Урок по теме "Сердце". 8-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12 МБ)


Цели:

  • Образовательная:
    • изучить особенности строения сердца;
    • сформировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца.
  • Развивающая:
    • развивать познавательную активность, умения устанавливать взаимосвязь в строении и функциях сердца, устанавливать межпредметные связи, навыки самостоятельной работы, работы в паре, группе, коммуникативное общение.
  • Воспитательная:
    • воспитывать чувство коллективизма, адекватной самооценки, сформировать научную картину мира.

Оборудование: разборная модель сердца, карточки-задания, рельефная таблица «Сердце», карточки с названиями: Музей «Сердце», зал «Строение сердца», зал «Работа сердца», зал «Автоматизация сердца», зал «Упражнения». Магнитофон, компьютер, проектор.

Форма проведения:урок в музее.

На доске:Музей «Сердце», рельефная таблица с изображением сердца

ХОД УРОКА

I. Мотивационный этап

То, что мы знаем – ограничено, а что не знаем – безгранично (Слайд 1)
Раздается звук “сердца” (проекция на компьютере) (Слайд 2)
Обращаясь к сердцу (взять в руки) прочитать отрывок стихотворения Э. Межелайтиса “Сердце”.

Что такое сердце? Камень твердый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой,
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе, все земное,
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело.

– Речь на нашем уроке пойдёт о … ? (Cердце)
– Как можно сказать про сердце, какое оно может быть? (Горячее сердце и холодное, бескорыстное и жадное, отзывчивое, доброе и жестокое, смелое (например, «Смелое сердце Данко» М.Горького), каменное, чуткое и щедрое, золотое, раненое, разбитое, сердце матери и сердце друга и т.д.). (Слайд 3)
– Слово «сердце» может употребляться в переносном значении – орган переживаний, чувств, настроения человека.
– Какое оно ваше сердце? (Слайд 4)
– Предлагаю провести урок в музее «Сердце”. (Слайд 5. На доске плакат, запись числа и темы урока)
– До посещения музея вспомним правила поведения: (Слайд 6)
– Во время посещения музея вы должны: (Слайд 7)

II. Изучение нового материала

– Пройдём в зал, который называется «Строение сердца». (На доске название зала)

Запись в тетрадь:

I. Строенние сердца

– За ответ на вопросы выставляйте 1 балл в «Лист контроля» (Приложение 1)

– Какие ассоциации у вас возникают о «сердце»? (Жизнь, любовь, красное, вечный двигатель, стук, экг) (Слайд 8)
– Что такое сердце в прямом значении этого слова? (Сердце представляет собой центральный орган кровообращения в виде мускульного мешка)
– Какова его роль в организме? (Перекачивает кровь по сосудам)
– Скажите, что вы ещё знаете о сердце?
– Я помогу дополнить ваши знания и хочу сама узнать от вас что-нибудь новое. Сожмите свою руку в кулак, и вы, увидите какой оно формы и размера, масса его около 300 грамм.
– Где оно располагается? (Сердце расположено в грудной полости за грудиной, от середины сдвинуто несколько влево. Сердце – “середина”) (Слайд 9)
– Оно свободно лежит в околосердечной сумке в перикарде из соединительной ткани.

Ученик: Хотелось бы знать, какова роль околосердечной сумки?

– В околосердечной сумке содержится серозная жидкость, увлажняющая сердце и уменьшающая трение при его сокращениях.

Самостоятельная работа с учебником (параграф 22)

Заполните схему «Слои сердца». (Слайд 10)

Проверьте. (Слайд 11)

– Эпикард? (Наружный серозный слой, покрывает сердце (срастается с перикардом – запись в тетрадь в схему); образован соединительной тканью).
– Миокард? (Средний мышечный слой, образованный поперечнополосатой сердечной мышцей. Обеспечивает сокращения сердца).
– Эндокард? (Внутренний слой из эпителия; образует клапаны сердца).
– С чем сходство в строении стенки сердца? (С сосудами)
– Кто не допустил ошибку балл в лист контроля.

Работа в паре

– Давайте разберемся, из чего же состоит ваше сердце?
У вас на столе карточки с рисунком сердца. (Приложение 2).Вспомните название камер и подпишите, что обозначено цифрами 1 – 4. Обратите внимание, что сердце на схемах показано спереди (поэтому его правая половинка на рисунке расположена слева).

Проверка работы «Камеры сердца» (Слайд 12)

Условно оно делится перегородкой на две половинки, левую и правую. Предсердие (лат.) – “атриум” – “передний двор”, желудочки – мускульные образования.

– Какая кровь протекает в правой половине? (Бедная кислородом). А в левой? (Насыщенная кислородом – артериальная).
– Что есть в сердце? (Есть клапаны, которые не дают крови течь в обратном направлении)
– В сердце два вида клапанов. Между левым желудочком и предсердием находится двухстворчатый клапан. (Слайд 13)
У него только две створки и по-другому он называется митральным. (Работа в тетрадях с рисунком (6. двустворчатый (митральный) клапан). Правое предсердие и желудочек тоже отделены клапаном, но этот клапан имеет три створки и поэтому называется трехстворчатым (5. трёхстворчатый клапан). Клапаны открывают и закрывают проход между предсердиями и желудочками, заставляя кровь течь в одном направлении. Створчатые клапаны – это створки, которые свешиваются в желудочки. Свободные концы створок соединены тонкими сухожильными связками. Эти связки имеют сосочковидные мышцы, которые при сокращении препятствуют выворачиванию клапанов в предсердие
– А как вы думаете, где ещё нужны клапаны? (Между желудочками и артериями)
Между желудочками и артериями расположены полулунные клапаны, каждый из которых состоит из трех кармашков. (Слайд 14)
Клапан (нем.) “клаппе” – “крышка” – складки внутренней оболочки сердца. (7. полулунные клапаны)
– Где, кроме сердца есть полулунные клапаны? (в венах)
– Стенки камер различаются по толщине? В зависимости от чего? (Выполняемой работы). Значит где стенка самая тонкая? (Предсердиях).

