Играя, дети учатся, и, наоборот, в процессе обучения ребёнок должен играть.
Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры детям понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия.
Наибольшие возможности для игровой деятельности заложены во внеклассной работе, в работе групп продленного дня, где дети могут выбирать игры и занятия по интересам. Главная задача, которая решается при этом в совместной деятельности – формирования мира отношений и общения детей, предоставления возможности для коллективных переживаний, создания у них радостного настроения.
Игры, которые детям особенно полюбились
Сюжетно-ролевые игры
Дом
Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. С целью развития игры побеседовать на тему “Где работают родители”, “Кем хочешь быть, когда вырастишь?”. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
Правило игры: предложить сооружать постройку дома по желанию, используя строительный материал. Учить детей договариваться о совместных действиях, составлять предварительный план конструкции, доводить работу до конца. Использовать игровые атрибуты.
Школа
Продолжать знакомство с профессией учителя, воспитателя, библиотекаря, повара, уборщика; воспитывать уважения к этим профессиям, заботливое отношение к людям; расширять словарный запас детей.
Правила игры: по предварительному коллективно составленному плану – сюжету строить игру. Выступая как равноправный партнёр или выполняя главную или (второстепенную) роль, косвенно влиять на изменение игровой среды, вести коррекцию игровых отношений. Помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты; выполняя действия по профессиям). Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку.
Построим машину (автобус, грузовик, трактор)
В играх с использованием строительного материала развивать конструкторские умения; учить соблюдать в постройках симметрию, пропорции частей построек. Сюжетно – ролевые игры: “Путешествие по городу, посёлку”, “Уборка урожая”, “Правила дорожного движения”.
Игры в песочнице
Способствовать сооружению построек: “Гараж”, “Мост”, “Тоннель”, “Школа”. Самостоятельно находить отдельные конструктивные решения: как обеспечить прочность здания, с какой стороны сделать ворота, вход, запасный выход, укрепить мост и.д. Воспитывать навыки коллективной игры.
Деревня (село), посёлок
Расширять знания детей о жизни и труде совхозников рассмотрение иллюстраций, рассказывание на тему “Я родился и живу в селе”, “История моего села”, “О труде работников села”. Экскурсии по посёлку, на рабочие места родителей. Помогать детям в отборе эпизодов, которые можно включать в игру, выделять действующих лиц (персонажи).
Примерные сюжеты игр: “Уборка урожая”, “Животноводческая ферма”, “Праздник урожая в посёлке”, “День посёлка”, “Юбилей района”, “В гостях у бабушки”.
После игры обсудить поведение её участников: средства передачи роли, ролевые отношения, умения выполнять усвоенные нормы и правила (культуры поведения, дружеских коллективных взаимоотношений)
Дом. Школа. Больница.
Помогать детям в выборе игр. Поощрять продолжение ранее начатых. Практиковать разговоры с детьми о проведённых и намечающихся играх. Руководить изготовлением игровых атрибутов (коллективная аппликация – панно ко дню рождения мамы; праздничного стола, аптечки, журнала, уголки по технике безопасности, природы, расписания занятий и т. д.).
Раскрывать в играх нравственный смысл деятельности людей, характер их взаимоотношений.
Физкультура в играх
Игры – соревнования (эстафеты)
В процессе игры формировать двигательные качества: быстроту, ловкость. Совершенствовать чувство равновесия. Приучать участвовать в играх с элементами соревнования, учить их быть справедливыми, честными при оценке поведения в игре.
Игровые задания. 1. “Кто быстрее перенесёт кегли, кубики?”. 2. “Ходьба и бег с препятствиями” (по шнуру, гимнастической скамейке). 3. “Петушиный бой” (прыгая на одной ноге, стараться плечом вытолкнуть соперника из круга). 4. “Кот быстрее докатит обруч до флажка?”. 5. “Не намочи ног” (пройти по кубам). 6. Проехать определённую дистанцию на велосипеде.
