Путешествие на остров Глагол

Разделы: Русский язык


Цели урока:

Обучающие:

  • Обобщить и систематизировать знания по разделу "Слова со значением "действие или состояние предмета". Глагол в языке и речи".
  • Сформировать навык осмысленного применения изученного правила на примере различных упражнений.

Воспитывающие:

  • Прививать любовь к родному слову и русскому языку.
  • Создать условия для активизации работы учеников, формировать тягу к знаниям.
  • Формировать положительные черты характера: обязательность, трудолюбие, уважение к коллективу, стремление к взаимопомощи.

Развивающие:

  • Содействовать формированию учебных умений, совершенствовать навыки мыслительных операций.
  • Совершенствовать у учеников искусство давать правильный ответ, тренировать речь отвечающего.
  • Создать условия для формирования у учащихся навыков самоконтроля.

Методы: наблюдения и анализа языковых средств, репродуктивные, частично-поисковые, наглядный (в форме презентации к уроку).

Виды упражнений и заданий: опознавательные, классифицирующие, творческие.

Тип урока: урок обобщения полученных знаний.

Оборудование: карта острова Глагол (Приложение1), мультимедийная система, отрывок из мультфильма "В стране невыученных уроков" (в Презентации1 к уроку), аудиозапись задания для станции "Суффиксальный пик" (включена в презентацию), "Толковый словарь русского языка" С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой, конспект для учащихся, магниты, карточки со словами, квадратные листочки чистой бумаги.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня нам предстоит увлекательное путешествие. Но возникает вопрос: куда мы можем отправиться, если сейчас идёт урок русского языка?

Ученики делают предположения, опираясь на имеющиеся знания.

Учитель: Вам покажется удивительным и необычным, но мы с вами уже довольно продолжительное время находимся на: острове Глагол, который располагается в море Морфологии, а это море, в свою очередь, является частью океана Русский язык. Посмотрите на карту этого острова.

Учитель открывает доску, на которой размещена красочная карта острова со всеми основными пунктами путешествия (Приложение1).

Учитель: Для чего нужна вообще карта в жизни?

Ученики: Чтобы ориентироваться на местности. Путешествовать.

Учитель: Хорошо. Внимательно посмотрите на нашу карту, рассмотрите все названия на ней. Исходя из увиденного на карте и зная её предназначение, сформулируйте тему сегодняшнего урока-игры, запишите её в свои конспекты (Приложение6) и определите цели нашего путешествия.

Ученики: Путешествие на остров Глагол. Сегодня на уроке нам надо повторить материал по теме "Глагол в языке и речи".

В презентации высвечивается слайд № 1.

Учитель: Итак, сегодня мы переплывём МОРЕ ЗНАЧЕНИЙ, перейдём СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ РАВНИНУ, преодолеем мост ПЕРЕЙДЁШЬ - НЕ ПЕРЕЙДЁШЬ, побываем в ГОРОДАХ ГЛАГОЛЬНОГО ВИДА, покорим СУФФИКСАЛЬНЫЙ ПИК и пересечём ДОЛИНУ ЧЕРЕДОВАНИЙ.

Учитель: На карте вы видите пунктирные стрелочки, которые показывают направление движения. Если задание на станции выполнено частично, то вам предлагается вновь подобного рода упражнение. Любая карта приводит к искомому месту, нам необходимо выполнить все задания и благополучно добраться до перевала Глагольного, перебравшись через который мы узнаем, а что же ждёт нас впереди.

Учитель: Готовы проверить себя в путешествии по острову Глагол?

Ученики: Да.

II. МОРЕ ЗНАЧЕНИЙ.

Учитель: Внимание, первый вопрос для начала нашего путешествие. Что такое глагол?

Ученики: Глагол - часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и имеет общее грамматическое значение "действие предмета". Начальной формой глагола является неопределённая форма.

