Цели:
- Образовательная:
- изучить особенности строения сердца;
- сформировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца.
- Развивающая:
- развивать познавательную активность, умения устанавливать взаимосвязь в строении и функциях сердца, устанавливать межпредметные связи, навыки самостоятельной работы, работы в паре, группе, коммуникативное общение.
- Воспитательная:
- воспитывать чувство коллективизма, адекватной самооценки, сформировать научную картину мира.
Оборудование: разборная модель
сердца, карточки-задания, рельефная таблица
«Сердце», карточки с названиями: Музей «Сердце»,
зал «Строение сердца», зал «Работа сердца», зал
«Автоматизация сердца», зал «Упражнения».
Магнитофон, компьютер, проектор.
Форма проведения:урок в музее.
На доске:Музей «Сердце», рельефная таблица с изображением сердца
ХОД УРОКА
I. Мотивационный этап
То, что мы знаем – ограничено, а что не знаем –
безгранично (Слайд 1)
Раздается звук “сердца” (проекция на
компьютере) (Слайд 2)
Обращаясь к сердцу (взять в руки) прочитать
отрывок стихотворения Э. Межелайтиса “Сердце”.
Что такое сердце? Камень твердый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой,
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе, все земное,
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело.
– Речь на нашем уроке пойдёт о … ? (Cердце)
– Как можно сказать про сердце, какое оно может
быть? (Горячее сердце и холодное, бескорыстное
и жадное, отзывчивое, доброе и жестокое, смелое
(например, «Смелое сердце Данко» М.Горького),
каменное, чуткое и щедрое, золотое, раненое,
разбитое, сердце матери и сердце друга и т.д.). (Слайд
3)
– Слово «сердце» может употребляться в
переносном значении – орган переживаний, чувств,
настроения человека.
– Какое оно ваше сердце? (Слайд 4)
– Предлагаю провести урок в музее «Сердце”.
(Слайд 5. На доске плакат, запись числа и темы
урока)
– До посещения музея вспомним правила поведения:
(Слайд 6)
– Во время посещения музея вы должны: (Слайд 7)
II. Изучение нового материала
– Пройдём в зал, который называется «Строение сердца». (На доске название зала)
Запись в тетрадь:
I. Строенние сердца
– За ответ на вопросы выставляйте 1 балл в «Лист контроля» (Приложение 1)
– Какие ассоциации у вас возникают о «сердце»? (Жизнь,
любовь, красное, вечный двигатель, стук, экг)
(Слайд 8)
– Что такое сердце в прямом значении этого слова?
(Сердце представляет собой центральный орган
кровообращения в виде мускульного мешка)
– Какова его роль в организме? (Перекачивает
кровь по сосудам)
– Скажите, что вы ещё знаете о сердце?
– Я помогу дополнить ваши знания и хочу сама
узнать от вас что-нибудь новое. Сожмите свою руку
в кулак, и вы, увидите какой оно формы и размера,
масса его около 300 грамм.
– Где оно располагается? (Сердце расположено в
грудной полости за грудиной, от середины
сдвинуто несколько влево. Сердце – “середина”)
(Слайд 9)
– Оно свободно лежит в околосердечной сумке в
перикарде из соединительной ткани.
Ученик: Хотелось бы знать, какова роль околосердечной сумки?
– В околосердечной сумке содержится серозная жидкость, увлажняющая сердце и уменьшающая трение при его сокращениях.
Самостоятельная работа с учебником (параграф 22)
Заполните схему «Слои сердца». (Слайд 10)
Проверьте. (Слайд 11)
– Эпикард? (Наружный серозный слой, покрывает
сердце (срастается с перикардом – запись в
тетрадь в схему); образован соединительной
тканью).
– Миокард? (Средний мышечный слой,
образованный поперечнополосатой сердечной
мышцей. Обеспечивает сокращения сердца).
– Эндокард? (Внутренний слой из эпителия;
образует клапаны сердца).
– С чем сходство в строении стенки сердца? (С
сосудами)
– Кто не допустил ошибку балл в лист контроля.
Работа в паре
– Давайте разберемся, из чего же состоит ваше
сердце?
У вас на столе карточки с рисунком сердца. (Приложение 2).Вспомните
название камер и подпишите, что обозначено
цифрами 1 – 4. Обратите внимание, что сердце на
схемах показано спереди (поэтому его правая
половинка на рисунке расположена слева).
Проверка работы «Камеры сердца» (Слайд 12)
Условно оно делится перегородкой на две половинки, левую и правую. Предсердие (лат.) – “атриум” – “передний двор”, желудочки – мускульные образования.
– Какая кровь протекает в правой половине? (Бедная
кислородом). А в левой? (Насыщенная
кислородом – артериальная).
– Что есть в сердце? (Есть клапаны, которые не
дают крови течь в обратном направлении)
– В сердце два вида клапанов. Между левым
желудочком и предсердием находится
двухстворчатый клапан. (Слайд 13)
У него только две створки и по-другому он
называется митральным. (Работа в тетрадях с
рисунком (6. двустворчатый (митральный) клапан).
Правое предсердие и желудочек тоже отделены
клапаном, но этот клапан имеет три створки и
поэтому называется трехстворчатым (5.
