Интегрированный урок (геометрия + английский язык) по теме "Гармония и пропорции окружающего мира"

Разделы: Математика, Иностранные языки


Технология урока: критическое мышление, педагогическое содружество, перекрестная дискуссия, технология развивающего обучения, технология интегрированного урока, метод проектов.

Цели: формирование базовых компетенций у учащихся:

  1. Социально-политической – готовность брать на себя ответственность за принятые самостоятельные решения (сформулировать тему исследовательской работы, подготовить презентацию).
  2. Информационной – готовность и потребность работать с современными источниками информации, включая мультимедийные средства.
  3. Коммуникативной – способность и готовность к иноязычному общению.
  4. Социокультурной – умение выделять общее и культурно-специфическое в моделях разных стран, признание права разных культурных моделей на существование.
  5. Готовность к образованию на протяжении всей жизни.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • презентации выполненные в Microsoft Power Point;
  • видеоклип, иллюстрации;
  • эскизы проектов, скрипка, картины.

Ход урока

1. Вызов.

В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность
И небо – в чашечке цветка.

Уильям Блейк

Учитель математики: Что может быть прекраснее природы, искусства, человека? Сегодня мы поговорим о гармонии и пропорциях окружающего мира.

Приложение 1

Учитель английского I: What could be more beautiful than nature, the arts and the human? Today we talk about harmony and proportion of the world.

Учитель математики: Человечество в XXI веке вступило в новую эпоху своего развития – эпоху глобального мира. Что она несет с собой человечеству – какие вызовы и угрозы? Над планетой висит дамоклов меч угрозы самоуничтожения в результате ядерной войны, миру угрожают все более обостряющиеся экологические проблемы поистине планетарного значения.

Учитель английского II: Humanity in the XXI century has entered a new era in its development – an era of global peace. What will it bring to humanity – what challenges and threats? Over the planet hangs a sword of Damocles threat of self-destruction by nuclear war, the world is threatened by increasingly escalating environmental concerns of the truly planetary significance.

Учитель математики: Глобализация фиксирует современную стадию интеграции мира, который становится все более связанным, взаимозависимым и все более универсальным: глобальная коммуникация, экономика, политика, культура, наука, образ жизни, язык.

Учитель английского I: Globalization fixes present stage of integration of the world that is becoming more connected, interdependent, and more versatile: a global communication, economics, politics, culture, science, lifestyle and language.

Учитель математики: Взаимопроникновение культур помогает нам лучше понять друг друга, а общая цель сделать жизнь на планете безопаснее и счастливее заставляет искать совместные пути решения наших общих проблем.

Учитель английского II: The interpenetration of cultures helps us to understand each other better, and the overall goal is to make life on this planet safer and happier forces us to seek joint solutions to our common problems.

Учитель математики:  Посмотрите на экран. В чем же секрет и какие законы лежат в основе этих гармоничных созданий? Всё живое и всё красивое – всё подчиняется божественному закону, имя которому – «Золотое сечение».

(На экране фото скрипки, репродукция картины, фото здания, изображение человека.)

Окружающий нас мир многообразен...

Вы, наверное, обращали внимание, что мы не одинаково относимся к предметам и явлениям окружающей действительности. Беспорядочность, бесформенность, несоразмерность воспринимаются нами как безобразное и производят отталкивающее впечатление. А предметы и явления, которым свойственна мера, целесообразность и гармония воспринимаются как красивое и вызывают у нас чувство восхищения, радости, поднимают настроение.

Людей с давних времён волновал вопрос: подчиняются ли такие неуловимые вещи как красота и гармония каким-либо математическим расчётам. «Можно ли проверить алгеброй гармонию?» – как сказал А.С.Пушкин.

Конечно, все законы красоты невозможно вместить в несколько формул, но, изучая математику, мы можем открыть некоторые слагаемые прекрасного.

Сегодня на уроке мы поговорим об одном из таких математических соотношений. Там, где оно присутствует, ощущается гармония и красота.

Вы удивитесь, узнав, что ключом к ответу на эти и многие другие вопросы станет тайна Золотого сечения. Все ли гармонично в окружающем мире?

Возможно ли проверить математикой гармонию?

Все ли красивое подчинено закону «золотого сечения»?

Мир живой природы – это прежде всего мир гармонии и пропорций, в котором действует «закон золотого сечения». Сегодня вы попытаетесь доказать это на примере своих исследований. Но вначале мне хотелось бы напомнить вам, что же такое «золотое сечение»? (Ученики у доски должны построить золотое сечение, напомнить что такое золотые треугольники и золотые прямоугольники.)

2. Осмысление содержания.

Защита проектных работ учащихся.

