Азбука географии

Разделы: Начальная школа


Цель урока: развитие научно-познавательного интереса к новому материалу на основе формирования навыков групповой работы.

Предметные задачи урока:

  • уточнить представления обучающихся об условных обозначениях и цветовой окраске карты,
  • научить читать географические знаки, видеть разницу между географическими объектами.

Метапредметные задачи урока:

  • создать условия для проявления интереса к новому материалу, формирования представления об основных моральных нормах поведения (личностные)
  • формировать у обучающихся умения:
  • понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, оценивать с учителем и одноклассниками результаты своих действий (регулятивные)
  • построить короткое сообщение в устной форме, производить сравнение изучаемых объектов по заданным учителем критериям (познавательные)
  • участвовать в работе группами, использовать речевые средства, соответствующие учебной ситуации, стремиться учитывать разные мнения, использовать в общении правила вежливости (коммуникативные).

Оборудование: глобус, географические карты, карточки со словами “океан”, “материк”, “остров”, “полуостров”, “равнина”, “горы”, “море”, “река”, “озеро”, презентация.

Ход урока

I. Орг. момент.

Дети работают в группах по 4 человека.

Распределение ролей в группе: координатор руководит работой в группе, рассказчики защищают работу группы.

II. Введение в тему урока.

Отгадайте загадки:

На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)

Дороги имеются – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя,
Луга есть – косить нельзя,
В реках, в морях воды нет. (Глобус, географическая карта)

– Почему в первой загадке только одна отгадка, а во второй две?

– Чем же отличаются между собой глобус и карта?

(Глобус – это модель Земли. Карта – это плоское изображение земной поверхности).

– А что общего между ними?

(Они показывают одинаковые географические объекты: океаны, материки, реки, города, экватор, полюса)

– Что еще заметили общего? (цветовая раскраска)

– Рассмотрите материк Евразия, на котором находится наша страна Россия. Что вы можете о нем рассказать? (Одна группа рассказывает, другие добавляют. Учитель дополняет, если что-то не было сказано).

– Молодцы, как много вы рассказали о Евразии. А что вам помогло?

Да, ребята! Оказывается, карту тоже можно читать. В книге есть буквы – мы их читаем, на снегу следы птиц и зверей – мы можем прочесть, кто здесь ходил. А чтобы понимать карту и глобус, надо освоить особую азбуку – научиться читать географические знаки.

III. Постановка темы и цели урока.

– Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? Чему научиться?

Тема нашего урока: азбука географии. Мы будем знакомиться с географическими знаками, учиться читать географические карты.

IV. Работа с новым материалом.

1. – Отгадайте, о чем я говорю:

Он бывает Тихий, бывает Индийский, Северный Ледовитый и Атлантический (океан).

– Кто знает, каким цветом изображены океаны на карте? (голубым)

– Верно. Ученые договорились воды океана окрашивать в голубой цвет.

– Посмотрите внимательно, моря и океаны окрашены в голубой цвет везде одинаково? (Нет. Есть светлый и темный голубой, а в некоторых местах, даже синий)

– Как вы думаете, почему?

– Ученые договорились разным оттенком голубого цвета показывать разную глубину вод Земли. (Показ учителем на шкале глубин и высот).

– Чего на нашей планете шесть? (материки)

На голубом фоне выделяются большие цветные пятна – это суша, материки. Назовите и покажите их (Каждая группа показывает материк)

– А что это за маленькие цветные пятна (учитель показывает острова)?

(Группы дают свои ответы)

– Верно, это острова. Ученые договорились разным цветом этих пятен показывать разную высоту суши над уровнем моря. (Показ учителем на шкале глубин и высот). Точкой отсчёта принято считать уровень океана.

– Давайте еще раз рассмотрим материк Евразия. Кроме цвета, показывающего разную высоту суши над уровнем моря, встречаются еще голубые линии, овалы. Что показывают эти географические знаки? (Реки и озера).

2. Работа с картой.