(По ходу рассказа ребята подписывают на рисунке толщину стенки) При сокращении стенок предсердия, выполняется небольшая работа – кровь подается в желудочки, поэтому эти стенки относительно тонкие (2-3 мм). Правый желудочек проталкивает кровь по малому кругу кровообращения (5-8 мм), а левый – выбрасывает кровь в большой круг кровообращения, поэтому его стенки в 2-3 раза толще стенок правового (10-15 мм).

Ученик: Как же работает сердце?

Для этого мы пройдём в следующий зал «Работа сердца» (На доске название зала).

Запись в тетрадь.

II. Работа сердца

Число сокращений сердца в разном возрасте неодинаково. У взрослого – около 72 ударов в мин., у годовалого ребёнка – 110, у новорождённого – 120-140 ударов в мин. В среднем за день ваше сердце сокращается почти 100000 раз и перекачивает за час около 300 литров крови (показ слайда). На один удар сердце затрачивает столько энергии, что ее хватило бы, чтобы поднять груз весом двести грамм на высоту один метр, а за одну минуту сердце могло бы поднять этот груз на высоту почти двадцати этажного дома. А вы знаете, что физиолог Вебер, живший в 19 веке, мог по своему желанию останавливать своё сердце.
Таким образом, в среднем сердце сокращается: (Слайд 15)

Перекачивает крови:(Слайд 16)

Физкультминутка. (Слайд 17)

Дружно встали, потянулись.
Вправо, влево повернулись.
Руки в стороны и вверх,
Каждый сядет лучше всех.

Быстрый показ интерактивной модели «Работа сердца» (Слайд 18 – вставка из папки)

– Почему сердце всё время бьётся и никогда не устаёт?
Рассмотрим сердечный цикл, который состоит из трех фаз.
Медленный показ интерактивной модели (Слайд 18, из папки)

1. Сокращение предсердий – систола предсердий – длиться около 0,1 сек. При этом желудочки расслаблены, створчатые клапаны? (открыты), полулунные? (закрыты).

2. Сокращение желудочков – систола желудочков – длиться около 0,3 сек, при этом предсердия расслаблены, створчатые клапаны? (Закрыты). (Сухожильные нити не дают им прогибаться, а крови – затекать в предсердие), кровь устремляется в легочную артерию и аорту.

3. Полное расслабление сердца – сердечная пауза или диастола, – длиться около 0,4 сек.
Демонстрация звукового фрагмента «Сердечный цикл» (Слайд 19)

Работа в группе

Найти ошибку в таблице. (Приложение 3)

Проверьте. (Слайд 20)

– Сколько отдыхают предсердия? (0,7 сек.)
– Сколько отдыхают желудочки? (0,5 сек.)
– Сколь времени длится сердечный цикл? (0,8 сек.)
– Почему сердце все время бьется и никогда не устает? (Время сокращения равно времени расслабления)

Следующий зал «Автоматизация сердца». (На доске название зала). Какой вопрос можно задать в этом зале?

Ученик: Почему сердце сокращается даже вне организма?

Попробуйте вы стать экскурсоводами. Поможет вам звуковой фрагмент.

Демонстрация звукового фрагмента «Автоматизация сердца» (Слайд 21)

– Как ответить на вопрос? (Сердце имеет собственный “встроенный” механизм, обеспечивающий сокращение мышечных волокон.) Эту способность сердца ритмично сокращаться без внешних раздражений, под влиянием импульсов, возникающих в самом сердце – называют автоматизмом.

Запись в тетради. IV. Автоматизация работы сердца (Слайд 22)

– Как вы думаете, сердце чем-то отличается у разных людей? Почему? (влияние алкоголя, курения, занятия спортом). Об этом вы узнаете в следующий раз, когда придёте в музей

Ученик: Имеются ли достижения в области кардиологии?

Посмотрите, пожалуйста, на стенд. (Слайд 23)

III. Закрепление

Зал «Упражнения». (На доске название зала)
Задание 1. (Слайд 24)
Задание 2. Тренажёр «Строение сердца» (Слайд 25 – вставка из папки)

Выполняет ученик за компьютером

– Какие песни вы знаете где встречается слово «сердце»? ( Ю. Савичева «Если в сердце живёт любовь», Согдиана «Моё сердце болит», С.Ротару «Сердце ты моё не тревожь»).

IV. Подведение итогов

Подведём итоги (по залам) (Слайд 26)
Оцените отношение к уроку (Слайд 27)
Посчитайте баллы. Критерий оценки по сильному ученику.

V. Домашнее задание (Слайд 28)

На фоне песни «Сердце тебе не хочется покоя» (А.Варум и Л.Агутин) задать домашнее задание.
Спасибо за урок (Слайд 29)