Мастерская развивающих игр

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Цель технологии - развитие высших психических функций дошкольника и подготовка его к школе.

Краткое теоретическое обоснование технологии

В число наиболее значимых проблем, которые совместными усилиями пытаются преодолеть современные педагоги детского сада входят неудовлетворительный уровень психофизичеекого здоровья, интеллектуального развития и эмоционального благополучия детей; утрата ими открытости окружающему миру, положительного самоощущения, здорового детского любопытства и творческого потенциала, инициативности; сохранение формальной, "ЗУНовской" ориентации образования; преобладание "безличного" стиля общения взрослых с детьми и др. Все это происходит из-за недостаточной сформированности высших психических функций человека, таких как память, внимание, мышление, речи, которые, по мнения Л.С. Выготского, являются целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника.

Одним из возможных средств изменения сложившейся негативной ситуации видится более широкое и осознанное использование педагогами тех ресурсов, которыми обладает детская игра. В жизни дошкольника и младшего школьника она занимает сильные позиции развивающей и развивающейся деятельности, а при условии методически корректного отношения к ней способна стать универсальным средством, обеспечивающим широкий комплекс психолого-педагогических влияний на процессы развития, обучения и воспитания детей.

Таким образом игра является - универсальное средство и метод развития высших психических функций.

Разумеется, лишь одна или несколько игр, даже самых лучших, не могут обеспечить успеха в развитии всех высших психических функций Поэтому наиболее удобной стратегией педагогической деятельности является конструирование и реализация в работе с детьми дошкольного и возраста целостных игровых программ - т.е. систематизированных наборов игр, которые направлены на достижение тех или иных задач и предлагаются детям в соответствии с поэтапной логикой пространственно-временного развертывания игрового воздействия.

Наблюдение за детьми в условиях общественного воспитания приводит к выводу, что развитие игровой деятельности происходит крайне неравномерно. Не занимая достаточного места в жизни детей и не достигая своего высокого уровня, игра не может в полной мере выполнять свои развивающие функции.

Условия реализации:

1. Педагогическая технология реализуется совместно с воспитателями и родителями.

2. Отбор игр основывается на основе следующих критериев:

  • Игры для развития внимания;
  • Игры на развитие памяти;
  • Игры на развитие мышления;
  • Игры на развитие воображения.

3. Советуем соблюдать следующие рекомендации:

  • Игры должны соответствовать индивидуальным особенностям ребенка;
  • На занятии надо использовать игры способствующие развитию всех психических процессов;
  • Игры и упражнения следует подбирать согласно принципу от простого к сложному.

Диагностика

Первый этап

При помощи таких методов: беседа, наблюдения за детьми на занятии, в самостоятельной деятельности, выявляем каких детей наблюдаются проблемы в развитии высших психических функций.

Второй этап.

Для выявления уровня развития психических процесс используем следующие диагностические методики:

Методы диагностики внимания

Следующий набор методик предназначается для изучения внимания детей с оценкой таких качеств внимания, как продуктивность, устойчивость, переключаемость и объем. В заключение обследования ребенка по всем четырем представленным здесь методикам, относящимся к вниманию, мы вывели общую, интегральную оценку уровня развития внимания дошкольника.

Методика "Найди и вычеркни"

Выбор этой методики обусловлен тем, что задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания.

На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получал инструкцию следующего содержания: "Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово "стоп". В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. На этом выполнение задания завершится". В этой методике дети работали 2,5 мин.

Результаты исследования отражены в диаграмме диагностики внимания детей с СДВГ и с нормой развития (см. диаграмма 1).

Методика "Проставь значки"

Выбор этой методики обусловлен тем, что тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания мы показывали ребенку рисунок 2 и объясняли, как с ним работать.

Инструкция: "Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков ты должен проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку".

Дети непрерывно работали, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения внимания каждого ребёнка определялся по формуле:

где S - показатель переключения и распределения внимания;

N - количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут;

n - количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считались неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры. Результаты исследования отражены в диаграмме диагностики внимания детей с СДВГ и с нормой развития (см. диаграмма 1).

Методика "Запомни и расставь точки"

Выбор этой методики обусловлен тем, что с помощью данной методики оценивается объём внимания ребёнка. Для этого использовался стимульный материал

Лист с точками предварительно разрезался на 8 малых квадратов, которые затем складывались в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу - квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Перед началом эксперимента ребенок получал следующую инструкцию:

"Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках".

Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывалась каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагалось воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время давалось ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

3.2 Методы диагностики мышления

Методика "Что здесь лишнее?"

Цель: Оценка образно-логического мышления, уровня сформированности анализа и обобщения у ребенка.

Ход обследования: Каждый раз, пытаясь определить лишний предмет в группе, ребенок должен был обязательно поочередно назвать вслух все предметы рассматриваемой группы.

Время работы: длительность работы с заданием 3 минуты.

