Работая в детском саду общеразвивающей направленности. Мы часто сталкиваемся с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Для того чтобы шло полноценное образование этих детей необходимо создание специальных образовательных условий, учитывающих специфику коммуникативной и когнитивной деятельности этих детей. И такие условия возможны при организации нового вида образования – инклюзивного образования. Когда не ребёнок подстраивается под систему, а система обучения подстраивается под ребёнка. (Приложение 1. Слайд 1-2)
И я как логопед понимаю, что наступит время, когда мы будет работать не только с «чисто» речевыми нарушениями, но и помогать детям с комплексными дефектами.И эта перспектива заставляет уже сегодня задумываться, как организовывать коррекционно-речевую помощь таким детям. 60-80% от всех детей дошкольного возраста сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии (О.В. Бачина, О. А. Степанова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова и др.).
Ребенок с нарушениями речи, попадая в обычный детский сад, включается в среду группы общеразвивающей направленности. Но, чтобы ребенок не просто посещал детский сад, а еще и с ним велась работа по исправлению речевых нарушений, повсеместно открываются логопедические пункты.
Дошкольный логопедический пункт – наиболее «молодая» форма организации коррекционно-речевой помощи детям с недостатками речи.
13 лет я работаю в логопедическом пункте и, оказывается, давно работаю в свете инклюзивного образования, потому что логопедический пункт в детских садах – пример инклюзивного обучения, поскольку при этой форме логопедической помощи дошкольники значительную часть времени проводят среди нормально развивающихся сверстников.
Но, к сожалению, по данной форме организации логопедической работы до сих пор нет нормативных документов федерального уровня, программно-методического обеспечения.
В связи с этим я попыталась разработать свою модель коррекционно-речевой помощи детям. Деятельность, которой направлена на коррекционно-развивающую работу, а так как отклонения в речевом развитии проявляются уже в раннем, младшем возрасте, то большое значение приобретает ранняя диагностика и профилактика речевых нарушений. Чтобы исключить необходимости компенсирующего обучения или уменьшить срок коррекции в старшем дошкольном возрасте, целесообразно привлекать к активному участию в этом родителей и педагогов. (Приложение 1. Слайд 3)
Вашему вниманию представляю свою модель коррекционно-образовательного процесса в дошкольном логопедическом пункте. (Приложение 1. Слайд 4)
Цель: профилактика речевых нарушений и преодоление отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста. (Приложение 1. Слайд 5)
Для достижения поставленной цели были определены ряд задач:
- Раннее выявление речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
- Создать условия для коррекционно-развивающей работы с детьми.
- Организовать взаимодействие всех субъектов коррекционно-образовательного процесса в реализации комплексного подхода при реабилитации детей с проблемами речевого развития.
(Приложение 1. Слайд 6)
Коррекционно-развивающий процесс представлен 4 направлениями. Все эти направления тесно взаимосвязаны между собой. (Приложение 1. Слайд 7)
Аналитико-диагностическое направление.
Задачи этого направления:
- получение информации о раннем развитии ребенка;
- выявление нарушений различных компонентов речи;
- уточнение логопедического диагноза.
Обследуются дети всех возрастов и с разной степенью тяжести речевых нарушений. Поэтому в своей работе использую несколько форм диагностики:
- первичная диагностика по мере поступления детей в дошкольное учреждение, которая включает в себя первичный осмотр ребёнка, беседу с родителями;
- ранняя диагностика, которая включает в себя первичное обследование речевой сферы детей раннего возраста по запросу родителей (наблюдение за детьми, беседы с родителями и педагогами);
- экспресс-диагностика, включает в себя обследование детей средней, старшей, подготовительной групп, дифференцированное обследование отдельных компонентов речи;
- углублённое обследование, которое включает в себя обследование речи ребёнка в логопедическом пункте и для направления на ПМПК.
(Приложение 1. Слайд 8)
Коррекционно-развивающее направление (старший дошкольный возраст).
Задачи данного направления:
- коррекция речевых нарушений,
- стимуляция речевой деятельности,
- развитие коммуникативных функций и эмоциональной сферы у детей с нарушением речевого развития.
Это направление включает в себя
- организацию коррекционно-развивающей среды и заключается в создании комфортной обстановки, стимулирующей речевое развитие ребёнка, как в кабинете логопедического пункта, так и в группах дошкольной ступени;
- индивидуальные занятия, где ведётся работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учётом возможностей каждого ребёнка, артикуляционные упражнения связаны с определённой темой или игрой;
- подгрупповые занятия, где дети со сходными речевыми нарушениями объединяются в одну группу. С ними проводится работа по автоматизации звуков, расширению словаря, развитию связной речи. Здесь используются психогимнастика, релаксация, игры на развитие мелкой и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения, игры на внимание. Все задания объединяются одной лексической темой или сюжетом сказки, рассказа и т.д.