Оборудование. Кегли, кубики, кубы, шнур, гимнастическая скамейка, шапки – маски петухов, обручи, флажки, велосипеды.
Эстафета “Дружные ребята”
Развивать в играх ловкость, быстроту, координацию движений, воспитывать дружелюбие, способствовать радоваться успеху товарищей. Совместно обсуждать выбор капитанов команд.
Игровые задания. 1. “Бросаю-ловлю” (подсчитаем вместе, сколько раз ты поймаешь мяч). 2. “Подними – не урони” (лёжа на спине, поднять зажатый ступнями мяч – кто поднимет больше раз). 3. “Кто быстрее?” (прыжки вперёд с мячом, зажатым между коленями). 4. “Сбей кеглю” (ударом ноги послать мяч в цель – сбить кеглю, банку). Аттракцион “Трудные препятствия” (пронести два детских ведёрка, наполненных водой; быстро перенести картошку в ложке, кубик на голове).
Оборудование. Кегли, кубики, мячи, 2 ведёрка с водой, 2 корзинки с картофелем, 2 деревянные ложки.
Эстафета “Весна, весна на улице… ”
Содействовать повышению активности и взаимопомощи при выполнении заданий.
- Дети делятся на две команды и, рассчитавшись по номерам, становятся в затылок друг другу. На расстоянии 6—10 м перед ними находится черта, за которую командам нужно перебраться. По сигналу воспитателя 1-й и 2-й номера в каждой команде, взявшись за руки, бегут за черту. 1-й играющий там остается, а 2-й бегом возвращается за номером 3-м. Теперь уже они перебегают за черту. Затем 3-й играющий возвращается за 4-м, 4-й бежит за 5-ми т.д. Побеждает та команда, в которой все игроки раньше перебегут за черту
- Играющие каждой команды по одному бегут до черты, повернувшись к ней спиной. Потом нужно бегом (но, уже глядя вперед) вернуться, хлопнуть по ладони первого в своей колонне, а самому встать в ее конец. Принявший эстафету должен повторить все то же самое. Так продолжается до тех пор, пока все не пробегут в оба конца. Выигрывает та команда, где возглавлявший колонну раньше оказывается на этом же месте.
- Этот вариант эстафеты отличается от предыдущего тем, что играющие бегут в оба конца, как обычно, но каждый должен пронести в руке ложку с шариком и передать ее тому, кто первым стоит в колонне.
- Первому номеру в каждой команде вручаются две дощечки (или картонки). По этим дощечкам, поочередно переставляя их перед собой, играющие добираются до черты. Назад они возвращаются бегом и передают дощечки следующему в колонне. В остальном игра проводится так же, как 2-й и 3-й варианты.
Подвижные игры
Ровным кругом
В процессе игры упражнять в ходьбе по кругу, по указанию ведущего выполнять общеразвивающие упражнения, развивать согласованность движений, находчивость.
Описание игры. Дети идут по кругу и произносят слова: Ровным кругом, друг за другом мы идём за шагом шаг. Стой на месте! Дружно вместе сделаем… вот так!
По сигналу “Вот так” затейник, стоящий в середине круга, показывает какое – нибудь движение, а все дети повторяют его.
Правила. Играющие должны идти по кругу ритмично, соблюдая интервал. Все участники игры выполняют движения, которые показывает затейник. Каждый новый затейник не должен повторять показанных ранее движений.
Медведь и пчёлы
Упражнять детей в беганье и лазании. Воспитывать правильную осанку, приучать действовать организованно.
Описание игры. Пчёлы занимают место на гимнастической лестнице (стенке) – это улей. По сигналу воспитателя “Полетели!” все пчёлы летят на луг за медом и жужжат. Медведь в это время влезает в улей и лакомится мёдом. По сигналу воспитателя “Медведь!” пчёлы летят и жалят медведя, который спешит убежать в лес. На пути медведя могут быть препятствия: бревно (перелезть, проползти на четвереньках по скамейке), речка (перепрыгнуть).
