Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение, родители являются первыми и основными учителями ребенка до поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем.
Совершенно ясно, что без участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса невозможно достичь высоких результатов.
С другой стороны родители и педагоги-воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным только тогда, когда учителя и родители станут союзниками. Работа с родителями в современной школе является одним из главных направлений.
Меня всегда волновали такие вопросы:
Как сделать родителей своими единомышленниками, активными участниками в организации жизни класса?
Как увлечь родителей учащихся заботами о классе?
На данный момент добавился еще один вопрос:
Как, опираясь на помощь родителей внедрить в работу новые стандарты второго поколения?
Считаю, что наиболее эффективной формой взаимодействия "учитель - ученик - родитель", является создание семейного портфолио. Как мы к этому пришли?
Во время работы школы интеллектуального развития совместно со школьным психологом было проведено анкетирование с родителями будущих первоклассников, которое выявило ряд проблем:
- недостаточное взаимодействие родителей и детей;
- низкий уровень коммуникативных навыков у детей;
- отсутствие семейных традиций, низкий уровень сотрудничества в семье;
Мы пришли к выводу, что родителям и детям не хватает общего дела, которое сплотило бы семью и способствовало решению выше обозначенных проблем.
Первым шагом явилось проведение родительского собрания по теме: "Родительский дом - начало начал", итогом которого стало четко выстроенная система работы в данном направлении, с учетом возрастных особенностей и интеллектуальных способностей учащихся. Так, было решено реализовать следующие проекты:
Первый класс- "Тайна моего имени";
Второй класс - "Старинная фотография в семейном альбоме";
Третий класс - "Мои корни";
Четвертый класс- "Создание семейного портфолио"
Моя задача, как классного руководителя, состояла в том, чтобы установить партнерские отношения с родителями учащихся и мотивировать их на реализацию каждого проекта. К каждой семье был проявлен индивидуальный интерес и проведены по 3-4 консультации.
1-й класс.
Ярким и запоминающимся итоговым мероприятием в этом году стал классный час "Тайна моего имени". Учащиеся совместно с родителями собрали достаточно много информации о своих именах, узнали об их происхождении и оформили работы по плану, данному учителем:
Мое имя.
Как меня хотели назвать родители?
Почему меня назвали именно так?
Что означает мое имя?
Как ласково называют меня в семье?
Сколько фамилий в твоей фамилии?
Результатом работы была защита проектов и создание классного фотоальбома.
2-ой класс.
Продолжается работа по отбору материала для портфолио. Принимаем участие в школьном конкурсе: "Старинная фотография в семейном альбоме". Перелистывая страницы альбома, дети находили старинные фотографии, собирали информацию о родных людях, знакомились с биографией этих людей, узнавали интересные факты не только их жизненного пути, но и из истории родного края.
Логическим продолжением работы над старинной фотографией явилось совместное с детьми родительское собрание, которое проходило в школьном музее "Героев Советского Союза - наших земляков, защитников Брестской крепости, партизан-сабуровцев". На собрании познакомились с исследовательскими работами детей о старинных фотографиях. Лучшие работы Шавалеева Тимура и Осиповой Ирины были выдвинуты на участие в городской научно-практической конференции "Юный исследователь" на тему "Мой прадед-участник трех воин". Дети были отмечены грамотами и сертификатами за участие в работе.
3-ий класс.
У детей возникло желание побольше узнать о своих предках, так родилась новая тема для совместной работы в третьем классе "Мое древо".
Каждый из ребят вместе с родителями создал свое родословное древо. Это было трудно, но интересно. Дети увлекли своих родителей, которые, в свою очередь, заинтересовались и обратились к своим родителям, родственникам, просто знакомым. Результаты превзошли все ожидания. Например, Казанцева Кристина составила древо из пяти поколений, 55 семей и 190 человек. В доме ее дедушки в деревне Нижние Ключи, все жители которой помогали собирать информацию, прошла встреча односельчан. На встрече была показана презентация, подготовленная семьей Кристины Казанцевой.
Сделанные родословные древа - это предмет гордости каждой из семьи.
Многие дети представили презентацию "Древо профессий". В некоторых семьях было выявлено до 14 профессий.
Полученные результаты трехлетней работы подтолкнули нас на самовыражение, самопознание, на новый творческий этап - на интересную форму совместной работы родителей и детей - это создание семейного портфолио. К четвертому классу назрела необходимость подвести итог проделанной работе и создать портфолио. Название разделов, которого было определено накопленным материалом.
На данном этапе мы делаем первые шаги над созданием портфолио. И хочется отметить возрастающий интерес к этой идее со стороны учеников и родителей.
В декабре этого учебного года на родительском собрании презентовали свои работы семьи "Музей семейных реликвий", "Мама, папа, я - поэтическая семья", "Наша - дружная семья". Данные работы отправлены на Второй Всероссийский конкурс "Семья - основа государства".
В конце учебного года планируется провести семейный праздник "Моя семья - моя гордость", на котором будут представлены итоги работы по проекту в форме мультимедийных презентаций, семейных музейных выставок, видеоклипов, шоу - программ. И подвести итог работе по следующим номинациям:
- самая дружная семья,
- самая творческая семья,
- самая спортивная семья,
- самая поэтическая семья.
Работа над созданием семейного портфолио создала общность интересов взрослых и детей, атмосферу доверия, сопереживания и радости от процесса и достигнутого результата.
Считаю, что такая работа способствует:
- укреплению семейных ценностей и традиций семьи, возвращению к ее историческим корням.
- созданию условий для взаимодействия родителей и детей.
- проявлению своей индивидуальности и умению работать в команде;
- раскрытию творческого потенциала детей и их родителей;
- формированию адекватной самооценки и собственной мировоззренческой позиции, основанной на проживании своего опыта, понимании и принятии уникальности опыта другого человека, что и требуют современные образовательные стандарты.