Интегрированный урок (СБО + математика) по теме "Семейный бюджет". 8-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 8


Цель:

  • обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме "Экономика домашнего хозяйства";
  • упражнять в выполнении математических действий с многозначными числами;
  • развивать познавательные способности учащихся на основе упражнений;
  • воспитывать интерес к урокам математики и СБО, мотивацию учебной деятельности.

Словарь: бюджет, зарплата, пенсия, стипендия.

Оборудование: компьютер, проектор, экран; презентация (задания и правильные ответы для самопроверки), карточки-задания "Ключевое слово" на каждого учащегося; карточки-задания "Обязательные и текущие расходы семьи" для каждой пары учащихся; плакат с иллюстрациями товаров и набор карточек-ценников; карточки с текстом задачи на каждого учащегося; карточки-тесты на каждого учащегося; декоративные купюры по 5 рублей для оценивания.

Тип урока: обобщающий.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Слайд 1. (заставка)

Презентация.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Разминка: "Загадки-складки и загадки-обманки"

- Знают все ребята в мире: дважды два - всегда :. (четыре)

- Чем украсим мы тетрадь? Ну конечно, цифрой : (пять)

- Чтобы все гости могли дружно есть, разных тарелок в сервизе по : (шесть)

- Знайте, шестерка у нас акробатка: вниз головой это будет : (девятка)

- А теперь, ребята, предлагаю удвоить свое внимание, так как "раньше рифма помогала,

а теперь коварной стала. Ты, дружок, не торопись, на крючок не попадись!"

- Варит отлично твоя голова: пять плюс один получается : (не два, а шесть)

- Пакет молока на весах если взвесить, то стрелка весов вам укажет на : (один)

- Говорил учитель Ире, что два больше, чем : (не четыре, а один или ноль)

- Отличник тетрадкой своею гордится: внизу, под контрольной, стоит : (пять)

- На уроках будешь спать - за ответ получишь : (не пять, а два)

2. Введение в тему

Слайд 2.

Стихотворение:

Маму в магазин провожает сын,
Три копейки он ей даёт: "Вот!
Купи мне самолёт.
А ещё ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть.
А на сдачу можешь даже
И свистульку мне купить..."

- Можно ли купить столько товаров на три копейки?

(Нет).

- Почему? Как вы считаете?

(Потому что, три копейки это мало денег).

- А что реально можно купить на три копейки?

???

Учитель: Сегодня на уроке, вам понадобятся знания, которые вы ранее получили на уроках математики, СБО, воспитательных занятиях. И раз уж мы заговорили о деньгах, то следует отметить, что за ваши положительные ответы и правильное выполнение заданий мы будем платить вам по купюре достоинством 5 рублей. В конце урока вы подсчитаете свои заработанные деньги и получите соответствующие оценки.

- Здесь уместно вспомнить одну пословицу. Посмотрите на экран.

Слайд 3.

Упражнение "Закончи пословицу"

Слайд 4. "Каков работник, такова ему плата".

- Ребята, сейчас вам необходимо выполнить цифровое задание, чтобы узнать ключевое слово, которое будет использоваться на уроке.

Упражнение - цифровое задание: "Расшифруй ключевое слово, которое будет использоваться на уроке".

Цифровое задание

Расшифровать ключевое слово

73 20 42 91 40 10
Ю Ж Б Т Д Е

Примеры для решения

Буква 1 Буква 2 Буква 3
126 : 3 = 365 : 5 = 73 + 7 - 40 =
Буква 4 Буква 5 Буква 6
160 : 4 - 20 = 25 : 5 + 5 = 273 : 3 =

(БЮДЖЕТ)

III. Обобщение.

Слайд 5.

Тема урока: Семейный бюджет.

- Что такое бюджет?

(Бюджет - это структура доходов и расходов за определенный период времени(неделю, месяц, год)).

Слайд 6.