Для большей эффективности занятий мною разработано планирование коррекционной работы. Планирование составлено на основе результатов диагностики, по тематическому принципу, с использованием современных методик и технологий коррекционно-развивающего обучения ребёнка, авторских разработок. Чередование и последовательность видов деятельности зависит от сюжета и целей конкретного занятия, от работоспособности ребёнка, от его структуры дефекта. (Приложение 1. Слайд 9)
Профилактическое (ранний, младший, средний возраст) направление.
Задача этого направления:
- своевременное выявление детей раннего и младшего возраста с речевыми проблемами (рассматривается на этапе диагностики).
Благодаря этому дети:
- направляются на ПМПК для дальнейшего определения в специальные (коррекционные) группы;
- заносятся в список очередников для дальнейшей работы в логопедическом пункте;
- дети, имеющие легкие фонетические недостатки речи, могут исправить эти проблемы с помощью педагогов и родителей (при разовых консультациях логопеда).
Вся работа в этом направлении строится по запросу родителей и педагогов. Корректирование деятельности педагогов и родителей помогает, если не предотвратить задержку речевого развития, то не терять времени и не усугублять речевой дефект. (Приложение 1. Слайд 10)
Консультационно-методическое направление.
Успех инклюзивного обучения детей ограниченными возможностями здоровья невозможно без привлечения к работе педагогов и родителей. Важно, чтобы все участники коррекционного процесса имели определённые знания и умения в вопросах профилактики речевых нарушений у детей, а также в оптимизации процесса логопедического воздействия.
Сюда включена:
- работа логопеда с педагогами и специалистами дошкольного учреждения;
- работу логопеда с родителями.
Разработано единое тематическое планирование, что позволяло всем педагогам и специалистам работать в одном направлении и перспективный план взаимодействия.
В процессе тесного взаимодействия удаётся вооружить педагогов теоретическими и практическими знаниями в области коррекционной педагогике и логопедии, сформировать необходимые умения и навыки, активизировать обмен информацией, практическим опытом. Позволяет организовать необходимую коррекционно-развивающую среду в группах.
Взаимосвязь с родителями осуществляется традиционными и не традиционными методами, по разработанному мной перспективному плану взаимодействия.
Организация взаимодействия отвечает потребностям сегодняшней жизни, поиску новых организационных способов привлечения родителей к сотрудничеству, к созданию условий для повышения родительской педагогической культуры. (Приложение 1. Слайд 11)
Для успешной реализации этой модели на дошкольной ступени образовательного учреждения была организована «Речевая академия».
Академия – это высшее учебное заведение, где получают знания. А человек с рождения учится. Сначала учится сидеть, ходить, говорить, держать ложку, затем учится читать, писать, общаться и так всю жизнь.
В нашей академии учатся все и дети, и взрослые.
«Речевая академия» состоит из двух взаимосвязанных блоков-факультетов:
- детский включает в себя диагностическую, профилактическую и коррекционно-развивающую работу и называется «Чисторечие»;
- взрослый, представлен родительским клубом «Ступеньки» и педагогическим клубом «Профи».
(Приложение 1. Слайд 12)
Все дети любят и ценят что-то загадочное, таинственное, которое может увлечь за собой, подарить радость. Чтобы каждому ребенку было комфортно, интересно, увлекательно во время занятия предложена коррекционно-развивающая среда «Чисторечие», которая позволяет им совершенствовать свое речевое, психо-эмоциональное состояние, повышать творческий потенциал.
Игра начинается с самого порога. Чтобы попасть в «Чисторечие» необходимо выполнить задание стражей страны. Оформление входа соответствует тематической направленности или данному времени года. Детей встречают Осеннее дерево с загадками, Волшебная корзинка с игрой «Назови что лишнее», Новогодняя елочка с волшебными чистоговорками, Снеговик и другое. Задания разнообразные направленные на развитие и совершенствование всех компонентов речи, а так же неречевых психических функций. Данный этап работы является чаще организационным моментом. (Приложение 1. Слайд 13)
Дети открывают дверь и попадают в сказочную страну «Чисторечие», где их ждёт много интересного и поучительного. В этой стране много замков.
Зеркальный замок – здесь идет развитие артикуляционной моторики, постановка и автоматизация звуков. Хозяин замка приверженец здорового образа жизни, он постоянно занимается артфитнесом. (Приложение 1. Слайд 14)
Воздушный замок способствует развитию правильного дыхания, отработки воздушной струи. Воздушные эльфы предлагают детям различные задания и упражнения на дыхание.
