Смутное время в России

Разделы: История и обществознание


Урок изучения нового материала в 10-м классе. Вид урока – продвинутая лекция в технологии критического мышления.

Дидактическая цель: создать основу для последующего изучения истории России XVII века.

Средства обучения: Борисов Н.С. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/ Н.С. Борисов. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2009. Историческая карта “Смутное время в России”. Презентация (Приложение-презентация). Опорные листы для обучающихся (Приложение 1)

4 ноября страна отмечала праздник. Какой? День Народного Единства. Придумать синонимы к слову ЕДИНСТВО. Один из синонимов – СОБОРНОСТЬ. Соборность – это отличительная черта русского народа. Работа по опорам “Приложение 1”.

Задание: прочитать определение соборности, подчеркнуть ключевые, самые главные слова в каждом определении. На основе выделенных слов – написать свое определение.

Ярче всего соборность проявилась в один из периодов русского государства – в Смутное время. Слайд из презентации (Приложение-презентация).

Сын ропщет на отца, отец – на брата,
Жена – на мужа, на царя – холоп!..
Народ истерзан голодом и ложью.
Лютует чернь. Свирепствует подлог.
Повсюду незаконные цари…

Тема урока “СМУТНОЕ ВРЕМЯ В РОССИИ. Записать в опорах.

Период Смуты – один из самых сложных, запутанных, интересных. Что такое смута?

Смута 1) Мятеж, беспорядки, волнение. 2) разг. Раздор, ссора, нелады. б) перен. Душевное смятение, тревога, расстройство. Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой.

Смута. 1. Мятеж, народные волнения (стар.). 2. Раздоры, ссоры, беспорядок. Cловарь синонимов Н. Абрамова.

Смута. Бунт, возмущение, восстание, волнение, беспорядки, мятеж, смятение, брожение; заговор, комплот, крамола; революция.

Что вы хотите узнать о Смуте. Записать в опорах.

Время Смуты – 1598 – 1613 гг.

У любого события в истории есть причины. Причины Смуты хорошо изложены в учебнике, ваша задача – прочитать, выделить главное и записать в опору.

1) династический кризис
2) резкое ухудшение положения крестьян
3) эгоизм правящего класса
4) стихийные бедствия
5) интервенция

Рассказ учителя о событиях Смутного времени. Заполнить таблицу “События Смуты”.

Кто правит

Что толкало страну в Смуту?

   
   
   
   

На основе записей мы увидим, как страна медленно сползала в пучину национальной катастрофы.

Рассказ учителя с использованием исторической карты. Использование слайдов презентации с изображением правителей.

Проверка заполненной таблицы. Слайд презентации.

Кто правит

Что толкало страну в Смуту?

Борис Годунов

Неурожай –> голод –> восстания. Появление Лжедмитрия I в Речи Посполитой.

Лжедмитрий I

Незаконный царь. Тратил деньги из казны. Разгул. Не выполнил обещаний. Свадьба с М. Мнишек. Заговор против Лжедмитрия I.

Василий Шуйский

Восстание Болотникова. Двоевластие с Лжедмитрием II. Договор с Швецией. Интервенция Речи Посполитой. Осада Смоленска.

Семибоярщина

Договор о призвании сына польского короля. В Москву пустили поляков. Шведы захватили Север России.

Итак, к 1611году – в стране духовная и национальная катастрофа. Угроза потери национальной независимости. На севере – хозяйничают шведы. В Москве и Смоленске – поляки. Нет единого правителя. На юге – народные восстания.

Картина Павла Рыженко “Смутное время”. Слайд презентации.

Прости, сынок, за смуты время,
Что мы страну не сберегли,
И вот напало вражье племя,
Пощады, ты, уже не жди.

Как саранча посев сжирая,
Все истребляя на пути,
Так волчье племя, вражья стая,
Все ненасытится крови.

В это время русский народ, объединившись, проявив соборность, встал на защиту Отечества. Были созданы 2 ополчения. Первое не справилось со своей задачей и распалось. Второе – спасло Россию. Сообщение ученика Второе ополчение”.

Задание: заполнить опору по сообщению.

Когда?

 

Где?

 

Кто?

 

Цель?

 

Действия?

 

Проверка записей.

Когда?

Октябрь 1611г.

Где?

Нижний Новгород

Кто?

Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, русский народ

Цель?

Освободить Москву от поляков

Действия?

Сбор средств, формирование ополчения, продвижение к Москве, Освобождение столицы от поляков

Соборность – отличительная черта русского народа. Ополчение Минина и Пожарского уникально тем, что это единственный пример в русской истории, когда судьбу страны решил сам народ, продемонстрировав образец героизма и сплоченности вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

В январе 1613 г. собрался Земский собор. Царем избран Михаил Федорович Романов. Слайд презентации. Устраивал всех. Подвиг Ивана Сусанина. Слайд презентации. Согласно легенде, был нанят отрядом войск Речи Посполитой в качестве проводника в Кострому (Ипатьевский монастырь), где находился Михаил Федорович Романов.

Сусанин завёл вражеские войска в болотистый лес, где был ими замучен за отказ указать верный путь.

Первичная проверка понимания. Давайте вернемся к началу занятия. В начале занятия вы записывали, что хотите узнать об этом периоде страны. На все ли вопросы получили ответ?

Выполнение задания.

1. Смута – это ____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

2. Черты Смуты:

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

3. Установите соответствие

1. “Боярский царь” А. Кузьма Минин
2. “Испечен в польской печке, а заквашен в Москве” Б. Василий Шуйский
3. “Тушинский вор” В. Лжедмитрий I
4. “Не способнейший, а удобнейший” Г. Лжедмитрий II
Д. Михаил Романов

Вывод. Смутное время преодолевается народным единством! Уроки истории должны оставаться в памяти народа.

Рефлексия.

В результате урока мне открылись

3 самых важных имени ________________________________________________________
3 самых важных события _______________________________________________________
3 самых важных качества ______________________________________________________