Правила. Пчёлы вылетают из ульев и начинают жалить медведей по сигналу. Слезать надо с лестницы, не пропуская перекладин, спрыгивать с нижней ступеньки. Жалить медведей – слегка дотрагиваться до них рукой.
Оборудование. Гимнастическая лестница, скамейка, шнур, шапка – маска медведя.
Хитрая лиса; Медведь и пчёлы
В процессе игр упражнять в выполнении основных движений: ходьбы, бега, лазания; формировать двигательные качества: быстроту, ловкость. Следить за выполнением правил игры.
Жмурка
Упражнять детей в беге с увёртыванием, ориентировке в пространстве.
Описание игры. Дети бегают по всей площадке, увёртываясь от жмурки. Двое, детей, позванивая колокольчиком, помогают жмурке в поиске.
Правила. Жмурка не должен приподнимать повязку и смотреть из-под неё. Убегая от жмурки, можно приседать, прятаться за предметы нельзя. Бегающие с колокольчиком звонят не всё время, а с перерывами.
Оборудование. Колокольчик, косыночка.
“Белые медведи”
Часть играющих (их должно быть четное количество) — медведи. Они собираются в условном месте — на льдине. Остальные дети (также условно) — на корабле.
Затем дети “сходят” с “корабля” и направляются к “льдине”, говоря: “Где здесь белые медведи? Их не видно на снегу. Испугаться я могу — и сейчас же убегу!” Медведи выбегают и, держать попарно за руки, начинают их ловить. Каждая пара может поймать только одного человека, обхватив его руками. Пленного уводят на “льдину”. Двое пойманных образуют новую пару медведей. Так, медведей становится больше, а бегающих все меньше. Игра заканчивается, когда все будут пойманы.
“У медведя во бору”
На концах площадки чертят по кругу берлогу медведя и дом для играющих. Дети выходят из дома, идут по направлению к берлоге и говорят: “У медведя во бору грибы, ягоды беру. А медведь глядит и на нас рычит”. Медведь выбегает из берлоги и начинает их ловить. Дети стараются спрятаться в доме. Когда медведь поймает 4—5 человек, его можно сменить.
“Салки”
Один из детей — водящий. Он должен поднять руку и сказать: “Я — салка!” После этого он старается догнать и коснуться рукой кого-нибудь из играющих. Тот, кого он таким образом осалил, занимает его место, и все повторяется сначала.
Нельзя салить играющих, взявшихся за руки или присевших на корточки. Такую же игру можно проводить, передвигаясь не бегом, а прыгая на одной ноге.
“Мы — веселые ребята”
Дети стоят у черты за территорией площадки и говорят: “Мы — веселые ребята, любим бегать и играть. Ну, попробуй нас поймать! Раз, два, три — беги!” После этих слов они перебегают за черту по другую сторону площадки. В это время водящий, который стоял в стороне или на середине площадки, должен их догнать и коснуться рукой. Осаленных он уводит в сторону.
Когда водящий осалит 5—6 человек, его можно заменить другим.
“День и ночь” (или “Галки и сороки”)
Две команды — “день” и “ночь” (или “галки” и “сороки”) становятся в шеренги, спиной друг к другу. Та из них, чье название произнесет воспитатель, должна догонять (сначала, конечно, нужно повернуться), а вторая — убегать от нее. Причем каждый ловящий старается поймать того, кто стоял к нему спиной. Выигравший и проигравший выходят из своих команд.
Перед каждой командой на определенном расстоянии очерчен ее “дом”, где ловить нельзя.
Бездомный заяц
В процессе игры упражнять в беге и прыжках, развивать быстроту, ловкость.
