Создание оптимального методического оснащения урока: индивидуальная папка – справочник

Разделы: Иностранные языки


Современный урок английского языка сильно отличается от уроков проводимых пять, десять лет назад. Многие учителя стараются использовать новейшие методические разработки: проектные, модульные и т.д. технологии, а также самые последние средства, например, компьютерные технологии. Все это помогает добиться учителям повышения мотивационной сферы учащихся, развить интерес к изучаемому языку. Тем не менее, старые проверенные приемы прекрасно работают и на современном уроке. Для меня такой “волшебной палочкой” является индивидуальная папка-справочник.

Что же это такое? Папка-справочник представляет собой большую (А4) папку с файлами, разбитыми на два раздела. Первый раздел представляет собой грамматический справочник, в котором собраны самые необходимые для данного класса грамматические материалы в виде цветных таблиц и схем с короткими примерами. Вы можете собрать в папку только те грамматические правила, которые вам нужны для прохождения программы или же те, которые вызывают особую трудность именно у этих детей. Для учащихся, которым сложно учить язык, я предлагаю такие материалы:

- сводную таблицу времен английского языка в действительном залоге;

- сводную таблицу времен английского языка в страдательном залоге;

- модальные глаголы;

- глаголы to be, to have;

- виды вопросительных предложений;

- список неправильных глаголов;

- stative verbs;

- неопределенные местоимения;

- степени сравнения прилагательных;

- способы выражения будущего;

- герундий и инфинитив;

- придаточные предложения условия, определительные придаточные;

- прямая и косвенная речь;

- сложное дополнение и сложное подлежащее;

- causative.

Вторая часть папки включает в себя пословицы, поговорки, вводные слова. Особое место занимают клише и устойчивые выражения, часто встречающиеся в разговорной речи. Клише разбиты по тематикам учебника, что облегчает ориентировку учащихся по страницам пособия. Возможно, вы скажете, что такая папка занимает много времени на поиск материала во время урока, но смею вас заверить, что буквально за первый месяц учащиеся начинают прекрасно ориентироваться в материалах. Папка постоянно находиться на столе у учащихся в течение всех уроков и ей разрешено пользоваться по усмотрению самих учащихся.

Такую папку можно использовать и для учащихся начальной школы, только ее наполнение будет значительно отличаться от папки в средней школе. Своим ученикам я предлагаю разделить папку на четыре раздела: грамматика, словарь, песни и творческие работы.

В раздел грамматика входят элементарные грамматические правила. Правила могут быть нарисованы, сведены в простые таблицы. Дети могут что-то отмечать сами в таких таблицах для более удобного для каждого ученика использования. Как уже было упомянуто выше все таблицы цветные, в них выделены важные моменты и что очень важно, таблицы созданы самими учениками в процессе урока, после создания таблицы учащиеся получают уже готовую, распечатанную на принтере версию для своей папки.

В раздел “словарь” входит поурочный словарик типа: слово, транскрипция перевод. В конце каждого урока есть пустые линеечки для дополнительной записи слов самостоятельно каждым учеником, если это ученику необходимо.

В раздел песни входят тексты песен, которые мы поем с учениками на уроках, т.к. песни, как правило, связанны с изучением или закреплением грамматики и лексики, порядок их расположения в папке зависит от очередности изучения грамматических или лексических тем.

В разделе творческие работы учащиеся хранят самые удачные творческие работы, которые в конце года могут разместить в личном портфолио.

Опираясь на опыт использования индивидуальной папки-справочника, такое пособие позволяет снять грамматические и лексические трудности, напряжение от неуверенности в своих силах.