Цель: научить сопоставлять особенности темперамента с определенной профессией.
Задачи:
- Учить узнавать и сравнивать особенности разных типов темперамента, определять особенности темперамента других людей, ориентируясь на их поведение в разных ситуациях, соотносить содержание деятельности различных профессий с изученными видами темперамента.
- Развивать интерес и способность к самопознанию.
- Воспитывать чувство толерантности.
Оборудование: рабочие тетради, бланки, слайд-шоу, ручки, листы
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Ритуал приветствия
Ведущий приветствует участников и предлагает выполнить им упражнение «Имя и жест».
2. Разминка
Рассмотреть иллюстрацию – Слайд 1
Почему в одинаковых жизненных ситуациях разные
люди ведут себя по-разному?
На прошлом занятии мы с вами пришли к единому
мнению о том, что каждый должен сделать выбор, то
есть определиться для себя, где он будет
продолжать обучение после окончания школы. Очень
важно не ошибиться, а для этого надо, как можно
лучше узнать свои возможности.
Слайд 2 . Тема, цель занятия.
Сегодня мы более подробно рассмотрим такую человеческую характеристику, как темперамент и сопоставим особенности темперамента с выбранной профессией.
3. Основное содержание занятия
Слайд 3. Что обозначает слово темперамент?
Темперамент – (в переводе – (от лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей) правильное смешение) – постоянные и устойчивые индивидуально неповторимые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности
Темперамент наиболее ярко характеризует личность, свойства темперамента зависят от врожденных качеств нервной системы человека и поэтому они наиболее устойчивы по сравнению с другими психическими особенностями. Темперамент – физиологическая основа характера, биологически обусловленная, врожденная динамическая особенность деятельности человека – темп, ритм, интенсивность.
Темперамент — это постоянные и устойчивые индивидуально неповторимые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержания. Темперамент проявляется не только в поведении. Это, прежде всего, человеческая индивидуальность, ее природная основа, с которой человек рождается и которая мало изменяется в течение его жизни.
Слайд 4. Из истории вопроса
Наиболее ранние сведения о темпераменте связаны с именем древнегреческого врача Гиппократа (V век до н.э.). Он объяснял наличие широко известных сегодня четырех типов темперамента различным соотношением жидкостей организма: крови – сангва, слизи – флегма, желчи – хола), черной желчи – мелайна хола. Отсюда и произошли названия 4-х типов темпераментов
Слайд 5. Вспомним учение о ВНД. Иван Петрович
Павлов – русский физиолог, создатель учения о
высшей нервной деятельности обратил внимание на
зависимость темперамента от типа нервной
системы. Изучая 3 основных параметра процессов
возбуждения и торможения (сила – слабость,
подвижность – инертность, уравновешенность –
неуравновешенность) установил 4 наиболее ярко
выраженных типа нервной системы: 3 сильных
(безудержный, живой, спокойный) и 1 слабый
Сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник
Сильный, уравновешенный, инертный – флегматик
Сильный, неуравновешенный, подвижный – холерик
Слабый, неуравновешенный, инертный – меланхолик
Сильный – это значит сильная нервная система –
высокая работоспособность, сдержанность,
инициативность, настойчивость, организаторские
способности и лидерские качества, быстрая
приспособляемость.
Слабая – повышенная утомляемость, пассивность,
внушаемость, чувствительность, плохая
приспособляемость.
Слайд 6. Известные люди и темперамент
Среди знаменитых холериков следует отметить
Петра I, А.В. Суворова, А.С. Пушкина, Д.И. Менделеева.
Н. Бонапарт, П. Бомарше, А.И. Герцен — известные
истории сангвиники.
Среди великих умов флегматиков: И.А. Крылов, М.И.
Кутузов, И. Ньютон.
Не трудно догадаться, что среди меланхоликов
много писателей, композиторов, например, А.А.
Блок, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, П.И. Чайковский.
Кого из известных людей вы предлагаете добавить
к этому списку?
Слайд 7. Какой темперамент самый лучший?
