Цель: познакомить с названиями, записью, десятичным составом чисел второго десятка.
Задачи:
- Формировать умение устанавливать соответствие между предметной моделью двузначного числа и символической записью.
- Формировать умения определять количество десятков и единиц в двузначных числах, читать, записывать двузначные числа.
- Формировать умение узнавать двузначные числа в окружающей действительности.
- Формировать умение доказывать правильность своего решения с использованием математической терминологии.
- Формировать умение принять учебную задачу и искать способ ее решения.
- Формировать оценку и самооценку у учащихся, контроль и самоконтроль у учащихся.
- Формировать коммуникативные умения: умение работать в парах: умение слушать и слышать, договариваться.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного применения знаний.
Оборудование:
- Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку.
- Башмаков М.И., Нефёдова М.Г. Учебник «Математика 1 класс часть 2».
- Башмаков М.И., Нефёдова М.Г. «Математика. Рабочая тетрадь 2».
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Звенит звонок, опять урок спешит к нам в гости, дети!
И нам, друзья, никак нельзя лениться, вы поверьте!
Ведь королева всех наук – нам с вами самый лучший друг.
Она загадок, тайн полна – решить их очень нужно.
И где не справится один – там справимся все дружно!
II. Актуализация знаний детей
– Ребята, путешествуя по стране королевы Математики, мы с вами встречались уже со многими трудностями. Сегодня, её Величество королева, приготовила для нас новые испытания, и чтобы с честью выдержать их, мы должны быть хорошо подготовлены. (Слайд 1)
Слайд 2
Слайд 4
10 40 70 30 50 20 60 расставьте числа в правильном порядке.
III. Формулирование темы и цели урока
– На прошлых уроках мы с вами научились считать десятками, но в нашем путешествии иногда требуется умение пользоваться и другими числами. Какими? (те, в которых есть не только десятки, но и отдельные цифры). А что нужно знать, чтобы не ошибаться? (Знать, как эти числа «устроены»).
IV. «Открытие» нового знания
Слайд 5
|
? |
|
– Ребята, посмотрите на числа 10 и 20. Почему между ними стоит знак вопроса? (Между ними существуют еще числа) Какие это числа? Узнать это нам поможет старинное слово «ДЦАТЬ» Кто помнит, что оно означает? (Десять, десяток)
Слайд 6
– Королеве Математике захотелось, чтобы для нее построили новую беседку. Сколько кирпичей рабочие уложили в первом ряду? (10, «ДЦАТЬ») Для того, чтобы укладывать второй ряд кирпичей необходимо знать каким по счету будет являться каждый кирпич. Давайте попробуем сами «уложить» второй ряд кирпичей. Возьмем один кирпич и положим его на первый ряд (на «ДЦАТЬ»). А сейчас соединим два слова: один – на – дцать, что получилось? (Одиннадцать) Как записать это число? Сколько клеток нам понадобиться? Посмотрите на слайд, сколько десятков кирпичей на рисунке? (1) А сколько отдельных кирпичей? (1). Чтобы записать число одиннадцать нам понадобится две клетки. В первой мы напишем число десятков, а во второй – число единиц. Получилось число
1 | 1 |
Слайд 7
Теперь кладем следующий кирпич: две – на – дцать, получилось число двенадцать. Число десятков у нас изменилось? (Нет) А число единиц? (Да, кирпичей стало два). Как изменится запись числа (изменится только число единиц). Получилось число
1 | 2 |
Слайд 8
Теперь сверху кладем пять кирпичей: пят – на – дцать, получилось число пятнадцать. Число десятков у нас изменилось? (Нет) А число единиц? (Да, кирпичей стало пять). Как изменится запись числа (изменится только число единиц). Получилось число
1 | 5 |
Слайд 9
Мы заканчиваем укладывать второй ряд. В первом ряду у нас «дцать» кирпичей и во втором ряду у нас тоже «дцать» кирпичей. Число десятков у нас изменилось? (да, их стало два) А число единиц? (их нет – 0). Получилось число два – дцать. Как мы сможем его записать? (В первой клеточке записываем число десятков – 2, а во второй клеточке число единиц – 0)
2 | 0 |
V. Физминутка
– А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
VI. Первичное закрепление с комментированием
Работа с учебником с. 12 1, 2, 3 (устно)
VII. Закрепление нового материала
Работа в тетради с. 10
1 (Слайд 10)
2 (Слайд 11)
3 (Слайд 12)
Работа в парах. (с. 10 5 ) Запишите числа от 1 до 17. Пусть один из вас закрасит розовым цветом четные числа, а другой голубым цветом закрасит нечетные числа. Проверьте друг друга. Слайд 13
VIII. Физминутка для глаз
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано –
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
IX. Упражнение в решении примеров
Работа в тетради с. 11 6
X. Контроль над усвоением нового материала
– Ну вот, подходит к концу сегодняшнее путешествие по стране королевы Математики. Чтобы проверить, как мы справились с её заданиями, королева приготовила нам несколько вопросов. Запишите двумя цифрами число, в котором:
- Один десяток и семь единиц,
- Один десяток и девять единиц,
- Один десяток и ноль единиц,
- Один десяток и три единицы.
Прочитайте эти числа
XI. Рефлексия
– У кого из вас задания, которые вы выполняли,
вызвали затруднения?
– Что осталось непонятным?
XII. Итог урока
– Что для вас оказалось самым интересным на
уроке?
– О чем нужно помнить при записи чисел, состоящих
из двух цифр?