Цели:
- Сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества).
- Формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей.
- Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.
- Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.
- Способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.
Оборудование:
- презентация, мультимедиа, телевизор;
- мультфильм, карточки, листочки;
- солнышко, лучики, фломастеры.
Ход урока
I. Вступление. Слово учителя.
Здравствуйте, ребята!
Я вижу ваши умные глаза, доброжелательные взгляды и надеюсь, что наше общение будет плодотворным и приятным.
Все мы разные: блондины и брюнеты, полные и худые, отличники и двоечники, люди разных рас и национальностей. Мы все живем в обществе. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаться по характеру. Что же говорить об остальных людях?! У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое.
II. Объявление темы урока.
Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одариваю». Как вы понимаете это выражение?
Его слова – это не только урок нам, живущим в XXI веке, но и подтверждение того, что мир, как и природа, многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на Земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях. А все мы – люди этой планеты связанны друг с другом видимыми и невидимыми нитями. Быть терпимыми друг к другу, пытаться понять друг друга, не зависимо от национальности – это великое искусство людей и называется оно – толерантность. Об этом мы и поговорим сегодня.
III. Постановка проблемы.
Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов. Российская Федерация – одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В России проживает приблизительно 166 национальностей и народностей.
Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские, а национальным меньшинствам в России не место. Но разве можно представить Россию без таких людей, как:
- Петр Иванович Багратион – российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812г.
- Абрам Петрович Ганнибал – генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп.
- Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» – из обрусевших датчан.
- Константин Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики – из поляков.
Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения?
IV. История толерантности:
Понятие толерантность, имеет свою историю: на рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Шарль Морис Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном правительстве, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. Благодаря его действиям появилось на планете понятие толерантность.
V. Введение и объяснение понятия толерантность.
- Сегодня мы часто слышим с телеэкранов, от ведущих политиков слово «толерантность». Что же оно обозначает?
Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Определение слова «толерантность» в мире:
- В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идей и мнений.
- Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.
- В английском – готовность быть терпимым, снисходительным.
- В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
- В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.
- В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Вопросы к учащимся:
- Какое из определений вам импонирует более всего?
- Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
- А что же объединяет эти определения?
VI. Работа с понятием толерантность.
- Слово толерантность я изобразила в виде солнца. Давайте, изобразим ваши ответы в виде лучиков (пишут на листочках). Например:
- А теперь давай проведем буквенный анализ слова толерантность:
- Т – терпение.
- О – ответственность.
- Л – любовь, любезность.
- Е – единство, единомыслие.
- Р – равенство, развитие, радость.
- А – альтруизм (нравственная солидарность с другими человеческими существами.
- Н – независимость, надежность, нравственность.
- Т – товарищество.
- Н – неравнодушие, нетребовательность, невзыскательность.
- О – оптимизм, общение.
- С – справедливость, свобода, снисходительность, счастье, сотрудничество, солидарность, сострадание.
- Т – терпимость.
- Ь – чуткость.
VII. Фронтальная беседа.
Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще слышим слова: беженец, жертва насилия...
В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.
- Почему так актуальна толерантность в настоящее время?
- В наши дни ситуация в мире очень не спокойная. Какие события, угрожающие миру, можно назвать? (Война в Ираке, Израиле, теракты в Чечне, конфликты в Грузии ...)
- Множество людей – мирных жителей этих стран – оказались беженцами. Эти люди были вынуждены покинуть свою страну. Кров для бездомных – наш долг. Сейчас в Россию приезжают беженцы из Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Грузии, Афганистана, Ливана, Чечни, Дагестана. Эти люди – мирные жители, и они не виноваты в проведении той политики, которая приводит к национальным войнам.
- Почему происходят войны? (Нетерпимость друг к другу, ссоры, предрассудки, злость, зависть, деньги – желание обогащаться и устанавливать мировое господство, подчинять более слабые страны и народы и эксплуатировать зависимых.)
- Так всегда было в истории. Но страдает простой, ни в чем неповинный народ. Сегодня беда коснулась этих людей. Завтра беда может коснуться и нас. С какими трудностями сталкиваются сегодня беженцы? (Негде жить, негде работать, национальная нетерпимость, равнодушие окружающих людей и унижение.)
- Мы должны проявлять милосердие?
Милосердие – это сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, мягкосердечность.
VIII. Продолжите фразу.
- Когда ко мне обращаются с насмешкой, то я ...
- Когда ко мне обращаются с угрозой, то мне хочется ...
- Когда ко мне обращаются со страхом, то я чувствую ...
- Когда ко мне обращаются с уважением, то ...
- Какой вывод мы должны сделать? А кто помнит, как звучит золотое правило общения? (Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.)
IX. Тестирование.
А сейчас мы с вами проведем тестирование и определим, насколько вы толерантны. Если вы выбираете первый ответ, на листке поставите плюс.
Миша плохо одет ...
- Это неважно.
- Ты подсмеиваешься над ним.
Петя питается не так, как ты, по причине своей религии ...
- Ты просишь, чтобы он объяснил это.
- Ты говоришь, что он выглядит смешно.
Цвет кожи у Джо отличается от твоего ...
- Ты стремишься лучше узнать его.
- Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.
Пожилая женщина медленно идет ...
- Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
- Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком ...
- Ты разговариваешь с ним.
- Ты говоришь, что все мальчик – нули.
На твоих глазах на кого-то нападают ...
- Ты пытаешься защитить его.
- Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
К тебе подходит ребенок-инвалид ...
- Ты естественным образом разговариваешь с ним.
- Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
Ответы:
7. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
От 3 до 6, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.
Меньше трех? Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!
X. Просмотр мультфильма.
- Как вы поняли содержание мультфильма?
- Чему он нас учить?
- Что значить быть толерантным человеком?
- А какие качества толерантной личности вы выделите? (Терпимость, Сострадание, Прощение, Желание что-либо делать вместе, Милосердие, Сотрудничество, Уважение прав других, Принятие другого таким, какой он ест.)
XI. Обобщение.
Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?
Давайте послушаем китайскую притчу «Ладная семья».
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в
этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы
скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья
была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни
ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого
владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и
душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям,
спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились
такого лада, пришел к главе семьи, расскажи, мол, как ты добиваешься такого
согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал
долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот
взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три
слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто
раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как
водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа
жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.
- Как вы поняли эту притчу?
XII. Тренинг.
Давайте вдумчиво и в полголоса произнесем следующие фразы:
- Наша Родина – Россия.
- Мы живем дружно.
- Мы терпимы друг к другу.
- Мы милосердные, добрые, справедливые.
- Если все люди будут такими, то на всей планете Земля будут счастливо жить дети и никогда не будет войны.
XIII. Заключительное задание «Дерево толерантности».
- Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными.
(Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе.)
XIV. Итог урока.
Государства – члены Организации Объединенных наций объявили 16 ноября Международным днем толерантности. Но давайте будем толерантными, терпимыми, всегда, независимо от того, господствует на улице хмурый ноябрь или знойный август.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что каждый человек личность, должен обладать чувством собственного достоинства и умением уважать достоинства других; каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на других.
Мои вам пожелания.
Поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, научитесь прощать.
Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
Счастья Вам всем, мира, радости и терпения! До свидания! До новых встреч.