Интеллектуальная игра "Электричество и автомобиль"

Разделы: Физика


Проектирование учебного занятия

Тема занятия

Результаты
(освоенные умения, усвоенные знания)

Цели, задачи учебного занятия

Форма организации учебной деятельности, методы

Диагностический инструментарий

Электричество и автомобиль

Умеет: читать простые электрические схемы, по характеру работы электрической цепи определять вид соединения, работать в команде, сотрудничать, осуществлять поиск информации, использовать информационно-коммуникационные технологии

Знает: законы постоянного тока, устройство и принцип работ аккумулятора, трансформатора, генератора, правила электробезопасности

 

1. Предметные цели:

Систематизация, расширение и углубление знаний по темам «Законы постоянного тока», «Электрический ток в различных средах», «Переменный электрический ток», «Трансформаторы», «Генераторы»  и «Устройство автомобиля» (технология)

2. Цели, отражающие развитие общеучебных умений и навыков обучающихся: научить учащихся: организовывать собственную учебную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных задач, использовать информационно-коммуникационные технологии в учебной деятельности.

3. Цели воспитательные, развивающие личностную мотивацию, социализирующие:

формирование умения работать в команде, сотрудничать, нести ответственность за результаты своей работы, развитие самостоятельного и творческого мышления

Интеллектуальная игра

Фронтальный опрос

Наблюдение Промежуточный контроль

План урока

Интеллектуальная игра «Электричество и автомобиль»

Информационная карта урока

Тема урока: Электричество и автомобиль

Целеполагание для ученика

1. Знает: законы постоянного тока, устройство и принцип работ аккумулятора, трансформатора, генератора, правила электробезопасности

2. Умеет: читать простые электрические схемы, по характеру работы электрической цепи определять вид соединения, работать в команде, сотрудничать, осуществлять поиск информации, использовать информационно-коммуникационные технологии

Целеполагание для учителя

1. Предметные цели:

Систематизация, расширение и углубление знаний по темам «Законы постоянного тока», «Электрический ток в различных средах», «Трансформаторы», «Генераторы»,   

«Устройство автомобиля».

2. Цели, отражающие развитие общеучебных умений и навыков обучающихся: научить учащихся: организовывать собственную учебную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных задач, использовать информационно-коммуникационные технологии в учебной деятельности.

3. Цели воспитательные, развивающие личностную мотивацию, социализирующие: формирование умения работать в команде, сотрудничать, нести ответственность за результаты своей работы, развитие самостоятельного и творческого мышления

Домашнее задание: подготовить сообщение об интересных фактах жизнедеятельности ученых-физиков, создание презентации.

Ресурс.  Информационные – интернет.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Учебные пособия: аккумулятор, модели: полупроводниковый диод, транзисторы; измерительные приборы: ареометр, нагрузочная вилка, вольтметр, амперметр; действующая схема: виды соединений потребителей электрической энергии.

Учебно-методические материалы: электрические схемы, условные обозначения электрических элементов, схемы соединения потребителей электрической энергии.

Этапы игры

Деятельность преподавателя

Деятельность участников игры

Время

 Организационный момент

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность команд, представляет жюри конкурса.

Готовятся к игре.

3 минуты

Первый конкурс  «О сколько нам открытий чудных готовит просвещения дух»

Объявляет условия конкурса

Защищают презентацию о жизнедеятельности ученых внесших вклад в развитие электротехники

5 минут каждая команда

Второй конкурс «Я знаю все»

Объявляет условия конкурса и задает участникам вопросы (темп быстрый)

Отвечают на вопросы.

10 минут

Третий конкурс «Теория без практики мертва»

Объявляет условия конкурса. Демонстрирует работу двух электрических цепей (последовательное и параллельное соединение)

Определяют вид соединения и аргументируют ответ

6 минуты

Четвертый конкурс «Темная лошадка»

Объявляет условия конкурса. Показывает участникам приборы, модели, схемы

Участники предлагают определения без названия модели, прибора. Председатель жюри (учитель физики, коллега, не видит модели, приборы) должен отгадать, о чем идет речь.

10 минут

Подведение итогов

Предоставляет слово жюри.

Награждение участников  игры

 

11 минут

Подготовка

О проведении игры учащиеся знают заранее. Выбираются 2 команды по 5 человек, остальные ученики – зрители и группы поддержки. Члены команд выбирают название и капитана, готовят эмблемы.  Домашнее задание: подготовить сообщение об интересных фактах жизнедеятельности ученых-физиков, создать  презентацию. Время для выступления 5 минут.  4 человека (не члены команд) готовят презентации: «Электромобиль», «Управление автомобилем из космоса». Всем учащимся повторить темы: «Законы постоянного тока», «Электрический ток в различных средах», «Генераторы», «Устройство автомобиля». Приглашается жюри: учителя физики, технологии, методист.

