Цель:
- обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме "Экономика домашнего хозяйства";
- упражнять в выполнении математических действий с многозначными числами;
- развивать познавательные способности учащихся на основе упражнений;
- воспитывать интерес к урокам математики и СБО, мотивацию учебной деятельности.
Словарь: бюджет, зарплата, пенсия, стипендия.
Оборудование: компьютер, проектор, экран; презентация (задания и правильные ответы для самопроверки), карточки-задания "Ключевое слово" на каждого учащегося; карточки-задания "Обязательные и текущие расходы семьи" для каждой пары учащихся; плакат с иллюстрациями товаров и набор карточек-ценников; карточки с текстом задачи на каждого учащегося; карточки-тесты на каждого учащегося; декоративные купюры по 5 рублей для оценивания.
Тип урока: обобщающий.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Слайд 1. (заставка)
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Разминка: "Загадки-складки и загадки-обманки"
- Знают все ребята в мире: дважды два - всегда :. (четыре)
- Чем украсим мы тетрадь? Ну конечно, цифрой : (пять)
- Чтобы все гости могли дружно есть, разных тарелок в сервизе по : (шесть)
- Знайте, шестерка у нас акробатка: вниз головой это будет : (девятка)
- А теперь, ребята, предлагаю удвоить свое внимание, так как "раньше рифма помогала,
а теперь коварной стала. Ты, дружок, не торопись, на крючок не попадись!"
- Варит отлично твоя голова: пять плюс один получается : (не два, а шесть)
- Пакет молока на весах если взвесить, то стрелка весов вам укажет на : (один)
- Говорил учитель Ире, что два больше, чем : (не четыре, а один или ноль)
- Отличник тетрадкой своею гордится: внизу, под контрольной, стоит : (пять)
- На уроках будешь спать - за ответ получишь : (не пять, а два)
2. Введение в тему
Слайд 2.
Стихотворение:
Маму в магазин провожает сын,
Три копейки он ей даёт: "Вот!
Купи мне самолёт.
А ещё ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть.
А на сдачу можешь даже
И свистульку мне купить..."
- Можно ли купить столько товаров на три копейки?
(Нет).
- Почему? Как вы считаете?
(Потому что, три копейки это мало денег).
- А что реально можно купить на три копейки?
???
Учитель: Сегодня на уроке, вам понадобятся знания, которые вы ранее получили на уроках математики, СБО, воспитательных занятиях. И раз уж мы заговорили о деньгах, то следует отметить, что за ваши положительные ответы и правильное выполнение заданий мы будем платить вам по купюре достоинством 5 рублей. В конце урока вы подсчитаете свои заработанные деньги и получите соответствующие оценки.
- Здесь уместно вспомнить одну пословицу. Посмотрите на экран.
Слайд 3.
Упражнение "Закончи пословицу"
Слайд 4. "Каков работник, такова ему плата".
- Ребята, сейчас вам необходимо выполнить цифровое задание, чтобы узнать ключевое слово, которое будет использоваться на уроке.
Упражнение - цифровое задание: "Расшифруй ключевое слово, которое будет использоваться на уроке".
Цифровое задание
Расшифровать ключевое слово
73 20 42 91 40 10 Ю Ж Б Т Д Е
Примеры для решения
Буква 1 Буква 2 Буква 3 126 : 3 = 365 : 5 = 73 + 7 - 40 = Буква 4 Буква 5 Буква 6 160 : 4 - 20 = 25 : 5 + 5 = 273 : 3 =
(БЮДЖЕТ)
III. Обобщение.
Слайд 5.
Тема урока: Семейный бюджет.
- Что такое бюджет?
(Бюджет - это структура доходов и расходов за определенный период времени(неделю, месяц, год)).
Слайд 6.
- Что же такое доход семьи и с чего он складывается? Мама и папа работают. Что они получают за свой труд?
Слайд 7.
(Зарплату). Словарная работа.
- В семье есть дедушка и бабушка. Они уже пожилые, не работают. Что получают дедушка и бабушка? (Пенсию). Словарная работа.
- Кому еще в нашем государстве платят пенсию?? (Инвалидам)
- Дочка учится в училище и за хорошую учебу получает : Что? (Стипендию) Словарная работа.
- Что еще может приносить доход семье? (Государственные дотации: пособия, субсидии; доход от акций, доход от приусадебного хозяйства; от сдачи жилья, машины, дачи в наем и другие).
Слайд 8.
- Теперь предлагаю вам подсчитать основной доход семьи за месяц, если известно, что мама за свой труд (повара) получает 12 тысяч рублей, папа работает на стройке плотником и получает 23 тысячи рублей, дочка за учебу в училище получает 1600 рублей. Какой же общий доход семьи за месяц?
Слайд 9.
Задание. Подсчет совокупного дохода семьи. (49100 рублей)
- В этом месяце дочь за не очень хорошую учебу не получила стипендию. Доходы семьи увеличились или уменьшились? (Уменьшились). На сколько?
- Папа хорошо работал и получил 3000 тысячи рублей премии. Что такое премия? (Премия - это деньги, получаемые дополнительно к заработной плате за особые успехи в работе) Каким сейчас стал семейный бюджет?
- Хорошо, с доходами разобрались. Но в каждой семье не обойтись без расходов.
- На что расходуются деньги в семье? Какие бывают расходы? (Обязательные и текущие).
Слайд 10.
- Сейчас предлагаем вам выполнить задание на карточках парами. Посовещавшись друг с другом, распределите расходы семьи на две группы: обязательные и текущие.
Объяснение символов-изображений на карточках
Задание. Упражнение "Расходы семейного бюджета".
- Проверьте правильность выполнения задания. Слайд 11.
- Прежде чем мы начнем подсчитывать расходы семьи, необходимо проверить ориентируетесь ли вы в ценах на продовольственные и промышленные товары.
Слайд 12.
- Предлагаю вам рассмотреть на экране изображение товаров с ценниками. Как вы думаете, нет ли там ошибок?
- Действительно, все ценники перепутаны. Вам необходимо исправить ошибки - на плакате прикрепить ценники к соответствующим товарам.
Задание. Упражнение "Товар и цена".
- Проверьте правильность выполнения задания.
- Вы хорошо ориентируетесь в ценах на товары. Можно выполнять следующее задание - подсчитывать расходы семьи.
Слайд 13.
Задание. Задача (расходы семейного бюджета).
Слайд 14.
- Чтобы окончательно убедиться, что вы хорошо знаете составляющие семейного бюджета, предлагаю вам выполнить еще одно задание - тест.
Слайд 15.
Задание. Тест "Экономическая игротека". (Приложение 1)
IV. Итог.
- Вы хорошо сегодня потрудились. Молодцы! А теперь давайте подсчитаем ваши успехи. Кто сколько денег получил за работу на уроке?
- Что бы каждый из вас купил на заработанную сумму?
- Вы своим трудом, т. е. своими знаниями и умениями заработали деньги, которые превращаются в оценки.
Слайд 16.
Источники информаци.
- Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник №1. Москва, "Владос", 2000.
- М. Н.Перова "Методика преподавания математики в коррекционной школе". Москва, "Владос", 1999.
- В. В. Эк Математика специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 8 класс. Москва, Просвещение, 2004.
- Г.Н. Сычева "Устный счет 1-5 классы". Ростов-на-Дону. БРАВО/пресс. 2010.
- А.Н. Щербакова Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителя. Москва, "Владос", 2003.
- С.А. Львова Практический материал к урокам социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида.5-9 классы: Пособие для учителя. Москва, "Владос", 2005.