Использование технологии сотрудничества на уроках русского языка

Разделы: Общепедагогические технологии


Цели урока:

  • систематизировать материал по теме "Имя прилагательное";
  • закрепить навыки использования в тексте имён прилагательных;
  • расширение словарного запаса школьников за счёт включения в речь прилагательных;
  • выработка практического умения находить орфограммы прилагательных в тексте;
  • формирование коммуникативных умений учащихся.

Тип урока: обобщение, систематизация изученного.

Оборудование: тексты для комплексного анализа, карточки для распределения по группам, для дифференцированного домашнего задания, таблицы, схемы, используемые для составления кластера.

Используемые технические средства: персональный компьютер, мультимедийный проектор.

Программные средства: Microsoft PowerPoint

План урока

I. Организационный момент.

II. "Разминка".

III. Контрольно - подготовительный этап: тренировочные упражнения.

IV. Ситуация "вызова".

V. Сотворчество. Деловая игра.

VI. Рефлексия.

VII. Домашнее задание. 1 уровень- тестирование по теме. 2 уровень - анализ текста. 3 уровень - сочинение-миниатюра.

I. Организационный момент.

Формирование учебных групп - свободное или организованное учителем.

Учащиеся берут карточки, которые содержательно объединены общей темой. Учащимся необходимо самостоятельно организовать тематические группы.

II."Разминка".

1. "Эпиграф"

Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой.
И.С. Тургенев

- Осмыслите текст, записанный на доске, подумайте, как он связан с темой сегодняшнего урока.

(Тему урока и цели учитель не объявляет: ученики должны сформулировать самостоятельно.)

(Это фрагмент из рассказа И.С. Тургенева "Бежин луг", описание Феди. В тексте используется большое количество имен прилагательных. На уроке речь пойдет об имени прилагательном, о его роли в речи.)

2. Работа с поэтическим текстом. (Проецируется текст)

Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.

- Прочитайте отрывок из стихотворения С.А. Есенина "С добрым утром!". Найдите в тексте имена прилагательные, определите, какую роль они выполняют?

(С помощью прилагательных создаётся образная картина природы, которую легко можно себе представить по этому описанию. Чувствуется авторское отношение к описываемым предметам. С.А. Есенин, широко используя прилагательные, передает свое видение природы как одухотворенного, светлого и солнечного мира.)

3. "Погружение"

- Основываясь на три признака, характерных для каждой самостоятельной части речи, расскажите всё об имени прилагательном.

(Работа в группах. Учащиеся один за другим дают характеристику имени прилагательному. Цепочку начинает учитель, задавая вопрос, ученик, ответив, сам задает вопрос следующему ученику.)

III. Контрольно-подготовительный этап урока

1. "Найди ошибку"

- Если утверждение неверное, то поднимите руку и докажите это.

- Существуют два разряда прилагательных по значению: качественные, относительные.

- От относительных прилагательных можно образовать степени сравнения.

- Качественные прилагательные образуют краткую форму.

- От существительных среднего рода не могут быть образованы притяжательные прилагательные.

- В качественных прилагательных, которые имеют краткую форму, пишется суффикс - ск-.

- В прилагательных, образованных с помощью суффикса - ин-, пишется одно Н.

- НЕ с прилагательными пишется раздельно, если при прилагательном имеются слова очень, весьма, крайне, довольно, усиливающие степень проявления признака.

IV. Корректурные упражнения.

- Вам необходимо исправить ошибки, допущенные в этом тексте, определить, какие орфограммы, изученные в разделе "Имя прилагательное", вами хорошо усвоены, а какие вызывают затруднения.

- Прочтите инструкцию по выполнению работы.

Инструкция. Некоторые слова в тексте написаны с орфографическими ошибками. Это сделано для того, чтобы проверить, как ты усвоил(а) правила. Твоя задача - исправить все ошибки. Подготовься по памяти рассказать те правила, на которые в тексте были допущены ошибки.

Было раннее туманное утро. Над деревней раздовались петушинные крики.