Замок «Времени» помогает развитию и совершенствованию пространственно-временных представлений. Здесь детей ждёт всегда принцесса Неделька со своими друзьями Гномиками. Часы времени помогут сориентироваться во времени года и узнать, какой сейчас месяц. Подсказки картинки дают возможность детям определить признаки времени года и рассказать о нём. (Приложение 1. Слайд 15)
«Речепад» развивает и совершенствует фонематические процессы. Все жители речепада заинтересуют детей оригинальными упражнениями и заданиями. (Приложение 1. Слайд 16)
На «Гостевой полянке»отрабатывается лексико-грамматический строй речи, связная речь, слоговая структура, ориентация в пространстве и т.д. На полянку постоянно приходят разные сказочные герои, которые помогают ребёнку развить эти компоненты речи. (Приложение 1. Слайд 17)
Замок Капитоши поддерживает мотивацию, стимулировать интерес к обучению детей с помощью информационно-компьютерных технологий. (Приложение 1. Слайд 18)
Двигательная тропинка помогает развитию всех компонентов речи через двигательную активность. Дорожка волшебных следов помогает отрабатывать темп, ритм речи, бабочки и цветочки помогают снять напряжение с плечевого пояса и одновременно автоматизировать звуки речи, отработать слоговую структуру слова «Мяч бросаем, звуки закрепляем», «Слогоцветики» и т. д.
Таким образом организованная среда позволяет автоматизировать поставленные звуки, вводить их в речь, а также создаёт комфортную – эмоциональную обстановку на занятиях.
В «Чисторечие» занимаются дети старшего возраста, а как быть с детьми раннего, младшего, среднего возраста? Для них оформлены в группах логопедические уголки, где дети самостоятельно или с помощью воспитателя развивают или совершенствуют свою речь. Мною разработаны требования к оформлению логопедического уголка для всех возрастных групп.
Но коррекцию речи ребёнка необходимо проводить не только на логопедических занятиях, но и с воспитателями в группе и с родителями дома. И в этом помогает, созданный взрослый факультет «Речевой академии». Факультет включает в себя:
Педагогический клуб «Профи».
Самым ярким и эффективным приёмом в работе с педагогами являются работа «Образовательного салона», где в игровой форме педагоги учатся приёмам коррекции речи. Для воспитателей разработаны логопедические дневники «Звуковички», с помощью, которых педагоги проводят коррекционную работу с детьми группы. Формами взаимодействия логопеда со специалистами и воспитателями выступают: педсоветы, консультации, семинары-практикумы, психолого-педагогические консилиумы, анкетирование, просмотр занятий. (Приложение 1. Слайд 19)
Родительский клуб «Ступеньки», который подразделяются на три секции:
- «Кроха» – для детей раннего возраста и их родителей.
- «Вырастай-ка» – для детей младшего и среднего возраста и их родителей.
- «АБВГДейка» – для детей старшего дошкольного возраста и их родителей.
Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы.
Одним из удачных приёмов работы с родителями является игротека, где родители обучаются игровым приёмам по профилактике и коррекции речевых нарушений:
- экспресс-выступления на родительских собраниях;
- консультации по заранее выбранной проблеме;
- оформление информационных стендов, папок-передвижек;
- анкетирование;
- игротека;
- практикумы;
- «Библиотечка для мамы» подбор литературы по вопросам развития и коррекции речи;
- демонстрация занятий, конкурс чтецов;
- индивидуальные папки-тетради детей;
- аудио-консультации;
- «Почта одного дня».
(Приложение 1. Слайд 20)
Для родителей, педагогов и детей работают творческие мастерские:
- «Поэтическая гостиная», где взрослые и дети отрабатывают мастерство чтецов, что помогает успешному выступлению на традиционно проводимых весной конкурсах чтецов.
- «Книжных дел мастера», в ходе работы, которой сочиняются сказки, рассказы детьми и родителями, детьми и педагогами и создаются книги-самоделки. Об этом свидетельствует проводимый конкур «Лучшая Новогодняя сказка», выставки в библиотеке.
«Речевая академия» – это одна из интересных форм работы, которая позволяет включить в коррекционно-развивающий процесс всех и детей и взрослых и здесь никому не будет скучно.
Я рада, что моя работа принята коллегами и оценена победой в конкурсе «Лучший специализированный кабинет образовательного учреждения».
В инклюзивном обучении логопед должен уделять внимание детям, как с речевой патологией, так и без таковой, а также их семьям, поскольку совершенствование речи во всех ее компонентах – важная задача подготовки к обучению в школе.
Таким образом, создание условий для полноценного воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья, адекватного их состоянию и здоровью, является условием успешной реализации инклюзии – одного из решающих и эффективных механизмов построения общества для всех и каждого конкретного человека. (Приложение 1. Слайд 21)