Цели урока: расширять знания о птицах, зимующих в наших краях, и перелетных; воспитывать заботливое отношение к птицам, научить заботиться о пернатых друзьях.
Планируемые результаты: учащиеся поймут, что птицы зимуют по-разному.
Оборудование: таблица “Зимующие птицы”, картинки с изображением зимующих птиц, школьный словарик “Птицы России”; у учащихся – разноцветные фишки.
Ход урока
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок
Начинается урок!
Покажите на “светофоре”, с каким настроением вы начинаете урок?
II. Актуализация знаний
1. Устный опрос
– Какие районы есть на Земле? (Холодные и теплые.)
– О каких холодных районах Земли мы узнали? (о Северном Ледовитом океане и Антарктиде.)
– Чем похожи эти районы? (Покрыты снегом и льдом.)
– В каких районах Земли круглый год жарко? (В саванне и тропическом лесу.)
– Где живут белые медведи?
– Где живут слоны?
2. Игра “Найди ошибки”
– Ребята, сейчас я прочитаю вам два рассказа, но в них есть ошибки. Слушайте внимательно и найдите их.
На севере.
Один из холодных районов Земли – это Северный Ледовитый океан. Здесь расположен Южный полюс. Океан скован мощными льдами и покрыт снегом. Здесь холодно, но, несмотря на это, животные не замерзают. Белых медведей, пингвинов, моржей и тюленей спасают густая шерсть и толстый слой подкожного жира.
(Ошибки: в районе северного Ледовитого океана расположен Северный полюс; пингвины здесь не живут, они обитают в Антарктиде.)
В жарких районах
На Земле есть районы, где круглый год жарко. Здесь расположены поросшие травой открытые пространства – саванны, а также густые влажные тропические леса. В жарких районах Земли живут слоны, моржи, носороги, львы, зебры. А в реках тропического леса можно встретить крокодилов и тюленей.
(Ошибки: моржи, тюлени – животные Северного Ледовитого океана.)
III. Самоопределение к деятельности
– Не может наш Муравьишка без загадок. Вот и сегодня ему не терпится их вам загадать. Кто сможет отгадать?
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край я не летаю,
Здесь, под крышей, обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый … (воробей).Трещала с самого утра:
“Пор-р-ра! Пор-р-ра!” а что – пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит … (сорока.)В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
“Здорово, дрозд-приятель!”
И ставит подпись: … (дятел.)И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и … (совы.)
Учитель читает рассказ Ю. Дмитриева.
Какие птицы бывают
Птиц на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но все-таки их очень много – около 9 тыс. видов.
Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов.
Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые совсем не могут летать.
Одни птицы живут в лесу, другие – в степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустынях или в горах. А другие – только на берегу моря.
Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы. Которые поедают других зверей и птиц, а есть “вегетарианцы”, которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена.
Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов. В гнездах у птиц – птенцы. Но птенцы тоже бывают разные….
– Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О птицах.)
– Прочитайте тему урока на с. 16 учебника. (Где зимуют птицы?)
– Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
IV. Работа по теме урока
– Что вам уже известно о птицах? (Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями.)
– Птиц, которые остаются в наших краях на зиму, так и называют – зимующие. Назовите этих птиц. (Воробей, ворона, дятел, синица, свиристель, поползень, сорока, галки, голуби и др.) эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может быть, одна – две доживают до весны.
– Как можно помочь птицам зимой? (Сделать кормушки и насыпать туда зерна, крупу или хлебные крошки.)
– Но кроме зимующих птиц есть и другие, например ласточка, жаворонок, соловей. А где же они проводят зиму? (Улетают в теплые края.)
– Поэтому их называют перелетными. Отгадайте загадки про этих птиц.
Что за весенняя черная птица
Любит за плугом ходить и кормиться?
Что за весенняя черная птица
Прямо на трактор чуть не садится? (Грач.)Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее,
Нежней?
Кто же это? (Соловей.)Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно-бронзовый … (Скворец.)Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти. (Журавли.)
– Рассмотрите рисунок на с. 16. Отметьте синими фишками зимующих птиц, а красными– перелетных. (Самопроверка по учебнику на с. 84-85.)
V. Физкультминутка
Птички прыгают, летают.
Птички крошки собирают.
Перышки почистили,
Клювики почистили.
Птички летают, поют,
Зернышки клюют.
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
– Где же все-таки зимуют перелетные птицы? Порассуждайте об этом с соседом по парте. Выскажите свои предположения, а он пусть выскажет свои. Объясните, почему вы так считаете.
(Работа в парах. Проверка.)
– Узнайте новую информацию об этом из фотографий на с. 17.
(Учащиеся сначала объясняют своими словами, затем читают текст на с. 85.)
– Куда улетают ласточки? (В Африку.)
– А журавли? (В Индию.)
– Что вместо колец в последнее время используют ученые? (Радиопередатчик.)
– Мудрая Черепаха приготовила для вас хитрый вопрос: почему одни птицы остаются на зиму, а другие улетают? Чтобы ответить на этот вопрос, можно использовать подсказку на с. 17. (Птицам не хватает корма.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
№1 (с.14).
(Работа в группах.)
– Рассмотрите рисунки. Каких птиц вы смогли узнать? Соедините линиями изображения и названия птиц.
– Остальных птиц узнайте с помощью атласа – определителя.
№2 (с. 14-15).
(Работа в парах.)
– Прочитайте задание и внимательно рассмотрите схемы.
– Каким цветом нужно обозначить направление осенних перелетов птиц? (Синим.)
– А весенних? (Красным.)
– Выполните задание.
(Проверка с помощью словарика “Птицы России”.)
VII. Рефлексия
Игра “Третий лишний”
– Я вам называю названия трех птиц, а вы должны назвать лишнюю птицу и объяснить свой выбор.
– Галка, грач, воробей.
– Ласточка, зяблик, дятел.
– Ворона, сорока, кукушка.
– Сова, голубь, соловей.
– Скворец, поползень, журавль.
– Стриж, воробей, галка.
– Оцените свои достижения на уроке с помощью “Светофорика”.
VIII. Подведение итогов урока
– Вернемся к учебной задаче урока. Мы узнали о том, что птицы зимуют по-разному. Какие названия они получили в зависимости от этого? (Те, которые зиму проводят в наших краях, называются зимующими, а те, которые на зиму улетают в теплые края, – перелетными.)
Рекомендации для занятий дома
- Узнать дополнительные сведения о жизни птиц. Можно воспользоваться школьным словариком “Птицы России” или другими источниками.
- Познакомиться с информацией на страничках для любознательных в учебнике с.18-19.