Мы выехали, когда зоря разгаралась. Дорога шла равниной месностью. Мы распалажились на отдых на песчанном берегу озера.

Сонце уже взошло, и на растениях блистела роса. Её капельки переливались на траве, как бусинки. Легкий ветерок каснулся серебренной глади озера. В пребрежных кустах проснулись утки.

Вскоре прибежали загарелые ребятишки и стали купаться. "Ребята, идите к нам!"- позвали они нас. Мы приняли их предлажение и с наслождением окунулись в прохладную воду.

Утро было прекрасное, а впереди нас ожидал длиный день.

- Усвоение каких правил правописания проверяется в упражнении? (Корни с чередованием гласных, н-нн в прилагательных, правописание окончаний прилагательных.)

Учащиеся анализируют каждое предложение. Записывают исправленные слова в тетрадь.

V. "Сотворчество".

1) Деловая игра. Комплексный анализ текста.

Вы учёные, нужно исследовать текст. Вам необходимо понаблюдать за "жизнью" прилагательных в тексте, увидеть, как прилагательное побуждает к работе наше воображение и мысль.

(Класс делится на 6 групп, которые были сформированы еще в начале урока. Каждая группа получает индивидуальное задание.)

- 1, 4 группы.

Произведите текстоведческий анализ текста.

Определите тему, основную мысль, стиль, тип речи данного текста. Какова роль прилагательных в тексте?

2, 5 группы.

Произведите орфографический анализ текста. Найдите в тексте орфограммы прилагательных, объясните правописание слов.

3, 6 группы.

Произведите пунктуационный анализ текста.

Приближение весны

Тихо в лесу. Лиловые длинные тени лежат на сугробах. По нежно-голубому весеннему небу плывут легкие облака.

Если прислушаться, можно услышать, как тихо дышит, пробуждается зимний лес. Он живет в эти дни невидной и неслышной жизнью, которая доступна только зоркому глазу и чуткому уху. Вот по-весеннему попискивают, возятся шустрые черноголовые синички. На макушке сухого звонкого дерева пустил весеннюю торжественную трель лесной барабанщик дятел.

Празднично в весеннем солнечном лесу. На сугробах уже появились стеклянные кружева. Высятся на солнце медно-бронзовые стволы сосен. Жесткие вечнозеленые ветки багульника показались у пригретого мартовским солнцем высокого пня.

Скоро начнется настоящая, бурная весна!

Представитель от каждой группы выступает с результатами исследования.

(Пример выполнения задания группой 1.

"Данный текст - описание природы. Типовым значением для него служит предмет и его признак. Тема текста - приближение весны. Основная мысль заключается в предложении: "Празднично в весеннем солнечном лесу". Но пробуждение природы доступно "только зоркому глазу и чуткому уху". Стиль текста - художественный. В тексте много прилагательных, благодаря которым мы ощущаем дыхание весны, стремление всего живого к солнцу. Олицетворения подчеркивают, что природа - одухотворенный мир. Прилагательные придают тексту мелодичность и особый ритм. Звучит могучая музыка весны как музыка жизни...")

2) "Кластер"

- Каждой группе необходимо создать коллективный опорный сигнал по теме "Что я знаю об имени прилагательном". Для составления кластера можно использовать таблицы, схемы по русскому языку.

VI. Рефлексивный этап.

- Составьте синквейн, отвечающий по содержанию изучаемой теме. В нем должны отразиться цели урока, которые вы сформулировали в начале нашей работы.

Пример пятистишья, составленного учащимися:

- Признак,
Такой разнообразный,
Определит, опишет, охарактеризует имя...
О, прилагательное, ты украшение нашей речи!
Тебя нам надо знать, беречь.

Анализируется работа групп. Оценивание, участие в разработке домашнего задания.

VII. Домашнее задание.

1 уровень - тестирование по теме.

2 уровень - анализ текста.

3 уровень - сочинение-миниатюра на тему "Приближение весны" с использованием средств выразительности.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3