Чистыми холериками или флегматиками люди бывают редко. Психологи считают, что человек – это скорее смесь разных темпераментов с преобладанием какого-то одного. Вопрос кем лучше быть: сангвиником или меланхоликом, не имеет смысла. Так как не бывает хороших или плохих типов темперамента. Каждый тип психики больше подходит для одних дел и профессий и меньше для других.
Слайд 8. Сравните понятия: темперамент и характер
Темперамент не следует путать с характером, который представляет собой сочетание устойчивых, существенных особенностей личности (доброта и жестокость, леность и трудолюбие, аккуратность и неряшливость — все это черты характера). Характер “замешивается” на темпераменте.
Слайд 9.Круг Айзенка. Практические задания:
Посмотрите на круг Айзенка. Здесь приведены
качества, присущие людям четырех темпераментов.
Сравните с кругом у себя в тетради. Правильно ли
определен ваш темперамент по тесту Айзенка.
У кого собственное мнение не совпадает с
результатами теста, необходимо повторно пройти
тестирование.
А сейчас мы проведем взаимооценку, вы достаточно
знаете друг друга, попробуйте определить тип или
типы темперамента ваших одноклассников.
Подпишите лист внизу и отправьте его по кругу,
каждый напишет хозяину тип темперамента,
завернет лист и отправит его дальше. Получив свой
лист, хозяин подсчитает количество и запишет в
тетрадь.
Сопоставьте результаты своего теста с мнением
своих одноклассников.
Вывод: Человек может иметь любое сочетание силы, уравновешенности и подвижности нервной системы (общий тип) и принадлежать к любому из типов высшей нервной деятельности. Никто из нас не является представителем только одного типа темперамента, каждый в той или иной мере склонен к одному из них, но имеет и черты других.
Слайд 10. Где можно использовать знания о своем темпераменте?
Старшеклассники мало задумываются о плюсах и
минусах своего темперамента. А ведь, зная себя,
человек намного увереннее чувствует себя в
каком-либо деле. Например, как использовать
знания о темпераменте при сдаче экзамена?
Рассмотрим график.
Не учитывая свойства темперамента, молодой
специалист попадает в невыгодные для него
условия. Условия, когда большая и лучшая часть
дня, которую человек проводит на работе,
превращается в муку, а оставшееся время уходит на
восстановление сил. Также знание о темпераментах
можно применять и в выборе спутника жизни,
насколько вы окажетесь совместимы.
Так почему так важно учитывать темперамент при выборе профессии?
Выводы: Подавляющим большинством профессий одинаково успешно могут овладеть люди с разными психофизиологическими особенностями. Несоответствие личностных качеств работника требованиям профессии может привести к перегрузке нервной системы, а подчас и к заболеванию.
Профессиональная пригодность – это уровень соответствия физических качеств и психофизических особенностей человека профессиональным требованиям. Если эти качества и особенности не достигают нужных требований, происходит перегрузка. Всего этого можно избежать, изучив свои личностные особенности.
Следует отметить, что любая группа людей работает эффективней, если в ней есть представители всех темпераментов. Меланхолики первыми чувствуют, в каком направлении надо начинать поиск. Холерики выполняют функции бесстрашных разведчиков. Сангвиники являются источником положительных эмоций и постоянно генерируют неожиданные идеи. Флегматики анализируют информацию и предлагают взвешенное решение.
Таким образом, влияние свойств нервной системы (силы, подвижности, уравновешенности) и связанных с ними типологических особенностей личности на мотивацию деятельности проявляется в том, что у людей с определенным темпераментом обнаруживается предпочтение определенному типу профессиональной деятельности.
Слайд 11. Психологический практикум
А теперь проблемная ситуация «Кадровое
агентство». Представьте, что к вам пришли
выпускники экономических вузов: Марина, Сергей,
Дима, Наташа. Все они обладают необходимыми
профессиональными знаниями, у всех хорошо
развиты внимание, память, логическое мышление.
Все ответственны, дисциплинированны,
организованны.
У всех четверых разные типы темперамента. Какие
профессии вы могли бы им предложить, а от каких
отговорили бы?
Обьединитесь по темпераментам на 4 группы (работа
по подгруппам по бланкам – Приложение)
Марина – меланхолик. Ей свойственны глубина и постоянство, тонкость восприятия. Она мечтательна, романтична, замкнута, все принимает близко к сердцу; избегает новых людей, чувствует себя неловко в новой обстановке. В привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом работают очень продуктивно.