Инструкция: "На каждой из этих картинок один из 4 изображенных предметов является лишним, неподходящим. Определи, какой это предмет и почему он является лишним".

Методика "Классификация"

Цель: выявление умения классифицировать, умения находить признаки, по которым произведена классификация.

Текст задания: рассмотри эти два рисунка (указываются рисунки к заданию. На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке ты бы ее нарисовал. От белочки к этому рисунку проведи карандашом линию.

Методы диагностики памяти

Методика "Выучи слова"

Цель: определение динамики процесса заучивания.

Ход: ребенок получал задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, лампочка, картина, человек, книга.

Каждый ребенок пытался воспроизвести ряд после каждого очередного прослушивания. Мы каждый раз отмечали то количество слов, которые ребенок сумел назвать. И так поступали 6 раз. Таким образом, получили результаты шести попыток.

Результаты исследования отражены в диаграмме диагностики памяти детей с СДВГ и с нормой развития (см. диаграмма 3).

Методика "Запоминание 10 картинок"

Цель: Анализируется состояние памяти (опосредованного запоминания), утомляемости, активного внимания.

Предъявлялись предметные картинки размером 10 х 15 см.

1 набор: кукла, курица, ножницы, книга, бабочка, расческа, барабан, корова, автобус, груша.

2 набор: стол, самолет, лопата, кошка, трамвай, диван, ключ, коза, лампа, цветок.

Инструкция:

"Я буду показывать картинки, а ты называй, что на них видишь". Через 30 секунд: "Вспомни, что ты видел?".

"Сейчас я покажу другие картинки. Постарайся их запомнить как можно больше, чтобы потом мне повторить".

Результаты исследования отражены в диаграмме диагностики памяти детей с СДВГ и с нормой развития (см. диаграмма 3).

Методика "Чем залатать коврик?"

Мы использовали эту методику с целью определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи.

Перед его показом ребенку мы говорим, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки, таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.

Методы диагностики восприятия

Методика "Чего не хватает на этих рисунках?"

Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков.

На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получал задание: "Определи и назови отсутствующую деталь".

Характеристика уровней развития психических процессов

Восприятие Внимание Память Мышление
В(высокий) - сформированы   перцептивные процессы, способность узнавать все предметы без помощи взрослого В(высокий) - внимание развито хорошо, длительно сосредоточен на объектах, охватывает большое количество объектов В(высокий) - память развита хорошо, запоминает все слова на слух, зрительно все слова, вспоминает практически все В(высокий) - правильно классифицирует предметы, обобщает их без помощи взрослого
С(средний) - ребенок узнает половину предметов с помощью взрослого С(средний) - не может долго сосредотачиваться на объектах, охватывает половину объектов С(средний) - запоминает половину слов на слух, зрительно и через долгое время С(средний) - правильно классифицирует предметы, обобщает с частичной помощью
Н(низкий) - все предметы узнаются с помощью взрослого Н(низкий) - сосредоточенность мала, охватывает четверть объектов Н(низкий) - запоминает совсем мало слов, вспоминает также Н(низкий) - не справляется. С заданиями один

Реализации технологии

С родителями:

Для родителей готовятся домашние задания, содержащие игры и упражнения способствующие развитию психических процессов.

Пример домашнего здания для родителей группы ЗПР: 3-5 лет и 5-7 лет

Приложение 1.

С воспитателями.

В тетрадях рекомендации специалистов расписываются названия игр которые нужно проводить с детьми. Также дается раскрытие содержания этих игр. Приложение 2.

С детьми

Психолог составляет план коррекционно-развивающей работы с детьми, который включает игры для развития психических процессов. Приложение 3.

Ожидаемые результаты педагогической технологии:

Дети:

Положительная динамика в развитии высших психических функций. Подготовка к школе.

Родители:

Повышение интереса к играм и упражнениям способствующим развитию ребенка.

Педагоги:

Включение в занятия и самостоятельную деятельность детей игр на развитие высших психических процессов.

Список используемой литературы.

  1. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., Просвещение, 1989.
  2. Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. -М., 1956.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. т.4, М., Педагогика, 1984
  4. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. т.2, М., Педагогика, 1983
  5. Гаврина С.Е. Логика: учебное пособие для чтения взрослыми детям/Серия "Скоро в школу". - М.: Эксмо, 2003. - 63 с. - 7000 экз. - ISBN 5-04-003184-Х
  6. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. ISBN 5-691-00552-9. (ВЛАДОС), - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 640 с. - 8000 экз. - ISBN 5-691-00112-4. (ВЛАДОС)
  7. Мазепина Т. Б. Развитие познавательных процессов ребенка в играх, тренингах, тестах/Серия "Мир вашего ребенка". - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 64 с. - 5000 экз. - ISBN 5-222-02709-0
  8. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В.Развитие логического мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов./Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. - Ярославль: "Академия развития", 1997. - 240 с. илл. - ("Вместе учимся, играем") - 41000 экз. - ISBN 5-7797 0052-4.