Формирование предметной развивающей среды с учетом ФГТ

Разделы: Работа с дошкольниками


Предметно-развивающая среда — составная часть развивающей среды дошкольного детства. Современный философский взгляд на предметно-развивающую среду предполагает понимание ее как совокупность предметов, представляющую собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры.

Развивающая предметная среда как система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития, предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Это действенное средство обогащенного развития специфических детских видов деятельности в дошкольный, имеющий непреходящую ценность, период жизни ребенка [1].

Исходя из требований к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающих реализацию общеобразовательной программы дошкольного образования (пункт 5.20), мы провели анализ состояния ПРС с целью приведения ее в соответствие с педагогическими и эстетическими требованиями, используя информационную карту проблем предметно-развивающей среды (Приложение 1) и выявили ряд проблем:

  1. Использование игрушек и оборудования, не соответствующих возрастным и психологическим особенностям детей;
  2. Односложное внутреннее пространство и стационарная обстановка;
  3. Отсутствие возможности участвовать в организации и оформлении своей группы у детей старшего дошкольного возраста;
  4. Не продуманность зон для разнообразных видов деятельности;
  5. Стабильная пространственная локализация уголков, их тематическая пестрота.

Преступив к формированию предметно-развивающей среды, мы еще раз изучили документы, регламентирующие выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.
Опираясь на принцип комплексирования и гибкого зонирования, мы решили, что традиционное зонирование по конкретным видам материалов, с отдельной стабильной учебной зоной, то есть многофункциональное дробление пространства не годится. И не только потому, что недостаточно мест для большого количества «уголков». Дело в том, что нет однозначного соответствия между видами детской деятельности и материалом. Исходя из того, что многие материалы полифункциональны - могут использоваться и для исследовательской, и для продуктивной, и для игровой деятельности, пространство группового помещения так же стало полифункциональным. Мы разделили пространство группового помещения на три части:

  1. Зона для спокойной деятельности;
  2. Зона для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства;
  3. Рабочая зона.

Все части пространства в зависимости от конкретных задач момента, обладают возможностью меняться, трансформироваться, для этого мы используем мягкие модули, легкие ширмы и «маркеры». Пространство слало живым, «пульсирующим», что очень важно в аспекте групповой динамики – тенденции детей «заряжаться» текущими интересами сверстников и присоединятся к их деятельности. Таким образом, мы отказались от жесткой привязки места хранения и пространства использования материала, что позволяет нам, избавится от традиционно принятой дробности пространства.

Особое внимание мы уделили устройству рабочей зоны. Исходя из того, что модель образовательного пространства предполагает партнерскую форму совместной деятельности взрослого и детей, мы превратили стабильную учебную зону в трансформирующееся рабочее пространство. В зависимости от поставленных задач, оно с легкостью превращается в «мастерскую» для занятий продуктивной деятельностью, в «лабораторию» для занятий познавательно-исследовательской деятельности и в место для самостоятельной деятельности детей, благодаря разному расположению столов.

Каждая зона пространства теперь располагает детей к нескольким видам деятельности в зависимости от времени и ситуации. Для того, чтобы каждая часть пространства эффективно работала, мы определенным образом разместили материалы. Внутри каждой зон расположены лишь те материалы, которые необходимы для деятельности только в этой зоне, а на границах зон – материалы, необходимые и часто используемые в обеих частях группового пространства. Размещение материалов стало более функциональным.

Предметно-развивающая среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. На практике выяснилось, что полностью заменять предметно-развивающую среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.

Список литературы.

1. Доронина Т.Н., Короткова Н.А. Материалы и оборудования для детского сада. М.: Элти-Кудиц, 2003 – 112 с.
2.  Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007. – 119 с.
3. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.