Актуальность проекта:
Чтение было и остаётся важнейшим средством образования, воспитания и приобщения ребёнка к духовым богатствам человечества. Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и даёт ребёнку прекрасные образы русского литературного языка. Эти образы различны по своему воздействию: в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними мягкость и выразительность русского слова, показывает, как богата родная речь юмором, живыми образными выражениями, сравнениями.
Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.
Умение правильно воспринимать литературные произведения, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребёнку само собой: его надо развивать с самого раннего возраста.
Благодаря этим навыкам у ребёнка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь. Но в наше время, когда телевизионная и компьютерная техника продолжает бурно развиваться, проблема приучения к чтению и создания насущной потребности в этом роде деятельности стоит исключительно остро.
В прежние времена занимательное чтение наряду с играми являлось основной формой проведения досуга для детей всех возрастов. Теперь книги уступают место телевизору, компьютерным играм, интернету. Современные дети, ещё не умея говорить, уже знают, как обращаться с телевизионным пультом и компьютерной мышью.
Ребёнок строит свою модель отношений к книге, глядя на родителей. Будет нелегко приучить ребёнка к чтению, если он видит, что никто из взрослых членов семьи не читает книг. Как же ненавязчиво научить родителей и ребёнка получать удовольствие от книг? Как сделать, чтобы вечер с книгой стал одним из любимых способов проведения досуга?
Научно доказано, что чем раньше приучать ребёнка к тому или иному виду деятельности, тем успешнее будет результат. Условием эффективного решения поставленных задач является грамотно выстроенная система.
Цели: Способствовать формированию устойчивого интереса к книге, как предпосылка успешного обучения в школе.
Задачи:
- Возрождение традиции семейного чтения.
- Воспитание у детей устойчивого интереса к художественному слову.
- Привитие хорошего читательского вкуса, повышение книжной культуры в семье.
- Развитие творческих способностей детей в процессе создания книг.
- Активизация и обогащение словарного запаса, развитие связной речи.
- Развитие умения ориентироваться в книге, находить нужную информацию и правильно её использовать.
Сроки и этапы реализации.
Сроки реализации проекта: сентябрь – июнь 2010/2011 уч. г.
Подготовительный этап (сентябрь).
- Анкетирование родителей. Приложение 1.
- Беседа с детьми
- Анализ содержания уголков книг в группах в соответствии с возрастом детей.
- Постановка целей и задач, прогнозирование результатов.
- Изучение содержания по данной проблеме.
- Составление плана реализации проекта. Приложение 2.
Организационный этап (сентябрь)
- Создание положительной мотивации участников проекта.
- Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.
Практический этап (октябрь-июнь)
- Оформление книжных уголков в группах.
- Оформление тематических выставок книг посвящённых творчеству писателей, художников-иллюстраторов.
- Создание книг-самоделок и их презентация.
- Выставки детских рисунков, поделок по страницам любимых книг.
- Составление памяток, тематических стендов для родителей. Приложение 3.
- Акции совместно с детской библиотекой.
- Конкурсы.
- Семинары-практикумы для педагогов и родителей.
- Научно-практическая конференция.
- Проведение развлечений для детей.
Обобщающий (июнь)
- Повторное анкетирование родителей, педагогов и беседы с детьми.
- Подготовка отчёта о проделанной работе.
- Презентация проекта на педагогическом совете. Приложение 4.
Исполнители проекта и основных мероприятий.
Учитель-логопед, воспитатели, дети, родители.
Список литературы:
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
- Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации.-2-е Изд., испр. доп – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 80 с.
- Лагздынь Г. Р., Гордеева Н.М. Учим стихи: Учеб.-метод. Пособие для чтения взрослым и детям. М., 2004.
- Стихи и рассказы о животном мире. Дидактический материал по развитию речи дошкольников / Автор составитель О.Е. Громова, Г.Н. Саламатина, И.В. Переверзева.– М.: ТЦ Сфера, 2007. – 176с.– (Логопед в ДОУ).
- Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007.