- Что же такое доход семьи и с чего он складывается? Мама и папа работают. Что они получают за свой труд?

Слайд 7.

(Зарплату). Словарная работа.

- В семье есть дедушка и бабушка. Они уже пожилые, не работают. Что получают дедушка и бабушка? (Пенсию). Словарная работа.

- Кому еще в нашем государстве платят пенсию?? (Инвалидам)

- Дочка учится в училище и за хорошую учебу получает : Что? (Стипендию) Словарная работа.

- Что еще может приносить доход семье? (Государственные дотации: пособия, субсидии; доход от акций, доход от приусадебного хозяйства; от сдачи жилья, машины, дачи в наем и другие).

Слайд 8.

- Теперь предлагаю вам подсчитать основной доход семьи за месяц, если известно, что мама за свой труд (повара) получает 12 тысяч рублей, папа работает на стройке плотником и получает 23 тысячи рублей, дочка за учебу в училище получает 1600 рублей. Какой же общий доход семьи за месяц?

Слайд 9.

Задание. Подсчет совокупного дохода семьи. (49100 рублей)

- В этом месяце дочь за не очень хорошую учебу не получила стипендию. Доходы семьи увеличились или уменьшились? (Уменьшились). На сколько?

- Папа хорошо работал и получил 3000 тысячи рублей премии. Что такое премия? (Премия - это деньги, получаемые дополнительно к заработной плате за особые успехи в работе) Каким сейчас стал семейный бюджет?

- Хорошо, с доходами разобрались. Но в каждой семье не обойтись без расходов.

- На что расходуются деньги в семье? Какие бывают расходы? (Обязательные и текущие).

Слайд 10.

- Сейчас предлагаем вам выполнить задание на карточках парами. Посовещавшись друг с другом, распределите расходы семьи на две группы: обязательные и текущие.

Объяснение символов-изображений на карточках

Задание. Упражнение "Расходы семейного бюджета".

- Проверьте правильность выполнения задания. Слайд 11.

- Прежде чем мы начнем подсчитывать расходы семьи, необходимо проверить ориентируетесь ли вы в ценах на продовольственные и промышленные товары.

Слайд 12.

- Предлагаю вам рассмотреть на экране изображение товаров с ценниками. Как вы думаете, нет ли там ошибок?

- Действительно, все ценники перепутаны. Вам необходимо исправить ошибки - на плакате прикрепить ценники к соответствующим товарам.

Задание. Упражнение "Товар и цена".

- Проверьте правильность выполнения задания.

- Вы хорошо ориентируетесь в ценах на товары. Можно выполнять следующее задание - подсчитывать расходы семьи.

Слайд 13.

Задание. Задача (расходы семейного бюджета).

Слайд 14.

- Чтобы окончательно убедиться, что вы хорошо знаете составляющие семейного бюджета, предлагаю вам выполнить еще одно задание - тест.

Слайд 15.

Задание. Тест "Экономическая игротека". (Приложение 1)

IV. Итог.

- Вы хорошо сегодня потрудились. Молодцы! А теперь давайте подсчитаем ваши успехи. Кто сколько денег получил за работу на уроке?

- Что бы каждый из вас купил на заработанную сумму?

- Вы своим трудом, т. е. своими знаниями и умениями заработали деньги, которые превращаются в оценки.

Слайд 16.

Источники информаци.

  1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник №1. Москва, "Владос", 2000.
  2. М. Н.Перова "Методика преподавания математики в коррекционной школе". Москва, "Владос", 1999.
  3. В. В. Эк Математика специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 8 класс. Москва, Просвещение, 2004.
  4. Г.Н. Сычева "Устный счет 1-5 классы". Ростов-на-Дону. БРАВО/пресс. 2010.
  5. А.Н. Щербакова Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителя. Москва, "Владос", 2003.
  6. С.А. Львова Практический материал к урокам социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида.5-9 классы: Пособие для учителя. Москва, "Владос", 2005.