(Бухгалтер, экономист, финансист – «да»; предприниматель, брокер, менеджер, маркетолог, дилер – «нет».)
А вот Сергей – типичный холерик. Это человек действия. Он всегда идет навстречу трудностям. Его чувства обычно быстро возникают и ярко проявляются. Мягких замечаний холерик не воспринимает, жесткие – приводят к бунту. У холерика выразительная мимика, живая речь, резкие движения. Он с увлечением берется за дело, работаете подъемом, преодолевая трудности. Когда запас энергии истощается, настроение резко падает. Потребность в общении у холериков повышена, но он иногда может быть резок, провоцируя конфликтные ситуации. Лучший способ справиться с холериком – постоянно загружать его работой, чтобы его энергия всегда имела выход.
(Менеджер, брокер, дилер, маркетолог, предприниматель – «да»; бухгалтер, финансист, налоговый инспектор – «нет».)
Дима – сангвиник. Как все сангвиники, он оптимист. Обладает огромной работоспособностью. Но заставить работать сангвиника трудно. Его нужно заинтересовать – тогда он горы сдвинет. Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного дела на другое, не любит однообразия. Он без труда контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке , любит общение.У сангвиника скоро возникают чувства радости, горя, привязанности и враждебности, но эти чувства неглубоки. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение.
(Сангвинический темперамент не накладывает никаких ограничений на выбор профессии.)
Наташа – флегматик. Она медлительна и уравновешенна. Всегда старается довести начатое дело до конца. Человеку флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. В некоторых случаях у флегматиков может сформироваться безразличие к работе и людям, вялость, инертность. У флегматиков есть склонность к систематической работе, умение концентрироваться на поставленной задаче, вдумчивость – необходимые профессиональные качества ученого, исследователя.
(Аудитор, бухгалтер, налоговый инспектор, экономист, финансист – «да»; брокер, дилер, маркетолог, менеджер – «нет») В вашем кадровом агентстве дали консультацию по профориентации с учетом темперамента этих молодых людей. Но все они хотели бы стать предпринимателями. Справятся ли они с этой работой? (Ответы учащихся)
Слайд 12. Проверьте, правильно ли вы подобрали
профессии.
Поменяйтесь карточками с другой группой, сверьте
свой выбор с данными на слайде 11.
Какой можно сделать вывод по нашему занятию?
Вывод. Выбор будущей профессии зависит от многих факторов: от твоих интересов, способностей, востребованности профессии на рынке труда. Но самое главное – каждая профессия предъявляет свои требования к специалисту. Где-то есть спрос на креативные, энергичные умы, другим же требуются неторопливые, склонные к глубокому анализу сотрудники.
Слайд 13. Итак, тип темперамента значительно влияет на выбор будущей профессии.
4. Рефлексия занятия
Какое упражнение вам больше понравилось? Сможете ли вы определить темперамент своих знакомых, друзей? Как сопоставить, подходит ли ваш темперамент к выбранной вами профессии?
Выработка алгоритма совместно с детьми:
- Выявить особенности темперамента: Экстраверт – интроверт, уравновешенный – неуравновешенный, активный – малоподвижный…
- Определить вид профессии: статическая – подвижная, сфера: Человек – человек, человек – техника, человек – природа… (по классификации Климова)
- Сопоставить особенности темперамента с выбранной профессией
5. Домашнее задание
Дома еще раз сопоставьте выбранную вами профессию с особенностями вашего темперамента, призовите на помощь родителей или старших сестер, братьев.
Выбирайте будущую профессию с умом и любовью к себе, тогда и рабочее время будет проходить интересно и с пользой!
Литература
- Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога.– СПб.: Питер, 2007
- Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Уч. пособие для студ. ВУЗов/ Л.М.Митина, Ю.А.Кореляков и др. под ред. Митиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
- Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Родительские собрания:11 класс/Авт.-сост. С.М.Максимова, И.Н. Менделеева. – М.: ВАКО, 2009.
- Селевко Г.К. Найди свой путь: Уч. пособие для предпрофильного обучения. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006.