Проектирование учебного занятия
Тема занятия |
Результаты |
Цели, задачи учебного занятия |
Форма организации учебной деятельности, методы |
Диагностический инструментарий |
Электричество и автомобиль |
Умеет: читать простые электрические схемы, по характеру работы электрической цепи определять вид соединения, работать в команде, сотрудничать, осуществлять поиск информации, использовать информационно-коммуникационные технологии Знает: законы постоянного тока, устройство и принцип работ аккумулятора, трансформатора, генератора, правила электробезопасности
|
1. Предметные цели: Систематизация, расширение и углубление знаний по темам «Законы постоянного тока», «Электрический ток в различных средах», «Переменный электрический ток», «Трансформаторы», «Генераторы» и «Устройство автомобиля» (технология) 2. Цели, отражающие развитие общеучебных умений и навыков обучающихся: научить учащихся: организовывать собственную учебную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных задач, использовать информационно-коммуникационные технологии в учебной деятельности. 3. Цели воспитательные, развивающие личностную мотивацию, социализирующие: формирование умения работать в команде, сотрудничать, нести ответственность за результаты своей работы, развитие самостоятельного и творческого мышления |
Интеллектуальная игра |
Фронтальный опрос Наблюдение Промежуточный контроль |
План урока
Интеллектуальная игра «Электричество и автомобиль»
Информационная карта урока
Тема урока: Электричество и автомобиль |
||||
Целеполагание для ученика 1. Знает: законы постоянного тока, устройство и принцип работ аккумулятора, трансформатора, генератора, правила электробезопасности 2. Умеет: читать простые электрические схемы, по характеру работы электрической цепи определять вид соединения, работать в команде, сотрудничать, осуществлять поиск информации, использовать информационно-коммуникационные технологии |
Целеполагание для учителя 1. Предметные цели: Систематизация, расширение и углубление знаний по темам «Законы постоянного тока», «Электрический ток в различных средах», «Трансформаторы», «Генераторы», «Устройство автомобиля». 2. Цели, отражающие развитие общеучебных умений и навыков обучающихся: научить учащихся: организовывать собственную учебную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных задач, использовать информационно-коммуникационные технологии в учебной деятельности. 3. Цели воспитательные, развивающие личностную мотивацию, социализирующие: формирование умения работать в команде, сотрудничать, нести ответственность за результаты своей работы, развитие самостоятельного и творческого мышления |
|||
Домашнее задание: подготовить сообщение об интересных фактах жизнедеятельности ученых-физиков, создание презентации. |
||||
Ресурс. Информационные – интернет. Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран. Учебные пособия: аккумулятор, модели: полупроводниковый диод, транзисторы; измерительные приборы: ареометр, нагрузочная вилка, вольтметр, амперметр; действующая схема: виды соединений потребителей электрической энергии. Учебно-методические материалы: электрические схемы, условные обозначения электрических элементов, схемы соединения потребителей электрической энергии. |
||||
Этапы игры |
Деятельность преподавателя |
Деятельность участников игры |
Время |
|
Организационный момент |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность команд, представляет жюри конкурса. |
Готовятся к игре. |
3 минуты |
|
Первый конкурс «О сколько нам открытий чудных готовит просвещения дух» |
Объявляет условия конкурса |
Защищают презентацию о жизнедеятельности ученых внесших вклад в развитие электротехники |
5 минут каждая команда |
|
Второй конкурс «Я знаю все» |
Объявляет условия конкурса и задает участникам вопросы (темп быстрый) |
Отвечают на вопросы. |
10 минут |
|
Третий конкурс «Теория без практики мертва» |
Объявляет условия конкурса. Демонстрирует работу двух электрических цепей (последовательное и параллельное соединение) |
Определяют вид соединения и аргументируют ответ |
6 минуты |
|
Четвертый конкурс «Темная лошадка» |
Объявляет условия конкурса. Показывает участникам приборы, модели, схемы |
Участники предлагают определения без названия модели, прибора. Председатель жюри (учитель физики, коллега, не видит модели, приборы) должен отгадать, о чем идет речь. |
10 минут |
|
Подведение итогов |
Предоставляет слово жюри. Награждение участников игры |
|
11 минут |
Подготовка
О проведении игры учащиеся знают заранее. Выбираются 2 команды по 5 человек, остальные ученики – зрители и группы поддержки. Члены команд выбирают название и капитана, готовят эмблемы. Домашнее задание: подготовить сообщение об интересных фактах жизнедеятельности ученых-физиков, создать презентацию. Время для выступления 5 минут. 4 человека (не члены команд) готовят презентации: «Электромобиль», «Управление автомобилем из космоса». Всем учащимся повторить темы: «Законы постоянного тока», «Электрический ток в различных средах», «Генераторы», «Устройство автомобиля». Приглашается жюри: учителя физики, технологии, методист.
