Конспект итогового занятия "Насекомые" в форме познавательного клуба (старший дошкольный возраст)

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель урока: знакомство детей с разнообразным миром насекомых.

Задачи урока:

  • Расширять знания детей о жизни насекомых.
  • Учить выделять отличительные и общие признаки насекомых.
  • Закреплять представления о том, что в природе нет “ ненужных созданий”, в ней все целесообразно, все находится в равновесии и взаимозависимости.
  • Совершенствовать навыки работы с научной литературой.
  • Развивать умение работать в микрогруппах, умение сотрудничать.
  • Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.

Ход урока

Вводная часть:

Педагог: Ребята, скажите, вы смотрите познавательные передачи по телевидению?

– Какие? (выслушиваются ответы детей)

– Для чего вы их смотрите?

– Чем познавательные передачи отличаются, например от спортивных?

После ответов детей педагог обобщает, называя яркие отличия познавательных передач.

Педагог: вы наверно знаете, что познавательные передачи бывают разные: это викторины, клубы, фильмы.

– А в нашем детском саду есть познавательный клуб?

– Хотите, чтобы мы организовали его?

– Как мы его можем назвать? (принимаются предложения детей)

– Какое название выбираем?

(Приложение 1,2,3)

– Про что и про кого вы хотели бы узнать в нашем клубе?

– Хотите узнать, какую тему задумала я?

– Тогда отгадайте загадки:

На цветке сидит цветок, пьет цветочный сладкий мед? (после отгадки выходит картинка)

(Приложение 4)

На цветок она садится,
Не устав сутра трудится
Людям воск и мед дала, беспокойная….(Приложение 4)
Торопиться он не хочет
Листья ест, деревья точит
Слышен нам жужжащий звук
То летит обедать…..(Приложение №4)
Сам мал, незаметно хожу, но больше себя ношу? (Приложение №4)

– Кто догадался, какую тему я задумала? (ответ детей – насекомые)

Педагог: Я еще со школы помню, что насекомые самые древние и самые

многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились давно и приспособились жизни на земле

– Как вы думаете, почему их так называют – насекомые?

(Предположения детей)

Педагог: Их так называют потому, что у многих из них глубокими насечками тело разделено на несколько частей (Приложение №5)

Педагог: Что имеют все насекомые?

Педагог: Совершенно верно все насекомые имеют 6 ног, а многие имеют крылья.

Педагог: Насекомые обитают не только на земле, но и в воздушном, и водном пространстве.

Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать, бегать

(Приложение №6)

Насекомые питаются зелеными и опавшими листьями, стеблями, созревшими плодами, древесиной, хвоей, корой деревьев, лакомятся нектаром и пыльцой цветов. Есть насекомые – хищники, они питаются, охотясь на других насекомых (Приложение №7)

У насекомых развиты самые разнообразные приспособления для питания. Они могут жевать, грызть, колоть, сосать.

Природа одарила их защитной окраской, чтобы уберечь их от птиц и других любителей полакомиться насекомыми (Приложение №8)

Иногда насекомые имеют отпугивающую окраску, это яркие пятна, пестрые узоры (Приложение №9) Некоторые насекомые имеют острое жало.

Педагог: Назовите этих насекомых

Многие насекомые приносят большую пользу и лесам, и человеку. Но среди насекомых немало таких, которые наносят вред.

Педагог: А вы что– то знаете о насекомых? Хотите узнать самостоятельно?

– Как вы думаете легче работать одному или в группе? Предлагаю организовать в нашем познавательном клубе 3 студии.

Педагог предлагает выбрать фрагмент разрезных картинок. Определить свою группу, собрав каждую картинки в одно целое (на картинках изображены бабочка, жук, пчела)

Основная часть – самостоятельная работа детей.

Педагог: Предлагаю для вас план работы (Приложение №10)

– У кого есть вопросы по плану или предложения?

Обсуждение и комментирование плана: 1– придумать загадку – движение,

2 – рассказать о строении насекомого, где обитает, его питание, любая дополнительная информация (использование детьми предложенной литературы, иллюстраций, схем)

3 – беседа о взаимосвязи живых организмов в природе, рассматривание, обсуждение пищевой цепочки. Самостоятельное составление пищевой цепочки для жука.4– интересные факты из жизни насекомых (подготовленные рассказы детей)

Педагог: Вы можете работать все вместе, а можете разделить работу. Обязательно договоритесь и определите выступающих.

После отведенного времени на самостоятельную работу педагог делает установку на смену деятельности.

Педагог: Внимание познавательный клуб (название) начинает свою работу.

– Слушатели будьте внимательны, может, вы что-то захотите добавить. Все, что вы узнаете, поможет вам разгадать кроссворд.

Дети представляют информацию, в виде рассказов, схем, рисунков, загадок-движений (Приложение №11, 12, 13)

Педагог: В природе все взаимосвязано. Рассмотрите пищевую цепочку

(Приложение №14)

– Кто желает ее прокомментировать (педагог помогает, делает выводы)

– Подумайте, что будет и к чему может привести исчезновения одного звена пищевой цепочки, например лягушки? (высказывания предположений детей, выводы)

Педагог: Попробуйте составить пищевую цепочку для жука. Вы можете ее зарисовать или выбрать и наклеить предложенные картинки. Затем мы их рассмотрим

(Каждая студия составляет цепочки и представляет слушателям)

Далее выступают дети с подготовленной информацией

“Интересные факты из жизни насекомых”

В заключении педагог предлагает разгадать кроссворд (Приложение № 15)

Вопросы к кроссворду:

  1. Класс, к которому относятся бабочки, жуки, муравьи?
  2. Орган передвижения насекомых?
  3. Ротовой аппарат бабочки?
  4. Что оберегает насекомых от птиц?
  5. Орган движения у насекомых? Часть тела насекомого?
  6. Стадия развития бабочки?

Анализ:

Педагог: Работа нашего познавательного клуба подошла к концу.

– Вам понравилось?

– А что вам больше всего понравилось в работе нашего клуба?

– Вам было интересно?

– Что нового вы узнали о насекомых и их жизни?

– Если рассматривать насекомых как звено пищевой цепочки, можно утверждать, что есть вредные насекомые? Почему?

– Каких насекомых специально разводит человек?

Педагог: А я знаю еще несколько насекомых, которых разводят специально.

– Хотите о них узнать?

– Я обязательно вас с ними познакомлю. Вы тоже постарайтесь, что-то узнать про них. Собранную информацию мы обсудим на традиционном вечере “это интересно”.

Приложение