4 групповые работы:

  1. «Золотое сечение и его применение в музыке». Приложение 2
  2. «Золотое сечение в архитектуре». Приложение 3
  3. «Золотое сечение в живописи». Приложение 4
  4. «Золотое сечение в жизни человека». Приложение 5

Учитель английского I: But first of all let me introduce our students from England: Nancy, Bob, John, Leo. They are the participants of the students` exchange program. They came to Russia to improve their language skills. They are also taking part in presentation of the projects today. They can speak Russian but at our lesson we`ve asked them speak only in English, so if you have any questions to them, please, do it in English.

Учитель английского II: Let me remind a few special words to understand the descriptions of our foreign students better.

Relation – отношение.
To relate – относиться.
Proportion – пропорция.
Golden proportion or golden section – золотое сечение.
Golden triangle – золотой треугольник.
Golden rectangle – золотой прямоугольник.
Regularity – закономерность.

Учитель математики: А теперь предоставим слово участникам проектов.

(Выступают группы по очереди с защитами своих проектов. Остальные слушают, задают вопросы, оценивают проекты на русском и английском языках.)

Обсуждение проектов.

Учащиеся делятся своими впечатлениями от участия в проекте. Называют наиболее запомнившееся, трудное, интересное и т.д. в процессе работы (на русском и английском языках).

Учитель математики: А что мы будем делать с результатами исследований? Нужно, чтобы продукт вашей деятельности принес реальную пользу. Вам нужно было подумать о прикладном значении вашей деятельности в реалиях нашей школы. Что вы можете предложить? (Группы представляют эскизы своих предложений.)

Музыкальное оформление перемен (рисунок 1).

Проект клумбы на пришкольном участке (рисунок 2).

Проект эмблемы школы (рисунок 3).

Проект школьной формы. Приложение 6.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Возможно ваши предложения заинтересуют администрацию школы и будут рассмотрены как перспективные проекты.

3. Рефлексия.

Золотая пропорция – понятие математическое, ее изучение – это прежде всего задача науки. Но она же является критерием гармонии и красоты, а это уже категории искусства. В своих работах вы рассмотрели лишь некоторые области искусства, в которых сознательно или интуитивно применялась «золотая пропорция»: архитектору, прикладное искусство, живопись, музыку. Но золотая пропорция определяет и закономерности развития многих организмов, ее присутствие отмечают почвоведы, химики, геологи, астрономы и др. ученые.

Закон золотого сечения, существующий в природе и некогда воплощенный в творениях искусства, продолжает волновать ученых, побуждать их к новым исследованиям.

При изучении золотой пропорции в частности, в архитектуре, вы пришли к выводу, что математика помогает создавать целостное представление о произведениях и убеждает нас в неразрывном единстве «математики и гармонии», а английский язык способствует взаимопониманию представителей различных культур. Мы можем с полной уверенностью сказать: «Красота и гармония спасут мир!»

(Ученица декламирует стихлтворение Sweet Harmony.)

Sweet Harmony (by Deana Powell).

Clouds and the baby blue sky,
Birds flying high,
Tides hitting the rocks,
Fishermen, fishing at the docks.
Leaves falling from the trees,
Wind knocking at your knees,
Crickets singing their song,
Church bells ringing, ding-dong, ding-dong.
Love is in the air,
Smiles are everywhere.
Life is a beautiful thing,
Sweet harmony, it will always bring.

(Демонстрируется видеоклип по песне Луи Амстронга Wonderful world.)

В это время фильма учащиеся на листах бумаги при помощи разноцветных фломастеров отображают свои впечатления от урока и от работы над проектом:

  • розовый – положительные эмоции,
  • зелёный – творчество,
  • желтый – оптимизм,
  • синий – информативность,
  • черный – отрицательные эмоции,
  • красный – трудности.

(Далее учащиеся выражают свое мнение о проведенном уроке и, в целом, о своём участии в проекте с упоминанием того, какую полезную информацию или опыт получили, какие отрицательные моменты и трудности испытали на уроке на английском и на русском языках.)

Учитель математики: Наш урок окончен. Надеемся, что работа над проектом была интересной и полезной. Вы не только получили новые знания, но и попытались применить их на практике.

Учитель английского: You also have a great chance to improve your speaking skills.

Учителя все вместе: Надеемся, что вы сможете воплотить ваши проекты в жизнь. Успехов! Good luck!

Использованные источники – интернет-сайты:

  1. http://idppo.kubannet.ru/ru/
  2. https://urok.1sept.ru/;
  3. http://slovari.yandex.ru/;
  4. http://www.abc-people.com/idea/zolotsech/;
  5. http://74214s002.edusite.ru/p66aa1.html;
  6. http://www.openclass.ru/forums/132902;