Сценарий игры
Учитель (ведущий): Добрый день! Мы начинаем игру «Электричество и автомобиль»
Я представляю Вам участников: команды «Электрон» и «Электромобиль».
Уважаемое жюри определит сильнейших (представление жюри)
Первый конкурс «О сколько нам открытий чудных готовит просвещения дух».
Участники команд представят Вашему вниманию интересные факты жизнедеятельности ученых-физиков.
Максимальное количество баллов – 3. 1б – качество презентации, 1 – балл содержание, 1 – балл защитное слово (коммуникативные навыки).
Учитель: Жюри подводит итоги, а я объявляю «Рекламную паузу».
Выступление учащегося с презентацией «Электромобиль» (3 минуты)
Учитель: Слово жюри (итоги конкурсов на экране)
Второй конкурс «Знание – сила».
Учитель: Каждому участнику будет предложено по 2 вопроса, ответ на каждый вопрос необходимо дать в течение трех секунд, если участник не знает ответ, он должен сказать – «Не знаю», тогда вопрос задается следующему участнику.
За правильный ответ выдается жетон. Количество жетонов – количество баллов команде.
- Направленное движение электронов (ток в металлах);
- Активное вещество анода в автомобильном аккумуляторе (перекись свинца PbO2);
- Способность проводника противодействовать прохождению тока (электрическое сопротивление);
- Состав электролита в автомобильном аккумуляторе (дистиллированная вода, серная кислота Н2SО4;
- Не подвижная часть электрического генератора (статор);
- Генератор постоянного тока – назначение контактных колец (отвод тока во внешнюю цепь);
- Выпрямительное устройство в автомобильном генераторе (диодный мост);
- Какой электрический ток опаснее для человека (переменный);
- Какой путь прохождения тока по организму человека опаснее (центральная нервная система, сердце);
- Что обнаружил датский физик Эрстед вокруг проводника с током (магнитное поле);
- Прибор для измерения мощности электроприборов (ваттметр);
- Амперметр включается в электрическую цепь (последовательно);
- В каком соединении электрических приборов напряжения равны (параллельное);
- Сила тока измеряется в (Амперах);
- Физик, один из основателей учения об электрическом токе, создал первые гальванические элементы (А. Вольта)
- Напряжение на концах проводника 4В, сила тока 2 А. Чему равно сопротивление (2 Ом);
- Количество теплоты, выделяемое в проводнике, вычисляется по закону (Джоуля-Ленца);
- Как изменится ток в цепи, если увеличить сопротивление (уменьшится);
- 10 кВольт в системе СИ (10000 В);
- Вольтметр включается в цепь (параллельно).
Третий конкурс «Теория без практики мертва».
Учитель: Приглашаются капитаны команд. Задание: по характеру работы электрической цепи определить вид соединения электрических ламп. Ответ аргументировать. Максимальный бал 3.
Демонстрируется одновременно работа двух электрических цепей: параллельное и последовательное соединение. Время для подготовки 1 минута.
Четвертый конкурс «Темная лошадка».
Учитель: Приглашается член жюри – учитель физики. За его спиной участнику (один человек) команды будут показаны модели, схемы, приборы. Задача участника дать характеристику прибору не называя его. Учитель должен отгадать, о чем идет речь. Дается одна попытка. Количество правильных ответов – количество баллов.
Задание участнику команды «Электрон»:
- Модель полупроводникового диода, (модельный ответ: Участник: «Полупроводниковый прибор для выпрямления электрического тока. Учитель: «Полупроводниковый диод»)
- Вольтметр
- Условное обозначение постоянного сопротивления на электрических схемах
- Портрет А. Вольта.
Задание участнику команды (Электромобиль):
- Полупроводниковый транзистор
- Нагрузочная вилка
- Схема – параллельное соединение электрических ламп
- Портрет А.Ампера
Учитель: жюри подводит итоги, а у нас снова «Рекламная пауза».
Выступление учащегося с: презентацией «Управление автомобилем из космоса».
Учитель: Слово жюри. Подведение итогов. Награждение.