Описание игры. Дети – зайцы чертят себе кружки (лесные домики) и становятся в них. Бездомный заяц бегает по лесу, а охотник догоняет его. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой домик – кружок. Как только бездомный заяц забежал в домик, зайчик – хозяин должен его покинуть, и так он становится бездомным. Пойманный заяц становится охотником, а охотник занимает один из домиков.
Правило. Заяц – хозяин должен быстро покинуть домик, если в него вбежал бездомный заяц.
Оборудование. Мел, шапочка зайчиков.
Спортивные игры
Городки. Бросать биту от плеча и сбоку, занимая правильное исходное положение. Познакомиться с 2-3 фигурами.
Футбол. Передавать мяч друг другу ногой, вести мяч к воротам.
Велосипед. Кататься на двухколёсном велосипеде без помощи взрослого. Закреплять навыки по уходу за велосипедом. Игра “Кто быстрее?” (к флажку).
Настольный теннис. Учить детей подавать мяч через сетку после отскока от пола ударом справа и слева. Работа проводится индивидуально с каждым ребёнком.
Баскетбол. Учить детей ловить мяч двумя руками на уровне груди, вести мяч с высоким отскоком на месте и вокруг себя.
Игры, связанные с развитием речи, мышления, творческого воображения.
“Придумай диалог”
Поочередно каждому играющему показывают несколько иллюстраций, на которых изображены два собеседника. По выражению их лиц, позам, движениям рук, по окружающей их обстановке он должен придумать содержание беседы. Выигрывает тот, кто придумал наиболее интересный диалог.
На картинках могут быть изображены два пограничника с собакой; две колхозницы, убирающие урожай; мать и сын, который вернулся из школы, и т. д.
“Кто больше помнит”
Это игровое занятие заключается в том, чтобы вспомнить как можно больше пословиц, поговорок, загадок на определенную тему (о дружбе, о труде, природе и т. д.).
“Занимательная грамматика”
На основании того, что они перед собой видят, что их окружает, играющие должны назвать возможно большее количество имен существительных, прилагательных, глаголов.
Подбор синонимов. Например: большой — огромный — гигантский; смелый — храбрый — отважный — мужественный и др.
Подбор антонимов. Например: высокий — низкий, холодный — теплый, добрый — злой и т. д.
“Головоломки”
Это интересное и полезное занятие, которое дети очень любят. Для него воспитателю нужно иметь соответствующие сборники: “Занимательный досуг” А. Шлыковича, “В часы досуга” Зеликмана и др.
“Герой нашего времени”
Зачем и для кого. Отличное развлечение для школьников от 12 лет, учителей, родителей и всех любителей литературы. Игра проходит очень весело, а заодно развивает память и актёрские способности.
Количество игроков. Минимум – 3, максимум – 10.
Описание игры. Каждый игрок по очереди изображает литературного персонажа. Все остальные участники пытаются его “узнать” и вспомнить название произведения. Перед началом следует договориться о том, как изображать героев: только с помощью пантомимы или произнося фразы из книги. Тот, кто первым узнает в однокласснике Дубровского, а в однокласснице – Ассоль, выходит “на сцену” с собственной сценкой.
Вариации. Можно играть командами.
Ситуации. В “Героя нашего времени” хорошо играть дома, в школе, на природе.
“Мы сказочные герои” инсценируем отрывки из полюбившихся сказок, детских стихотворений для детей младшего школьного возраста.
“Рисуем книгу”
Полистайте с ребёнком книгу о собаках, кошках, динозаврах. И создайте свою. Можно вырезать понравившиеся картинки или перерисовать их. Наклейте каждую на отдельный лист, подпишите. Скрепите листы степлером, а на обложке напишите имя автора.
Предлагаемые игры окажут помощь воспитателю, учителям начальных классов.
Выражаю признательность автору книги Р. М. Миронову “Игра в развитии активности детей”, И. В. Ткаченко, Н. А. Богачкина “Играю – значит живу”, автору раздела “Игротека”, журнал “Всё для женщин”. В большую часть этих игр внесены изменения и дополнения составителем этой работы.