На протяжении трех лет я работаю над темой “Работа с текстом исторических источников и документов как средство формирования практических умений учащихся на уроках истории”, разработала элективный курс для 10-х классов “Герои русской истории”, элективный курс для 9-х классов “Неизвестная известная Вторая мировая и Великая Отечественная война”.
Актуальность. Интерес к этой проблеме вызван многими обстоятельствами:
- модернизацией процесса обучения и сменой цели образования;
- утверждением нового стиля педагогического мышления, ориентирующегося на интенсивное и эффективное решение образовательно-воспитательных задач, на творческо-поисковую самостоятельность школьников, способных на непрерывное образование;
- расширением круга социальной информации, осваиваемой учащимися.
Изучение различных исторических источников, документов – одно из важнейших условий выполнения целей школьного курса истории. Общеизвестно, что исторические источники – это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс, запечатлевших факты, свершившиеся события. Чем шире, разнообразнее источниковедческая база, тем достовернее будет представлена картина прошлого. Современный урок невозможно представить без аналитической работы с источниками. Мною выявлено сложившееся в российской школе противоречие между направленностью содержания образования на развитие у учащихся необходимых в современном мире знаний, умений и личностных качеств и недостаточной разработанностью подходов к реализации формирования коммуникативной компетенции в процессе работы над историческим текстом.
Указанное противоречие позволило сформулировать проблему, которая заключается в выявлении содержательной и познавательной стороны формирования коммуникативной компетенции в процессе работы над текстом.
Отсюда вытекают цели и задачи:
Цель работы: формирование практических умений учащихся через работу с историческими источниками и документами.
Объектом работы является процесс работы с историческим текстом как средством формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Использование исторических источников и документов позволяет решить ряд взаимосвязанных задач:
- разработать оптимальные пути и способы формирования коммуникативной компетенции учащихся;
- повысить качество обученности;
- формировать более полные и прочные знания, конкретизировать и углубить их;
- проиллюстрировать изучаемые вопросы, обеспечить доказательность теоретических положений, идей;
- развить мышление учащихся, научить самостоятельно делать правильные выводы и обобщения.
Исходя из задач можно выделить значимость работы.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что использование исторических документов в обучении истории позволяет учителю развивать самостоятельность учащихся на уроке при изучении новых тем, ученик сам учится получать необходимую информацию и анализировать её.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты могут быть использованы не только учителями истории средней школы, но и преподавателями других общеобразовательных дисциплин.
Теоретико-методологическую основу работы составили: научные труды Андреева И.,Забелина И.Е., Кобрина В.Б., Морозова Л.Е., работы Костомарова Н.И., Иоффе А.Н., Троицкого Ю.Л., Кирьянова И.К..
Принципы работы: систематичность, наглядность, дифференциация, индивидуализация. Стараюсь находить время и работаю с документами на уроках в полном объёме.
Новизна работы заключается в практическом применении полученных знаний в жизненных ситуациях, личностно – ориентированном взаимодействии учителя с учениками. Разработан комплекс дидактических материалов работы с историческим текстом, включающий словесные опоры, карточки, содержащие основные типы заданий по формированию умений и навыков.
Условия, при которых используется данная работа: учет психологических особенностей учащихся; обеспечение совместной работы учителя, родителей; создание благоприятных условий для общего развития каждого ученика; использование современных образовательных технологий.
При отборе текстов учитываю, что они могут расширять, конкретизировать знания, но не перегружать их, быть органически связаны с программным материалом, быть доступным по содержанию и объёму, способствовать развитию приёмов мыслительной и учебной работы, познавательных способностей учеников. Исходя из этого, избираются и определённые приёмы изучения документов.
