Как зимуют птицы? 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока: расширять знания о птицах, зимующих в наших краях, и перелетных; воспитывать заботливое отношение к птицам, научить заботиться о пернатых друзьях.

Планируемые результаты: учащиеся поймут, что птицы зимуют по-разному.

Оборудование: таблица “Зимующие птицы”, картинки с изображением зимующих птиц, школьный словарик “Птицы России”; у учащихся – разноцветные фишки.

Ход урока

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок

Начинается урок!

Покажите на “светофоре”, с каким настроением вы начинаете урок?

II. Актуализация знаний

1. Устный опрос

– Какие районы есть на Земле? (Холодные и теплые.)

– О каких холодных районах Земли мы узнали? (о Северном Ледовитом океане и Антарктиде.)

– Чем похожи эти районы? (Покрыты снегом и льдом.)

– В каких районах Земли круглый год жарко? (В саванне и тропическом лесу.)

– Где живут белые медведи?

– Где живут слоны?

2. Игра “Найди ошибки”

– Ребята, сейчас я прочитаю вам два рассказа, но в них есть ошибки. Слушайте внимательно и найдите их.

На севере.

Один из холодных районов Земли – это Северный Ледовитый океан. Здесь расположен Южный полюс. Океан скован мощными льдами и покрыт снегом. Здесь холодно, но, несмотря на это, животные не замерзают. Белых медведей, пингвинов, моржей и тюленей спасают густая шерсть и толстый слой подкожного жира.

(Ошибки: в районе северного Ледовитого океана расположен Северный полюс; пингвины здесь не живут, они обитают в Антарктиде.)

В жарких районах

На Земле есть районы, где круглый год жарко. Здесь расположены поросшие травой открытые пространства – саванны, а также густые влажные тропические леса. В жарких районах Земли живут слоны, моржи, носороги, львы, зебры. А в реках тропического леса можно встретить крокодилов и тюленей.

(Ошибки: моржи, тюлени – животные Северного Ледовитого океана.)

III. Самоопределение к деятельности

– Не может наш Муравьишка без загадок. Вот и сегодня ему не терпится их вам загадать. Кто сможет отгадать?

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край я не летаю,
Здесь, под крышей, обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый … (воробей).

Трещала с самого утра:
“Пор-р-ра! Пор-р-ра!” а что – пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит … (сорока.)

В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
“Здорово, дрозд-приятель!”
И ставит подпись: … (дятел.)

И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и … (совы.)

Учитель читает рассказ Ю. Дмитриева.

Какие птицы бывают

Птиц на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но все-таки их очень много – около 9 тыс. видов.

Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов.

Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые совсем не могут летать.

Одни птицы живут в лесу, другие – в степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустынях или в горах. А другие – только на берегу моря.

Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы. Которые поедают других зверей и птиц, а есть “вегетарианцы”, которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена.

Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов. В гнездах у птиц – птенцы. Но птенцы тоже бывают разные….

– Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О птицах.)

– Прочитайте тему урока на с. 16 учебника. (Где зимуют птицы?)

– Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

IV. Работа по теме урока

– Что вам уже известно о птицах? (Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями.)

– Птиц, которые остаются в наших краях на зиму, так и называют – зимующие. Назовите этих птиц. (Воробей, ворона, дятел, синица, свиристель, поползень, сорока, галки, голуби и др.) эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может быть, одна – две доживают до весны.

– Как можно помочь птицам зимой? (Сделать кормушки и насыпать туда зерна, крупу или хлебные крошки.)

– Но кроме зимующих птиц есть и другие, например ласточка, жаворонок, соловей. А где же они проводят зиму? (Улетают в теплые края.)

– Поэтому их называют перелетными. Отгадайте загадки про этих птиц.

Что за весенняя черная птица
Любит за плугом ходить и кормиться?
Что за весенняя черная птица
Прямо на трактор чуть не садится? (Грач.)

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее,
Нежней?
Кто же это? (Соловей.)

Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно-бронзовый … (Скворец.)

Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти. (Журавли.)

– Рассмотрите рисунок на с. 16. Отметьте синими фишками зимующих птиц, а красными– перелетных. (Самопроверка по учебнику на с. 84-85.)

V. Физкультминутка

Птички прыгают, летают.
Птички крошки собирают.
Перышки почистили,
Клювики почистили.
Птички летают, поют,
Зернышки клюют.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

– Где же все-таки зимуют перелетные птицы? Порассуждайте об этом с соседом по парте. Выскажите свои предположения, а он пусть выскажет свои. Объясните, почему вы так считаете.

(Работа в парах. Проверка.)

– Узнайте новую информацию об этом из фотографий на с. 17.

(Учащиеся сначала объясняют своими словами, затем читают текст на с. 85.)

– Куда улетают ласточки? (В Африку.)

– А журавли? (В Индию.)

– Что вместо колец в последнее время используют ученые? (Радиопередатчик.)

– Мудрая Черепаха приготовила для вас хитрый вопрос: почему одни птицы остаются на зиму, а другие улетают? Чтобы ответить на этот вопрос, можно использовать подсказку на с. 17. (Птицам не хватает корма.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

№1 (с.14).

(Работа в группах.)

– Рассмотрите рисунки. Каких птиц вы смогли узнать? Соедините линиями изображения и названия птиц.

– Остальных птиц узнайте с помощью атласа – определителя.

№2 (с. 14-15).

(Работа в парах.)

– Прочитайте задание и внимательно рассмотрите схемы.

– Каким цветом нужно обозначить направление осенних перелетов птиц? (Синим.)

– А весенних? (Красным.)

– Выполните задание.

(Проверка с помощью словарика “Птицы России”.)

VII. Рефлексия

Игра “Третий лишний”

– Я вам называю названия трех птиц, а вы должны назвать лишнюю птицу и объяснить свой выбор.

– Галка, грач, воробей.

– Ласточка, зяблик, дятел.

– Ворона, сорока, кукушка.

– Сова, голубь, соловей.

– Скворец, поползень, журавль.

Стриж, воробей, галка.

– Оцените свои достижения на уроке с помощью “Светофорика”.

VIII. Подведение итогов урока

– Вернемся к учебной задаче урока. Мы узнали о том, что птицы зимуют по-разному. Какие названия они получили в зависимости от этого? (Те, которые зиму проводят в наших краях, называются зимующими, а те, которые на зиму улетают в теплые края, – перелетными.)

Рекомендации для занятий дома

  1. Узнать дополнительные сведения о жизни птиц. Можно воспользоваться школьным словариком “Птицы России” или другими источниками.
  2. Познакомиться с информацией на страничках для любознательных в учебнике с.18-19.