планировать методы и приемы работы по изучению следующей темы; помогает в самоанализе работы .
Диагностика и составление диагностических карт помогает предупредить неуспеваемость школьников, способствует интенсификации учебного процесса, позволяет рационально организовать учебную деятельность, способствует формированию у учащихся положительной мотивации к обучению, позволяет осуществить дифференцированный подход в обучении.