Игровые приемы в развивающем обучении русскому языку в якутских начальных классах

Разделы: Начальная школа


В основу моей работы лежит высказывание известного педагога Амонашвили Ш.А., что игра может выполнить “исключительную роль усиления познавательного интереса детей облегчения сложного процесса учения, ускорения развития”. Игровое обучение на занятиях по русскому языку в якутской начальной школе имеет особое значение. Игра помогает детям снять у детей психологическую напряженность, облегчает им деятельность на втором языке (усвоение лексики, грамматических моделей, овладение интонацией, произношение). Игры развивают у детей навыки самоконтроля, вызывают у них стремление говорить по-русски правильно, красиво и понятно, т.е. расширяют сферу коммуникативных возможностей. Научные исследования и практика показали, что более легкому и непосредственному восприятию учебного материала помогают положительные эмоции, которые должен испытывать ребенок в процессе обучения второму языку. Для школьника очень важно, чтобы знания были не только понятными, но прожитыми, прочувствованными. Следовательно, для повышения внутренней активности каждого ребенка необходим ряд психологических условий в игре и игровых приемах, которые пробудят творческие, а не имитативные способности детей, помогут разрешить задачу коллективного общения. Дидактические игры на занятиях по русскому языку в якутских начальных классах с точки зрения их дидактической цели подразделяем на фонетические, лексические, грамматические и игры по обучению связной речи. Фонетические игры направлены на развитие артикуляционного аппарата, формирование умений восприятия на слух и произношения слов русского языка. Лексические игры направлены на активизацию в речи детей употребления русских слов. Грамматические игры имеют своей целью помочь учителю организовать работу по практическому овладению детьми грамматического материала, формированию умений и навыков различать грамматические формы слов, употреблять их в не сложных конструкциях и предложениях. Игры по обучению связной речи вызывают у школьников стремление к общению на русском языке, формируют умения и навыки понимания, думанья и объяснения на русском языке.

Рассматривая вопрос о том, когда игра в обучении бывает полезной, мы убедились, что подход к игровым приемам должен выявлять, прежде всего, зачем нужен прием, а уж затем, как его использовать.

Подготовительный (добукварный) период работы по русскому языку, когда происходит обучение грамоте, также предусматривает, согласно существующим программам. Материал, на котором формируется, актуализируется, обобщается предварительное представление малышей о речи, чрезвычайно благодатен для того, чтобы с самого начала регулярной учебной работы с языком заинтересовать первоклассников этой работой, уроками русского языка, обучения грамоте.

Выбранная тема для меня является актуальной проблемой, так как: во-первых, наши дети практически не владеют или же слабо владеют русским языком, тем более в сельской местности, где нет “русской среды”. У них беден словарный запас; во-вторых, низкая посещаемость детьми детского сада; в-третьих, ребенок не имеет навыка правильного произношения отдельных трудных звуков. Например: в якутском языке отсутствуют такие звуки [в, з, ж, ф, ц, ш, щ] и нередко эти звуки дети-якуты заменяют звуками родного языка [б, п, с]. Чтобы решить эти проблемы и добиться успеваемости в учебе повышения качества учебы поставила перед собой такие задачи: 1) на первое полугодие при обучении грамоте вести полный устный курс русского языка; 2) индивидуальная работа; 3) выработать навыки слушания русской речи. Для решения этих задач игра должна занимать определенное место в учебной деятельности. Игру можно считать выполняющей свои функции на уроке в том случае, если она обеспечивает не только освоение ребенком конкретных учебных умений, но и воспитание у школьника желание учиться. Осознание школьником своих занятий в классе не как простой игры в школу, а как учения.

В своей работе из программы развивающего обучения разработала два раздела. Это раздел – формирование начальных представлений о слове и звуковой анализ слова. На каждом уроке русского языка стараюсь включить различные виды игр: лексические, фонетические, грамматические, по обучению связной речи.

Программа называет достаточно обширный круг сведений к фонетике, с которыми первоклассники должны подойти к концу добукварного периода.

По программе развивающего обучения в подготовительный (добукварный) период работы по русскому языку, когда происходит обучение грамоте, предусматривается два главных направления в изучении языка: а) работа с речью, текстом, предложением; б) формирование первоначальных фонетических представлений и умений. Данное направление включает в себя практическое знакомство с предложением, а затем словом, т.е. вычленение предложения из речи (текста) и слова – из предложения. Это можно проследить на уроке русского языка по теме: “Набор слов и предложений”. В учебную деятельность этого урока я включила лексическую игру “Умный компьютер”. В игре использовала героя нашего класса Нюргуна, который преднамеренно совершает ошибки.

