“Почему со мной не дружат?” - этот вопрос часто задают дети взрослым. И наша задача объяснить, научить правилам дружбы, поступкам, умению отличать дружеские отношения от приятельских. Настоящая дружба обозначает уверенность в завтрашнем дне и делает человека смелее, свободнее и оптимистичнее, а жизнь его теплее, интереснее и многограннее. Верная дружба духовно объединяет людей, способствуя развитию в них стремления к созиданию, а не разрушению. Одним словом, дружба имеет очень большое значение в нашей жизни. Порой мы не осознаём, что многие проблемы, кажущиеся грандиозными и пугающими, без особого труда можно решить, если рядом есть надёжные друзья. Дружба не возникнет сама по себе на пустом месте. Дружить – тоже надо учиться.
Цель
урока: Расширить понятие о дружбе, содействовать развитию самооценки и осознанному отношению к себе и к окружающему миру.Оборудование:
- Аудиозапись.
- Карточки для игры “Дерево дружбы”
- Выставка книг о дружбе.
- Высказывание на доске.
Ход занятия
1. Психологический настрой.
– Здравствуйте, ребята!
У меня сегодня хорошее настроение. И я хочу поделиться им с вами. Для этого я предлагаю вам спеть песню, ведь приятная музыка всегда повышает настроение. (Исполняется песня о дружбе)
2. Основная часть.
– О чём вы пели? (о дружбе)
– Друг, дружба... Что это такое? (варианты ответов учащихся)
– Заглянем в словарь. ( “Дружба – отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов и т.д.)
– Можно ли прожить без дружбы? (Версии ответов учащихся)
– Почему?
– Как вы думаете, какие причины побуждают людей вступать в дружеские отношения? (Бывают друзья ради удовольствий, ради денег, ради интриг, ради дела и друзья в несчастье)
– Послушайте рассказ.
“Новые штаны”
Витя собирался в школу. Сегодня 1 сентября. Мама купила Вите новые брюки. Мальчик впервые надевал их и радовался обновке. Витя ожидал Костю. Они всегда вместе идут в школу. А вчера они долго сидели на Тёплом камне у реки и дали друг другу слово: будут неразлучными друзьями. Вместе школу окончат, вместе в армию пойдут, и если придётся сражаться с врагом – не пожалеют жизни друг для друга.
Вот и Костя пришёл. На нём – старенькие штанишки.
– Мама, – сказал Витя,– дай мне старые штаны. Те, в которых я летом ходил.
– У тебя же новые..,– удивилась мама.
– Они тесные,– тихо сказал Витя. – Не могу я в них идти…
Мать с удивлением смотрела на сына. Но, увидев на Косте старенькие брюки, всё поняла:
– Ну, что же. Они и в самом деле тесные. Надевай старенькие.
И Витя надел старенькие штанишки.
Друзья пошли в школу – радостные, счастливые.
По дороге они договорились о встрече на Тёплом камне у реки.
– Что вы можете сказать о Вите, как о друге? (Внимательный, заботливый, помог другу избежать неловкости)
– Наверное, о таком друге поведал нам английский драматург В.Шекспир:
Настоящий друг везде
Верен в счастье и беде;
Ты не спишь –
Он спать не может,
И во всём без лишних слов
Он помочь тебе готов.
– А ведь друзьями могут быть не только люди, но и животные и даже книги.
Я хочу обратить ваше внимание на эту выставку. Здесь представлена серия произведений о дружбе. У меня в жизни были такие обстоятельства, когда я нуждалась в друге. Им стала повесть Владислава Крапивина “Мальчик со шпагой”.
– А кто из вас хочет рассказать о своём друге?
(Рассказы учащихся)
– Великий философ Сенека с горечью отмечал: “Друзья бегут оттуда, где испытывается дружба. Вот потому мы видим так много постыдных примеров, когда одни из страха бросают друзей, другие – из страха предают их”.
– Почему такое происходит? (Версии учащихся)
– А может, мы не умеем дружить или не знаем правил дружбы?
– Я предлагаю вам игру. В мифологии яблоко – плод раздора. А в нашей игре – яблоко станет “плодом дружбы”. Яблоко у нас зелёного цвета, потому что понятие о дружбе у нас ещё начальное, “не созревшее”. Правила игры: все получают по одной карточке – это половинка яблока. Ваша задача: найти вторую половинку. Причём, прошу обратить ваше внимание на то, что все “яблоки” разрезаны по-разному. Когда обе половинки “найдут” друг друга, прикрепляем яблочко на ветку дерева. (Игра)
– Молодцы. С заданием справились. А на “яблоках” написаны общепринятые правила дружбы. Давайте их прочитаем все вместе.
Делиться новостями о своих успехах
Оказывать эмоциональную поддержку
Добровольно помогать в случае нужды
Защищать друга в его отсутствие
Быть терпимым к остальным его друзьям
Не критиковать друга публично
Сохранять доверенные тайны
Уважать внутренний мир и индивидуальность друга
3. Заключительная часть.
– Я надеюсь, что эти советы помогут вам обрести настоящих друзей.
– Спасибо, что были откровенными. До свидания.