– Найдите глубокие места в океанах и морях, высокие горы, большие острова, крупные реки, полуострова, озера (Марианская впадина в Тихом Океане, ее глубина составляет более 11000 метров, Джомолунгма, ее высота – около 9000 метров, острова – Гренландия, Сахалин, полуостров – Камчатка, Ямал, реки – Нил, Волга, озеро Байкал и др. Заранее подготовленные обучающиеся – рассказчики, рассказывают о данных географических объектах).

3. Физминутка.

Волны плещут в океане. (дети машут руками, изображая волны)
Что там чудится в тумане? (вытягивают руки вперёд)
Это мачты кораблей. (руки вверх)
Пусть плывут сюда скорей! (приветливо машут руками)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем. (ходьба на месте)
Ищем ракушке в песке. (наклоны)
И сжимаем в кулаке. (сжимают кулачки)
Чтоб побольше их собрать, –
Надо чаще приседать. (приседания)
Сядем дружно на песок. (дети садятся за парты)
Снова начался урок.

4. Работа по учебнику (с. 40).

– Рассмотрите рисунок. Отгадайте загадки, укажите стрелкой географические объекты.

Очень большой участок суши, со всех сторон окруженный водой (Материк)

Суши маленький кусочек, –
Но бывает иногда
Он большим, и даже очень,
А вокруг всегда вода.
(Остров)

Суши маленький кусочек, –
Но бывает иногда
Он большим, и даже очень,
С трех сторон всегда вода.
(Полуостров)

Это огромная, лишенная деревьев территория, покрытая травой. (Равнина)

Ну, конечно, чудо это! –
Вот уже который век
Даже самым жарким летом
На её вершине снег!
(Горы)

Читаю на карте названия разные:
Чёрное, Белое, Жёлтое, Красное…
А с виду – зелёное, серое, синее,
Когда ни взгляни – оно очень красивое.
(Море)

Я не маленький ручей,
Я и шире, и длинней!
А ещё я глубока,
Потому что я...
(Река)

Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зеленая.
Глядят в него молодые рябинки,
Цветные свои, примеряя косынки.
Глядят в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц и звезды –
В нем все отражается…
Как это зеркало называется?
(Озеро.)

– К каким объектам окружающего мира их можно отнести? (Объекты неживой природы)

– Скажите, что общего и какая разница между островом, полуостровом и материком?

– Между озером, морем и рекой?

– Между горами и равниной?

– Посмотрите внимательно на рисунок. Какие еще объекты окружающего мира здесь изображены? (Объекты, созданные человеком: кораблик, село с церковью, село с маяком).

– Использовал ли художник в своем рисунке тот же прием, который применяют на карте, для обозначения разным цветом разных высот местности и глубин водоемов?

– Можно ли этот рисунок назвать картой? Почему? (Нет. Не все условные обозначения художник использует как на карте, например, населенные пункты, горы. Деревья, корабль не изображается на картах).

5. Работа по тетради (№29).

– Прочитайте задание. Определите, какие знания нам нужны для выполнения данного задания? Чем мы должны воспользоваться? (Мы должны знать, какими цветами раскрашиваются горы и озера на карте. Мы должны использовать в своей работе шкалу глубин и высот, потому что одна гора выше другой, одно озеро глубже, чем другое).

Проверка.

– Как вы выполнили первую часть задания? Почему? (Левая гора ниже, мы ее раскрасили желтым, правая гора выше, ее раскрасили коричневым). Спросить мнение других групп.

– Как вы выполнили вторую часть задания? Почему? (Левое озеро больше, его раскрасили синим, правое озеро меньше, его – голубым). Спросить мнение других групп. Если мнения всех групп совпали, рассмотреть по карте и сравнить по величине и шкале глубин озера Байкал и Каспийское.

– Какой вывод можно сделать? (Маленькие озера могут быть глубже, чем большие озера).

V. Рефлексия.

– Наш урок подходит к концу. Сегодня вы узнали много интересного и нового.

– Что узнали нового?

– Чему научились сегодня на уроке?

– За что можете себя похвалить?

– Молодцы, ребята. Спасибо вам за урок.

Презентация