Цель урока: знакомство детей с разнообразным миром насекомых.
Задачи урока:
- Расширять знания детей о жизни насекомых.
- Учить выделять отличительные и общие признаки насекомых.
- Закреплять представления о том, что в природе нет “ ненужных созданий”, в ней все целесообразно, все находится в равновесии и взаимозависимости.
- Совершенствовать навыки работы с научной литературой.
- Развивать умение работать в микрогруппах, умение сотрудничать.
- Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
Вводная часть:
Педагог: Ребята, скажите, вы смотрите познавательные передачи по телевидению?
– Какие? (выслушиваются ответы детей)
– Для чего вы их смотрите?
– Чем познавательные передачи отличаются, например от спортивных?
После ответов детей педагог обобщает, называя яркие отличия познавательных передач.
Педагог: вы наверно знаете, что познавательные передачи бывают разные: это викторины, клубы, фильмы.
– А в нашем детском саду есть познавательный клуб?
– Хотите, чтобы мы организовали его?
– Как мы его можем назвать? (принимаются предложения детей)
– Какое название выбираем?
(Приложение 1,2,3)
– Про что и про кого вы хотели бы узнать в нашем клубе?
– Хотите узнать, какую тему задумала я?
– Тогда отгадайте загадки:
На цветке сидит цветок, пьет цветочный сладкий мед? (после отгадки выходит картинка)
(Приложение 4)
На цветок она садится,
Не устав сутра трудится
Людям воск и мед дала, беспокойная….(Приложение 4)
Торопиться он не хочет
Листья ест, деревья точит
Слышен нам жужжащий звук
То летит обедать…..(Приложение №4)
Сам мал, незаметно хожу, но больше себя ношу? (Приложение №4)
– Кто догадался, какую тему я задумала? (ответ детей – насекомые)
Педагог: Я еще со школы помню, что насекомые самые древние и самые
многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились давно и приспособились жизни на земле
– Как вы думаете, почему их так называют – насекомые?
(Предположения детей)
Педагог: Их так называют потому, что у многих из них глубокими насечками тело разделено на несколько частей (Приложение №5)
Педагог: Что имеют все насекомые?
Педагог: Совершенно верно все насекомые имеют 6 ног, а многие имеют крылья.
Педагог: Насекомые обитают не только на земле, но и в воздушном, и водном пространстве.
Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать, бегать
(Приложение №6)
Насекомые питаются зелеными и опавшими листьями, стеблями, созревшими плодами, древесиной, хвоей, корой деревьев, лакомятся нектаром и пыльцой цветов. Есть насекомые – хищники, они питаются, охотясь на других насекомых (Приложение №7)
У насекомых развиты самые разнообразные приспособления для питания. Они могут жевать, грызть, колоть, сосать.
Природа одарила их защитной окраской, чтобы уберечь их от птиц и других любителей полакомиться насекомыми (Приложение №8)
Иногда насекомые имеют отпугивающую окраску, это яркие пятна, пестрые узоры (Приложение №9) Некоторые насекомые имеют острое жало.
Педагог: Назовите этих насекомых
Многие насекомые приносят большую пользу и лесам, и человеку. Но среди насекомых немало таких, которые наносят вред.
Педагог: А вы что– то знаете о насекомых? Хотите узнать самостоятельно?
– Как вы думаете легче работать одному или в группе? Предлагаю организовать в нашем познавательном клубе 3 студии.
Педагог предлагает выбрать фрагмент разрезных картинок. Определить свою группу, собрав каждую картинки в одно целое (на картинках изображены бабочка, жук, пчела)
Основная часть – самостоятельная работа детей.Педагог: Предлагаю для вас план работы (Приложение №10)
– У кого есть вопросы по плану или предложения?
Обсуждение и комментирование плана: 1– придумать загадку – движение,
2 – рассказать о строении насекомого, где обитает, его питание, любая дополнительная информация (использование детьми предложенной литературы, иллюстраций, схем)
3 – беседа о взаимосвязи живых организмов в природе, рассматривание, обсуждение пищевой цепочки. Самостоятельное составление пищевой цепочки для жука.4– интересные факты из жизни насекомых (подготовленные рассказы детей)
Педагог: Вы можете работать все вместе, а можете разделить работу. Обязательно договоритесь и определите выступающих.
После отведенного времени на самостоятельную работу педагог делает установку на смену деятельности.
Педагог: Внимание познавательный клуб (название) начинает свою работу.
– Слушатели будьте внимательны, может, вы что-то захотите добавить. Все, что вы узнаете, поможет вам разгадать кроссворд.
Дети представляют информацию, в виде рассказов, схем, рисунков, загадок-движений (Приложение №11, 12, 13)
Педагог: В природе все взаимосвязано. Рассмотрите пищевую цепочку
(Приложение №14)
– Кто желает ее прокомментировать (педагог помогает, делает выводы)
– Подумайте, что будет и к чему может привести исчезновения одного звена пищевой цепочки, например лягушки? (высказывания предположений детей, выводы)
Педагог: Попробуйте составить пищевую цепочку для жука. Вы можете ее зарисовать или выбрать и наклеить предложенные картинки. Затем мы их рассмотрим
(Каждая студия составляет цепочки и представляет слушателям)
Далее выступают дети с подготовленной информацией
“Интересные факты из жизни насекомых”
В заключении педагог предлагает разгадать кроссворд (Приложение № 15)
Вопросы к кроссворду:
- Класс, к которому относятся бабочки, жуки, муравьи?
- Орган передвижения насекомых?
- Ротовой аппарат бабочки?
- Что оберегает насекомых от птиц?
- Орган движения у насекомых? Часть тела насекомого?
- Стадия развития бабочки?
Анализ:
Педагог: Работа нашего познавательного клуба подошла к концу.
– Вам понравилось?
– А что вам больше всего понравилось в работе нашего клуба?
– Вам было интересно?
– Что нового вы узнали о насекомых и их жизни?
– Если рассматривать насекомых как звено пищевой цепочки, можно утверждать, что есть вредные насекомые? Почему?
– Каких насекомых специально разводит человек?
Педагог: А я знаю еще несколько насекомых, которых разводят специально.
– Хотите о них узнать?
– Я обязательно вас с ними познакомлю. Вы тоже постарайтесь, что-то узнать про них. Собранную информацию мы обсудим на традиционном вечере “это интересно”.