Учитель: Верный ответ приводит нас к первой точке - МОРЕ ЗНАЧЕНИЙ. Ребята, ключевое слово в этом географическом названии - "значение". Вспомните, что такое лексическое значение слова? И какие лексические значения глагола мы узнали в 5 классе? В помощь вам - конспект, допишите недостающие значения.

Ученики: Это то, что обозначает слово. Мы узнали такие значения: движения, звучания, состояния, процесса, существования, речи и мысли.

Учитель: Вам будет предложен видеофрагмент. Ваша задача - услышать и записать примеры глаголов на каждое лексическое значение.

Учащиеся смотрят фрагмент мультфильма "В стране невыученных уроков" (фрагмент приложен к работе), заполняют бланк с последующей проверкой ответов.

Учитель: Молодцы. С этим заданием вы справились. Смело отправляемся к следующему пункту.

Ученик прикрепляет флажок на карту.

III. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАВНИНА.

Учитель: Теперь мы движемся к СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАВНИНЕ. Вспомните, пожалуйста, какие способы словообразования глаголов вы знаете?

Ученики: Нам известны три способа словообразования глаголов: суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный.

Учитель: Каким образом эту информацию можно оформить в виде схемы?

Два ученика выполняют задание на доске. Остальные работают на конспектах. Проверка ответов.

Учитель: Вспомнили теорию, а теперь потренируемся. Перед вами на слайде представлены несколько глаголов. Запишите их и определите способ словообразования. Образец оформления показан.

Слайд №2 (Приложение2. Образец: свет а ть свет. Работать, прошептать, обходить, выращивать, зашторивать).

Проверка выполненного задания. Правильный вариант указан на слайде №3.

Учитель: Словообразовательная равнина нами успешна пройдена. Давайте поставим флажок.

Ученик прикрепляет флажок на карту.

IV. МОСТ ПЕРЕЙДЁШЬ - НЕ ПЕРЕЙДЁШЬ.

Учитель: Теперь мы с вами должны оказаться на мосту "ПЕРЕЙДЁШЬ - НЕ ПЕРЕЙДЁШЬ". Как вы думаете, какой морфологический признак глагола сейчас мы будем вспоминать?

Ученики: Мы будем вспоминать переходность и непереходность глагола.

Учитель: Как определить, переходный глагол перед нами или нет?

Ученики: Необходимо найти зависящее от глагола дополнение. Переходные глаголы требуют прямого дополнения, то есть дополнения в винительном падеже без предлога. При отрицании винительный падеж заменяется родительным. Непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения.

Учитель: Давайте применим это правило на практике. На слайде вам будут представлены словосочетания с глаголами, которые вы не переписывайте, а просто обозначаете буквой п (переходный глагол) или н (непереходный). Работаем в парах. Выполнение задание.

Словосочетания высвечиваются на слайде №4 (Приложение3. Мост "Перейдёшь - не перейдёшь": Строить планы, вылиться из кастрюли, встречать друзей, не чувствовать усталости, жить в пригороде).

Пары зачитывают получившиеся цепочки. Выслушиваем несколько вариантов, потом сверяем со слайдом №5, на котором приведена правильная последовательность ответов (пнппн).

Ученик прикрепляем флажок на карту.

V. ГОРОДА ГЛАГОЛЬНОГО ВИДА.

Учитель: Теперь путь лежит к ГОРОДАМ ГЛАГОЛЬНОГО ВИДА. Что нужно сделать для того, чтобы определить вид глагола?

Ученик: Необходимо задать вопрос к глаголу. Если вопрос "что делать? что делает?", то глагол несовершенного вида; если вопрос "что сделает? что будет делать?", то совершенного.

Учитель высвечивает слайд № 6.

Учитель: Внимательно послушайте задание, связанное с категорией вида. Перед вами на доске представлены три столбика слов (каждому ряду - 1 столбик). Нужно определить вид каждого глагола. Побеждает тот ряд, который допустил наименьшее количество ошибок. Один человек работает с одним глаголом.