трёхстворчатый клапан). Клапаны открывают и
закрывают проход между предсердиями и
желудочками, заставляя кровь течь в одном
направлении. Створчатые клапаны – это створки,
которые свешиваются в желудочки. Свободные концы
створок соединены тонкими сухожильными
связками. Эти связки имеют сосочковидные мышцы,
которые при сокращении препятствуют
выворачиванию клапанов в предсердие
– А как вы думаете, где ещё нужны клапаны? (Между
желудочками и артериями)
Между желудочками и артериями расположены
полулунные клапаны, каждый из которых состоит из
трех кармашков. (Слайд 14)
Клапан (нем.) “клаппе” – “крышка” – складки
внутренней оболочки сердца. (7. полулунные
клапаны)
– Где, кроме сердца есть полулунные клапаны? (в
венах)
– Стенки камер различаются по толщине? В
зависимости от чего? (Выполняемой работы).
Значит где стенка самая тонкая? (Предсердиях).
(По ходу рассказа ребята подписывают на рисунке толщину стенки) При сокращении стенок предсердия, выполняется небольшая работа – кровь подается в желудочки, поэтому эти стенки относительно тонкие (2-3 мм). Правый желудочек проталкивает кровь по малому кругу кровообращения (5-8 мм), а левый – выбрасывает кровь в большой круг кровообращения, поэтому его стенки в 2-3 раза толще стенок правового (10-15 мм).
Ученик: Как же работает сердце?
Для этого мы пройдём в следующий зал «Работа сердца» (На доске название зала).
Запись в тетрадь.
II. Работа сердца
Число сокращений сердца в разном возрасте
неодинаково. У взрослого – около 72 ударов в мин.,
у годовалого ребёнка – 110, у новорождённого –
120-140 ударов в мин. В среднем за день ваше сердце
сокращается почти 100000 раз и перекачивает за час
около 300 литров крови (показ слайда). На один удар
сердце затрачивает столько энергии, что ее
хватило бы, чтобы поднять груз весом двести грамм
на высоту один метр, а за одну минуту сердце могло
бы поднять этот груз на высоту почти двадцати
этажного дома. А вы знаете, что физиолог Вебер,
живший в 19 веке, мог по своему желанию
останавливать своё сердце.
Таким образом, в среднем сердце сокращается:
(Слайд 15)
Перекачивает крови:(Слайд 16)
Физкультминутка. (Слайд 17)
Дружно встали, потянулись.
Вправо, влево повернулись.
Руки в стороны и вверх,
Каждый сядет лучше всех.
Быстрый показ интерактивной модели «Работа сердца» (Слайд 18 – вставка из папки)
– Почему сердце всё время бьётся и никогда не
устаёт?
Рассмотрим сердечный цикл, который состоит из
трех фаз.
Медленный показ интерактивной модели (Слайд 18, из
папки)
1. Сокращение предсердий – систола предсердий – длиться около 0,1 сек. При этом желудочки расслаблены, створчатые клапаны? (открыты), полулунные? (закрыты).
2. Сокращение желудочков – систола желудочков – длиться около 0,3 сек, при этом предсердия расслаблены, створчатые клапаны? (Закрыты). (Сухожильные нити не дают им прогибаться, а крови – затекать в предсердие), кровь устремляется в легочную артерию и аорту.
3. Полное расслабление сердца – сердечная пауза
или диастола, – длиться около 0,4 сек.
Демонстрация звукового фрагмента «Сердечный
цикл» (Слайд 19)
Работа в группе
Найти ошибку в таблице. (Приложение 3)
Проверьте. (Слайд 20)
– Сколько отдыхают предсердия? (0,7 сек.)
– Сколько отдыхают желудочки? (0,5 сек.)
– Сколь времени длится сердечный цикл? (0,8 сек.)
– Почему сердце все время бьется и никогда не
устает? (Время сокращения равно времени
расслабления)
Следующий зал «Автоматизация сердца». (На доске название зала). Какой вопрос можно задать в этом зале?
Ученик: Почему сердце сокращается даже вне организма?
Попробуйте вы стать экскурсоводами. Поможет вам звуковой фрагмент.
Демонстрация звукового фрагмента «Автоматизация сердца» (Слайд 21)
– Как ответить на вопрос? (Сердце имеет собственный “встроенный” механизм, обеспечивающий сокращение мышечных волокон.) Эту способность сердца ритмично сокращаться без внешних раздражений, под влиянием импульсов, возникающих в самом сердце – называют автоматизмом.
Запись в тетради. IV. Автоматизация работы сердца (Слайд 22)
– Как вы думаете, сердце чем-то отличается у разных людей? Почему? (влияние алкоголя, курения, занятия спортом). Об этом вы узнаете в следующий раз, когда придёте в музей
Ученик: Имеются ли достижения в области кардиологии?
Посмотрите, пожалуйста, на стенд. (Слайд 23)
III. Закрепление
Зал «Упражнения». (На доске название зала)
Задание 1. (Слайд 24)
Задание 2. Тренажёр «Строение сердца» (Слайд 25 –
вставка из папки)
Выполняет ученик за компьютером
– Какие песни вы знаете где встречается слово «сердце»? ( Ю. Савичева «Если в сердце живёт любовь», Согдиана «Моё сердце болит», С.Ротару «Сердце ты моё не тревожь»).
IV. Подведение итогов
Подведём итоги (по залам) (Слайд 26)
Оцените отношение к уроку (Слайд 27)
Посчитайте баллы. Критерий оценки по сильному
ученику.
V. Домашнее задание (Слайд 28)
На фоне песни «Сердце тебе не хочется покоя»
(А.Варум и Л.Агутин) задать домашнее задание.
Спасибо за урок (Слайд 29)