Сценарий игры

Учитель (ведущий): Добрый день! Мы начинаем игру «Электричество и автомобиль»

Я представляю Вам участников: команды «Электрон» и «Электромобиль».

Уважаемое жюри определит сильнейших (представление жюри)

Первый конкурс «О сколько нам открытий чудных готовит просвещения дух».

Участники команд представят Вашему вниманию интересные факты жизнедеятельности ученых-физиков.

Максимальное количество баллов – 3. 1б – качество презентации, 1 – балл содержание, 1 – балл защитное слово (коммуникативные навыки).

Учитель: Жюри подводит итоги, а я объявляю «Рекламную паузу».

Выступление учащегося с презентацией «Электромобиль» (3 минуты)

Учитель: Слово жюри (итоги конкурсов на экране)

Второй конкурс «Знание – сила».

Учитель: Каждому участнику будет предложено по 2 вопроса, ответ на каждый вопрос необходимо дать в течение трех секунд, если участник не знает ответ, он должен сказать – «Не знаю», тогда вопрос задается следующему участнику.

За правильный ответ выдается жетон. Количество жетонов – количество баллов команде.

  1. Направленное движение электронов (ток в металлах);
  2. Активное вещество анода в автомобильном аккумуляторе (перекись свинца PbO2);       
  3. Способность проводника противодействовать прохождению тока (электрическое сопротивление);
  4. Состав электролита   в автомобильном аккумуляторе (дистиллированная вода, серная кислота Н24;
  5.   Не подвижная часть электрического генератора (статор);
  6. Генератор постоянного тока – назначение контактных колец (отвод тока во внешнюю цепь);
  7. Выпрямительное устройство в автомобильном генераторе (диодный мост);
  8. Какой электрический ток опаснее для человека (переменный);
  9. Какой путь прохождения тока по организму человека опаснее (центральная нервная система, сердце);
  10. Что обнаружил датский физик Эрстед вокруг проводника с током (магнитное поле);
  11. Прибор для измерения  мощности  электроприборов (ваттметр);
  12. Амперметр включается в электрическую цепь (последовательно);
  13. В каком соединении электрических приборов напряжения равны (параллельное);
  14. Сила тока измеряется в (Амперах);
  15. Физик, один из основателей учения об электрическом токе, создал первые гальванические элементы (А. Вольта)
  16. Напряжение на концах проводника 4В, сила тока 2 А.  Чему равно сопротивление (2 Ом);
  17. Количество теплоты, выделяемое в проводнике, вычисляется по закону (Джоуля-Ленца);
  18. Как изменится ток в цепи, если увеличить сопротивление (уменьшится);
  19. 10 кВольт в системе СИ (10000 В);
  20. Вольтметр включается в цепь (параллельно).

Третий конкурс «Теория без практики мертва».

Учитель: Приглашаются капитаны команд. Задание: по характеру работы электрической цепи определить вид соединения электрических ламп. Ответ аргументировать. Максимальный бал 3.

Демонстрируется одновременно работа двух электрических цепей: параллельное и последовательное соединение. Время для подготовки 1 минута.

Четвертый конкурс «Темная лошадка».

Учитель: Приглашается член жюри – учитель физики. За его спиной участнику (один человек)  команды  будут показаны модели, схемы, приборы. Задача участника дать характеристику прибору не называя его. Учитель должен отгадать, о чем идет речь. Дается одна попытка. Количество правильных ответов – количество баллов.

Задание участнику команды «Электрон»:

  1. Модель полупроводникового диода, (модельный ответ: Участник: «Полупроводниковый  прибор для выпрямления электрического тока. Учитель: «Полупроводниковый диод»)
  2. Вольтметр
  3. Условное обозначение постоянного сопротивления на электрических схемах
  4. Портрет А. Вольта.

Задание участнику команды (Электромобиль):

  1. Полупроводниковый транзистор
  2. Нагрузочная вилка
  3. Схема – параллельное соединение электрических ламп
  4. Портрет А.Ампера

Учитель: жюри подводит итоги, а у нас снова «Рекламная пауза».

Выступление учащегося с: презентацией «Управление автомобилем из космоса».

Учитель: Слово жюри. Подведение итогов. Награждение.