Документ включаю в объяснение нового в том случае, если он передаёт сущность событий, усиливает эмоциональность в изложении материала, повышает интерес учащихся к предмету. Например, создавая образную картину Бородинской битвы, учитель может привести два обращения к войскам накануне сражения. Обращение Наполеона: “Воины! Вот сражение, которого вы столько желали. Победа зависит от вас. Она доставит нам всё нужное: удобные квартиры, скорое возвращение в отечество”. И обращение М.И. Кутузова: “Вам придётся защищать землю родную, послужить верой и правдой до последней капли крови”. В объяснении, предшествующем изложению документа, учитель указывает источник, подчёркивая, что героизм русской армии, мужество и упорство солдат опираются на высокое понимание своего долга, что ярко показано в обращении М.И. Кутузова. Исторический документ включаю в объяснение и для конкретизации изучаемых явлений и процессов. Так, на уроке “Свержение монархии” учитель раскрывает тяжёлую экономическую ситуацию в России в феврале 1917 года. Документ “Записка председателя Государственной Думы М.В. Родзянко Николаю II об экономическом положении России” даёт конкретную картину этого явления. Он может быть зачитан в классе и использован для анализа по вопросам: какие факты свидетельствуют о тяжёлой экономической ситуации в России в феврале 1917? Чем было это обусловлено?
Работа учеников с документом постепенно усложняется с учётом их возраста и познавательных возможностей, а также уровня подготовленности. В 5-6 классах используется наиболее простой материал повествовательного и описательного характера; объём его не превышает 10-15 строк; в 7-8 – растёт число анализируемых хозяйственных и юридических документов; в 9-11 – всё шире привлекаются политические, программные документы.
Использование документов делает урок более интересным, насыщенным, познавательным. Практика показывает, что самостоятельная работа учащихся с источниками знаний будет более успешной, если в ее основе лежит конкретная программа действий ученика, выстроенная в соответствии с определенной дидактической задачей и содержанием учебного материала, с учетом подготовленности ученика к работе с текстами.
Ориентируюсь на три уровня познавательной деятельности. Выбор уровней определяется познавательными возможностями ученика и целями обучения:
1) уровень – воспроизводящий, предлагаю следующие задания:
– выписать основные (ключевые)
понятия, определения, выводы;
– ответить на поставленные вопросы, требующие
уточнения и пересказа текста;
– заполнить таблицы, схемы по образцу в ходе
коллективного разбора документа,
ориентированного на понимание текста;
– составить простой план;
– провести тестирование.
2) уровень – преобразующий, предлагаю следующие задания:
– составить рассказ по документу,
сопровождающийся анализом текста,
– выделить в тексте документа основную идею,
сделать вывод;
– составить развернутый план, тезисы, конспект,
текстовую таблицу, схему;
– самостоятельно подготовить вопросы к
документу, реферат, доклад;
3) уровень – творческо-поисковый. На данном уровне учащимся предлагаю познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения мыслителей, положений нескольких документов; выявления линий сравнения изучаемых явлений и составление сравнительных таблиц, логических цепочек; применения теоретических положений документа для доказательства, аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных проблем; посильной поисковой деятельности по сбору материала, его анализу и систематизации по определенной теме, подготовке творческих сочинений, эссе и др..
На уроках истории в старших классах использую задания, ориентированные на творческо-поисковый уровень познавательной деятельности, на развитие у учащихся умения анализировать, сопоставлять тексты документов, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемой проблеме. Опыт показывает, что проведение уроков-практикумов позволяет расширить, углубить и систематизировать знания учащихся, наиболее эффективно применить их на практике. Подбор источников ведётся таким образом, чтобы они отражали различные взгляды на проблему. Работа с документом приближает учеников к изучаемому событию, создаёт особый эмоциональный фон восприятия. Это позволяет учащимся выработать своё собственное отношение к рассматриваемой проблеме. Учебный процесс приобретает исследовательский характер. Изменяется и функциональная деятельность учителя: он выступает преимущественно как организатор и координатор самостоятельной работы учащихся.
Значительную роль при выполнении самостоятельной работы играют памятки. Вот одна из них по работе над планом– конспектом.
