Цель: способствовать формированию у учащихся осознания связи жизни человека с местом его жилой среды.
Этапы урока:
- Организационный момент (объявление темы, цели урока).
- Изучение темы урока.
- Закрепление полученных знаний.
- Итог урока.
Вопросы:
- Эволюция жилья.
- Роль дома в жизни человека.
- Мой дом – моя семья.
Эпиграфы к уроку:
- Мой дом – моя крепость.
- «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Л.Н. Толстой.
- Родительский дом – наша пристань в течение всей жизни, наш самый надежный тыл.
Ход урока
I. Организационный момент (объявление темы, цели урока).
(Слайд 1)
II. Изучение темы урока.
С древнейших времен человек заботился о том, чтоб защитить себя от непогоды, от хищников. Такую защиту он находил в своем жилище.
И кто не слышал поговорки «Мой дом – моя крепость»? (Слайд 2) Воображение сразу рисует средневековый замок. За прочными массивными стенами которого можно укрыться от врага.
Человек не мог обойтись без жилища. Но те дома, в которых мы живем сейчас, не сразу стали такими. С изменением образа жизни людей изменялось и их жилище.
Жилище князей и бояр – хоромы – состояли из нескольких соединенных между собой переходами строений. В центре хором располагался терем, где размещалось отапливаемое помещение. Крестьяне жили в небольших домах. В южных районах это были полуземлянки (Слайд 3) – жилища, пол которых был ниже уровня почвы, с земляными полами, с покрытой сверху слоем земли крышей. Позже на смену полуземлянок в южных районах пришли каркасные избы с обмазанными глиной стенами (Слайд 4). В северных районах – срубная изба (Слайд 5) – рубленый бревенчатый жилой дом. Избы возводили как крестьяне, так и горожане. Потолка в избе не было, поэтому крышу делали особо прочной, покрывая плотным слоем соломы.
Много места в жилом помещении занимала печь. Появилась она достаточно рано, поскольку без ее помощи невозможно было обойтись. Первоначально это был открытый очаг, превратившийся в закрытый, принявший форму печи. Избы топились «по-черному».
(Вопрос детям.) Дым выходил в жилое помещение. Поскольку не было потолков, дым концентрировался выше людского роста и не «ел» глаза.
Хочется особо остановиться на том, что «черный» способ отопления не являлся признаком отсталости славян. «Черное» отопление в сравнении с «белым» имеет не только недостатки, но и преимущества. Пространство под крышей (куда поднимался дым) использовали для просушки и дезинфекции вещей, для копчения продуктов. Для таких домов характерен сухой, теплый и свежий (проветривание дыма) воздух.
На смену «черным» домам пришли «белые» дома (Слайд 6). Печи с дымоходами появлялись в первую очередь у богатых людей.
Было немаловажным то, где строился дом (Слайд 7).
Наши предки свято чтили обряды, проводимые при выборе места для постройки дома, при заселении домов.
Работа с документом. (Приложение 1)
- Какие обряды проводились и существуют до сих пор?
Человек не может обойтись без жилища. Дом для человека – его крепость.
Когда же дом превращается в крепость?
Может быть, когда квартира прячется за бронированной дверью? Кстати, сейчас такая дверь – дело не лишнее. Или когда ваш дом обнесен высоким забором?
- Когда вы можете назвать свой дом крепостью, и что это для вас значит?
Среди учащихся 7, 10 классов был проведен опрос – «Что для меня значит мой дом» (Слайд 8).
В опросе приняли участие 40 человек. Результаты были следующими:
Мой дом – это моя любимая семья | 63% |
Дом для меня – это чистота, порядок, уют | 13% |
Дом – место, где можно поесть, поспать, поиграть в компьютер | 12% |
Дом – это помещение, где я живу | 7% |
Дом – это место, где заставляют работать | 5% |
Надежной крепостью для человека дом становится тогда, когда в него хочется возвращаться даже с самой любимой работы, после самого приятного путешествия, после встреч с очень интересными людьми. И не только потому, что дома стоят твой телевизор, холодильник с едой и кровать. Но, прежде всего, потому, что тебя там ждут, тебе рады, и ты сам ждешь и радуешься встрече со своими близкими. Родительский дом – наша пристань в течение всей жизни, самый надежный тыл.
III. Закрепление полученных знаний.
Как сказал Л.Н. Толстой: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». (Слайд 9)
Запишите, какой должна быть, по вашему мнению, настоящая семья (строим дом). (Приложение 2)
Объяснить значение пословиц, поговорок и крылатых выражений о доме (лото). (Приложение 3)
IV. Итог урока.
Каждый учащийся проговаривает и заканчивает фразу: «Мой дом для меня – это …»
Литература и использованные источники:
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. Учебник для 6 кл. М.: Просвещение, 2006.
- Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 6 кл. М.: Русское слово, 2004.
- Пословицы и поговорки. Сборник. М.: 1995.
- http://content.foto.mail.ru
- http://www.verni.ru
- http://i019.radikal.ru
- http://www.artlib.ru
- http://www.petropolis-a.ru