Приложение4. Ученики выходят к доске и пишут рядом с карточкой вид глагола. Проверка осуществляется следующим образом: один ряд проверяет другой. Дополнительно учитель может попросить определить спряжение глаголов.

Ученик прикрепляет флажок на карту.

VI. СУФФИКСАЛЬНЫЙ ПИК.

Учитель: Мы с вами успешно преодолели многие препятствия, выполнили задания, теперь остаётся пройти СУФФИКСАЛЬНЫЙ ПИК и ДОЛИНУ ЧЕРЕДОВАНИЙ. Значение слова "пик" нам подскажет хранитель русского языка сегодня на уроке (ученик, у которого на уроке есть толковый словарь).

Ученик: Пик - это остроконечная вершина горы.

Учитель: Согласитесь, что чем-то он напоминает суффикс. Как вы думаете, о каких суффиксах будет идти речь? Посмотрите на схему в вашем конспекте и грамотно сформулируйте правило.

Ученик: Речь будет идти о правописании суффиксов -ова-(-ва-) - -ыва-(-ива-). Чтобы правильно обозначить на письме безударные гласные в данных суффиксах, необходимо поставить глагол в форму 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени. Если суффикс исчезает, то в проверяемом глаголе пишем -ова-(-ева-), если сохраняется - -ыва-(-ива-).

Учитель: Сейчас вы прослушайте аудиозапись. Вам необходимо услышать глаголы с названными суффиксами, записать их и грамотно обозначить орфограмму. Образец записи представлен на слайде №7.

Один ученик выполняет задание за доской с последующим комментарием. Аудиозапись слайд №8 (участвовал в соревнованиях, укладывал чемодан, беседовал с мамой, докладывал командиру, командовал ротой, рассчитывал на успех).

Ученик прикрепляет флажок на карту.

VII. ДОЛИНА ЧЕРЕДОВАНИЙ.

Учитель: Молодцы, пик успешно преодолели. И последнее задание - ДОЛИНА ЧЕРЕДОВАНИЙ. О каких чередованиях пойдёт речь?

Ученики: Речь будет идти о чередовании гласных звуках в корнях. Буквы е-и в корнях с чередованием. Буквы а-о в корне -кас-кос-. В корнях с чередование е-и безударный гласный звук обозначается буквой и, если после корня стоит суффикс -а-, и буквой е, если этого суффикса нет. В корне с чередованием -кас- - -кос- безударный гласный звук обозначается буквой а, если после корня стоит суффикс -а-, и буквой о, если этого суффикса нет.

Учитель: Возьмём в руки квадратные листочки. На них вы будете писать тот вариант ответа, который, по вашему мнению, является правильным к заданию.

Задания высвечивается на слайде № 9, 10. Приложение5. Все одновременно ученики поднимают карточку с написанным вариантом ответа.

После выполнения задания ученик прикрепляет флажок на карту.

VIII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПУТЕШЕСВИЯ.

Учитель: Путешествие подошло к концу, и мы оказались на перевале Глагольном. Посмотрите на карту и на конспект ещё раз. Подведите итог сегодняшнего путешествия на остров Глагол.

Ученики: Мы успешно выполнили задания. Повторили все правила, которые учили по теме "Глагол".

Учитель: А что же нас ждёт дальше, если остров нами уже исследован?

Ученики: Новые острова и новые знания.

Учитель: И теперь, наступает момент, когда в одном домашнем упражнении, надо применить все то, что уже знаем о глаголе. Дома работа с конспектом продолжается. Вам необходимо будет придумать и записать текст, в котором вы опишите сегодняшнее путешествие, употребляя слова с изученными орфограммами и грамотно выделяя их. Есть вопросы по домашнему заданию?

Ответы учителя на вопросы.

Учитель: Спасибо вам за то, что наше путешествие состоялось. Оно было интересным и полезным. Спасибо за урок, до свидания. Слайд №10.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

Приложение 6.