Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий.
Цель урока:
- раскрыть особенности мировоззрения деятелей культуры и искусства Европы и России начала ХХ века;
- рассмотреть разнообразие направлений изобразительного искусства.
Задачи урока:
- Предметные:
- развивать умение видеть единую основу разных видов искусства;
- развивать умение понимать язык искусства, его содержание (знаково-cимволические универсальные учебные действия).
- Метапредметные:
- познавательные:
- умение ориентироваться во множественных источниках информации;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от поставленного условия;
- формирование картины мира и компетентностей в области познания изобразительного искусства ХХ века;
- осознание значения, смысла учения.
- регулятивные:
- понимать и сохранять учебную задачу;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную.
- коммуникативные:
- умение общаться, слышать и чувствовать других людей;
- защищать свою точку зрения и признавать другое мнение;
- работать совместно, добиваясь общей цели;
- толерантность в поликультурном обществе;
- социальная и профессиональная мобильность.
- личностные:
- устойчивая учебно-познавательная мотивация;
- формирование дифференцированной самооценки.
- познавательные:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Универсальные учебные действия |
Введение. Сообщения темы, формулировка задач урока, составление поэтапного плана действий |
Звучит музыка. ( Г.Хольст Планеты.Марс.) …Скорбь
великая растет в душе у всех… |
Знакомство с темой урока. Эмоциональный
настрой.
Ответы учеников. |
Выбор нужной информации. Умение исследовать. Умение мысленно создать предложенный образ. Умение анализировать предложенную работу. |
Предметно-информационный блок | Работа с презентацией Составление «путевого листа». Вопрос: «Что изменилось в изобразительном искусстве?»
Работа в парах На парты раздаётся информация с описанием
направлений авангардного искусства и задание. |
Ответы детей (предполагаемые):
Делятся своим мнением друг с другом.
Ответы учащихся. |
Умение выбрать нужную информацию.
Умение искать, отбирать, использовать полученную
информацию.
Получение навыков самообразования и самоорганизации. Анализ полученной информации. |
Деятельностно-коммуникативный
блок Обобщение и систематизация полученных знаний. |
Итак, мы теперь знаем с вами какие
существовали направления абстрактной живописи. Я предлагаю вам сейчас разделиться на подгруппы для продолжения работы. Разделение по группам. По цветовым карточкам, каждая из которых несет в себе смысловое символическое значение. М. Волошин придает им следующие символические значения и "переводит" их в символы: красный будет обозначать глину, из которой сделано тело человека – плоть, кровь, страсть, с ним связанную; синий – дух, мысль, бесконечность, неведомое; желтый – свет, волю, самосознание, царственность. Зеленый образуется от смешения желтого с синим и является цветом успокоения, равновесия, физической радости, надежды. В преддверии следующего этапа нашей работы постарайтесь решить задачу. В некотором древнем городе (Иерусалим, Москва, и т. д.) в 1254 году жили 3 человека. Одного звали Мухамед, второго – Александр, третьего – Иосиф. Жили они на одной улице, даже в одном квартале. Но ни разу в своей жизни не встретились. Почему? А я вам предлагаю сделать наш календарь,
украшением которого станут наши живописные
произведения (используя знания полученные
ранее). |
Разделение по группам. Составление плана действий. Чтение и обсуждение информации.
Обсуждение в группах.
Групповая работа над созданием страниц календаря. |
Умение воспроизвести полученную информацию.
Умение самостоятельно выполнить работу, имея
приобретенный на уроках опыт (обобщение и
применение того нового, что узнали) |
Анализ результатов Ценностно-ориентационный блок |
Работы ваши будут наклеиваться на
заранее заготовленный шаблон настенного
перекидного календаря. От каждой группы командируется представитель для полной корректировки и окончательного завершения работы над продуктом. |
Демонстрация работы, защита полученного продукта. | Умение оценить работу другого, проанализировать свои недостатки, возможность публичного выступления. |
Рефлексия | Какой завет хотели передать нам, будущим поколениям, современники начала ХХ века? Нужен ли нам сегодня их опыт, что ценного в нем? Актуален ли он? | Ответы учащихся. |
Список использованной литературы.
1. Аленов М.М., Евангулова О.С., Лившиц Л.И. Русское
искусство X – начала XX века. Архитектура.
Скульптура. Живопись. Графика. М., 1989.
2. Асенин С. Уолт Дисней. Тайны рисованного
киномира. М., 1995.
3. Вибер Ж. Живопись и ее средства. М., 2000.
4. Гартман К.О. Стили. М., 2000..
5. Данилова И.Е. Судьба картины в европейской
живописи. М., 1996.
6. Живопись 1920 – 1930-х годов в Государственном
русском музее. Каталог. М., 1989.
7. Ильина Т.В. История искусств:
западноевропейское искусство. М., 1983.
8. Ильина Т.В. История искусств:
отечественное искусство. М., 2000.
9. Искусство. Книга для чтения по истории
живописи, скульптуры, архитектуры. Сост.
М.В. Алпатов и Н.Н. Ростовцев. М., 1961.
10. Карп П. Младшая муза. М., 1997.
11. Киплик Д.И. Техника живописи. М., 1998.
12. Костеневич А., Семенова Н. Матисс в России.
М., 1993
13. Копылова А.В. «Технология урока
искусства». М., 2004.
14. Пятьсот мастеров зарубежной классики.
Энциклопедия. М.–СПб., 1995.
14. Рисунок, живопись, композиция. Хрестоматия.
Составители Н.Н. Ростовцев и др. М., 1989.
16. Синий всадник. Альманах. М., 1996.
17. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. М., 1993.