1) Подготовьтесь к выполнению задания: разделите развернутый лист тетради на две неравные части для записи плана (слева) и конспекта (справа).
2) Прочтите весь текст целиком.
3) Выделите в нем логически законченные части и в каждой из них – основную мысль, озаглавьте их. На основе этого составьте план.
4) Изложите конспективно содержание каждой законченной части: положения, уточняющие и раскрывающие главную мысль, приведите цифры и выводы. Если не можете кратко пересказать текст источника, то процитируйте его, заключая в кавычки. Основные положения конспекта выписывайте напротив соответствующих заголовков плана.
5) Проверьте выполненную работу. Если нужно, исправьте, уточните заголовки плана и содержание конспекта.
Большие возможности для использования источников, документов открываются при проведении уроков – лекций, семинаров, лабораторных и практических занятий, организации учебно-поисковой деятельности, посильных научных исследований. Так, на лабораторных и практических занятиях я предлагаю учащимся следующие варианты работы с документами:
1) Метод мозаики, когда документ делится на 2 или более части, а затем составляется общее впечатление.
2) Групповая работа. Группа получает пакет из разных видов документов (мемуары, письма и т.п.). Необходимо сделать предположение об исторической обстановке, проблемах, сформулировать вопросы.
3) При анализе документа одна группа учащихся может выступать в роли аналитиков, другая – в качестве оппонентов авторов, третья – в роли апологетов и т.п.
4) Самостоятельный подбор документов к той или иной теме. Учащимися называется тема, они составляют список того, что необходимо изучить, составляются вопросы.
5) Художественные ассоциации к документу (в виде иллюстраций, соотнесения с литературными произведениями или литературными героями).
6) Самостоятельное составление учащимися вопросов к документу.
7) Работа с карточками по заданиям.
8) Словесные опоры.
Использование исторических документов в обучении истории позволяет учителю развивать самостоятельность учащихся на уроке при изучении новых тем. Ученик сам учится получать необходимую информацию и анализировать ее. Учитель с помощью указанных методик помогает ученику самому разобраться в мировоззренческих проблемах исторических событий, не “навязывает” ему общепринятые исторические стандарты, а помогает осмыслить изучаемый материал и прийти самостоятельно к необходимым выводам. Выводы, полученные в результате работы с историческим источником, становятся более убедительными, содействуют конкретизации исторического материала, созданию ярких образов и картин прошлого, создаётся ощущение духа эпохи; значительно расширяется круг социальной информации, осваиваемой учащимися, и, что не менее важно, служит основой для развития познавательной активности школьников.
Результативность работы
Наблюдается повышение результатов обучения и осознанности усвоения учебного материала, развитие внимания, памяти, логического мышления; повышение у учащихся интереса и желания работать над решением поставленных задач; вырабатывается умение творчески анализировать и оценивать исторические события и явления; развивается фантазия у учащихся; вырабатываются навыки письменного изложения своих мыслей, работа с документами помогает в развитии навыков совместной работы и коллективного познания учащихся; развивает у учащихся более глубокий подход к обучению, и, следовательно, помогает в формировании более глубокого понимания учебного материала.
Основными результатами своей деятельности по формированию практических умений учащихся на уроках истории считаю стабильные результаты по качеству знаний у учащихся за 2008 – 2009; в 11 классе успеваемость по предмету составила – 100%; качество знаний – 100%
Ежегодно учащиеся выбирают историю для сдачи ЕГЭ, принимают участие в районных олимпиадах по предмету (за последние 3 года – 3 победителя, 7 призёров).
Успешно выступают и защищают исследовательские работы (1 диплом 2-ой степени) на районных учебно-исследовательских конференциях, на малых чтениях по военно-исторической тематике “Защитники Отечества” (диплом 2 и 3 степени).
Работа с историческими источниками и документами способствует развитию самостоятельности обучающихся, она органически связана с программным материалом, помогает в формировании практических умений учащихся.