Социально-педагогический творческий проект "Кто книги читает, тот много знает"

Разделы: Работа с родителями


Актуальность проекта:

Чтение было и остаётся важнейшим средством образования, воспитания и приобщения ребёнка к духовым богатствам человечества. Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и даёт ребёнку прекрасные образы русского литературного языка. Эти образы различны по своему воздействию: в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними мягкость и выразительность русского слова, показывает, как богата родная речь юмором, живыми образными выражениями, сравнениями.

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

Умение правильно воспринимать литературные произведения, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребёнку само собой: его надо развивать с самого раннего возраста.

Благодаря этим навыкам у ребёнка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь. Но в наше время, когда телевизионная и компьютерная техника продолжает бурно развиваться, проблема приучения к чтению и создания насущной потребности в этом роде деятельности стоит исключительно остро.

В прежние времена занимательное чтение наряду с играми являлось основной формой проведения досуга для детей всех возрастов. Теперь книги уступают место телевизору, компьютерным играм, интернету. Современные дети, ещё не умея говорить, уже знают, как обращаться с телевизионным пультом и компьютерной мышью.

Ребёнок строит свою модель отношений к книге, глядя на родителей. Будет нелегко приучить ребёнка к чтению, если он видит, что никто из взрослых членов семьи не читает книг. Как же ненавязчиво научить родителей и ребёнка получать удовольствие от книг? Как сделать, чтобы вечер с книгой стал одним из любимых способов проведения досуга?

Научно доказано, что чем раньше приучать ребёнка к тому или иному виду деятельности, тем успешнее будет результат. Условием эффективного решения поставленных задач является грамотно выстроенная система.

Цели: Способствовать формированию устойчивого интереса к книге, как предпосылка успешного обучения в школе.

Задачи:

  1. Возрождение традиции семейного чтения.
  2. Воспитание у детей устойчивого интереса к художественному слову.
  3. Привитие хорошего читательского вкуса, повышение книжной культуры в семье.
  4. Развитие творческих способностей детей в процессе создания книг.
  5. Активизация и обогащение словарного запаса, развитие связной речи.
  6. Развитие умения ориентироваться в книге, находить нужную информацию и правильно её использовать.

Сроки и этапы реализации.

Сроки реализации проекта: сентябрь – июнь 2010/2011 уч. г.

Подготовительный этап (сентябрь).

  1. Анкетирование родителей. Приложение 1.
  2. Беседа с детьми
  3. Анализ содержания уголков книг в группах в соответствии с возрастом детей.
  4. Постановка целей и задач, прогнозирование результатов.
  5. Изучение содержания по данной проблеме.
  6. Составление плана реализации проекта. Приложение 2.

Организационный этап (сентябрь)

  1. Создание положительной мотивации участников проекта.
  2. Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.

Практический этап (октябрь-июнь)

  1. Оформление книжных уголков в группах.
  2. Оформление тематических выставок книг посвящённых творчеству писателей, художников-иллюстраторов.
  3. Создание книг-самоделок и их презентация.
  4. Выставки детских рисунков, поделок по страницам любимых книг.
  5. Составление памяток, тематических стендов для родителей. Приложение 3.
  6. Акции совместно с детской библиотекой.
  7. Конкурсы.
  8. Семинары-практикумы для педагогов и родителей.
  9. Научно-практическая конференция.
  10. Проведение развлечений для детей.

Обобщающий (июнь)

  1. Повторное анкетирование родителей, педагогов и беседы с детьми.
  2. Подготовка отчёта о проделанной работе.
  3. Презентация проекта на педагогическом совете. Приложение 4.

Исполнители проекта и основных мероприятий.

Учитель-логопед, воспитатели, дети, родители.

Список литературы:

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
  2. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации.-2-е Изд., испр. доп – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 80 с.
  3. Лагздынь Г. Р., Гордеева Н.М. Учим стихи: Учеб.-метод. Пособие для чтения взрослым и детям. М., 2004.
  4. Стихи и рассказы о животном мире. Дидактический материал по развитию речи дошкольников / Автор составитель О.Е. Громова, Г.Н. Саламатина, И.В. Переверзева.– М.: ТЦ Сфера, 2007. – 176с.– (Логопед в ДОУ).
  5. Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007.