Еще одна лексическая игра “Разговор с девочкой Сандарой”, где совместно с детьми в конце приходим к такому выводу, что иногда предложение может состоять из одного слова. Ценность этих лексических игр в том, что формирует у детей конкретные умения выделять предложения из речи, воспитывает у школьников интерес к речи как учебному материалу.

Вторым направлением работы является формирование первоначальных фонетических умений. Учебная работа со звуковым строем языка с фонетикой предполагает самого начала более строгое изучение языковых закономерностей освоение понятий о языке. Знакомство с фонетикой должно формировать у ребенка заинтересованное отношение к языку.

В разделе “Звуковой анализ слова” применяю фонетический вид игры.

Для усвоения правильного произношения звуков русского языка необходимо у якутских детей воспитывать фонематический слух. Развитие фонематического слуха должен служить базой при обучении русской грамматике, так как детям приходиться опираться на слух, на произношение звуков. При соблюдении определенного плана в подборе слов для работы, а также при проведении самих разборов можно добиться достаточного уровня развития речевого слуха у детей. Тем самым обеспечить действительную преемственность в работе, т.е. подготовить младших школьников к успешному обучению в средних и старших классах.

В первом классе для развития у детей фонематического слуха и создание у них артикуляционных навыков использую следующие фонематические игры: “Дом для рыбы”, “Кто в домике живет?”, “Внимательные покупатели”. В качестве покупателей выступают сами дети. Раскладываю на столе различные предметы. Среди них те, названия которых начинается на один и тот же звук. Например: кукла, кубик, Кошка, матрешка, маска, мышка, мяч, мишка.

Задание

- Вы пришли в магазин. Ваши родители заплатили за игрушки, названия которых начинаются на звук |к| или |м|. Эти игрушки вы можете взять. Выбирайте, но не будьте рассеянными, не ошибитесь: не берите игрушку, за которую не платили!

Сложность задания в том, чтобы вместо игрушки, название которой начинается на звук |м| (матрешка, мышка). Не взять игрушку, название которой начинается на звук |м*| (мяч, мишка).

Игра имеет большое значение:

- для формирования дружного детского коллектива;

- для формирования самостоятельности;

- для формирования положительного отношения к труду;

- для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей.

Все эти воспитательные эффекты опираются как на свое основание, на то влияние, где игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности.

Эти и подобные игры полезно использовать не только в добукварный период. Переход к букварному периоду должен сопровождаться не отказом от игровых приемов, а обогащением их ассортимента новыми играми, которые непосредственно направлены на обучение письму и чтению. В целях обучения русскому языку с большей эффективностью могут быть использованы творческие игры, направленные на развитие фантазии и художественного вкуса у детей.

Таким образом, при правильном использовании игра может формировать такие качества, необходимые для становления учебной деятельности:

  • общее положительное отношение к школе, учебному предмету, интерес и уважение к одноклассникам;
  • умение включаться в коллективную учебную работу;
  • готовность слушать друг друга;
  • желание постоянно расширять свои возможности, развивать свои способности;
  • развивать самоконтроль и самооценку;
  • раскрыть собственные творческие способности.

Использованная литература

  1. Амонашвили Ш.А. В школу - с шести лет. - М.: Педагогика, 1986. – 176 с.
  2. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Знание, 1987. – 96 с.
  3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального исследования. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с.
  4. Захарова А.М., Некрасова Т.В., Репкин В.В. Программа развивающего обучения. Томск. Пеленг. 1995.
  5. Гоголева С.В., Лепчикова Л.П.,Савина. Хамсаныылаах оонньуулар, эрчиллиилэр. – Я.: 1991.
  6. Журнал. Народное образование. - № 2,4/1995.
  7. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. – Томск: Пеленг. 1996.
  8. Некрасова Т.В. Раэвивающее обучение на уроках русского языка (букварный период) Томск: Пеленг, 1994. – 30 с.
  9. Романеева Н.П., Суховерина А.П. Оценка знаний и умений учащихся в системе развивающего обучения – Томск: Пеленг, 1995.
  10. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение теория и практика. – Томск: Пеленг, 1997.
  11. Левин В.А., Жедек П.С. Умный магнитофон. Томск: Пеленг, 1998.
  12. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.